Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа
Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
4
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
Введение …………………………………………………………….3
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него ………. 9
§2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13
§3. Семья и ее функции ………………………………………….14
§4.Типология семьи ……………………………………………. 17
II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21
§5. Родительская любовь ……………………………………….23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24
§7.Семейное воспитание и его цели ………………………….25
§8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27
§9. Классификация типов семейного воспитания ……………29
§10.Типы семейных взаимоотношений и
методы воспитания детей в семье …………............................. 30
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка ………………………………………......... 33
§12.Ошибки семейного воспитания …………………………... 34
Практическая часть ………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………….43
Список литературы ……………………………
- смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.
18
Принято выделять:
- благополучные, которые успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
- семьи группы риска, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например не полная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
- неблагополучные семьи. В них наблюдается низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно. Они не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. [11, с. 323]
Приведем варианты…З.В. Баерунаса:
- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
- высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
- преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;
- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
В свою очередь А.Е. Личко предлагает четыре неблагополучных семейных типа:
- гиперопека различных степеней – от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до
19
семейной тирании;
- гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность;
- ситуация, создающая «кумира» семьи с постоянным вниманием к любому побуждению ребенка и неумеренной похвалой за весьма скромные успехи;
- ситуация, создающая «золушек» в семье, что ведет к увеличению количества черствых и жестоких подростков. [3, с. 58]
Невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, например в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки, так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.
20
Глава 2. Роль семьи в развитии личности
Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций.
В целом можно заключить, что задачи семьи:
создать максимальные условия для роста и развития индивида,
обеспечить
социально-экономическую и
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
На основе вышеизложенного можно дать такое определение семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства человеческого рода и воспитания подрастающего поколения на основе общности хозяйственно-экономической деятельности и интимных психологических отношений. (Радугин А.А.)
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца
21
своей жизни. Значит
семейному воспитанию свойственны
непрерывность и
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей – его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:
любовь, гуманность и милосердие к ребенку,
постоянное внимание и забота о растущем человеке,
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,
открытость и доверительность отношений с детьми,
последовательность в своих требованиях,
22
оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.
§5 Родительская любовь
Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).
Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать – необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.). Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.
От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям (Григорович А.А., Марцинковская Т.Д., стр. 142).
Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки – её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность (Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой, стр.266).
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем
24
протяжении его развитии.
Отцы являются
основными воспитателями
Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.
§7.Семейное воспитание и его цели
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем
25
заинтересовано
все общество. Семейное воспитание
– часть общественного
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. [11, с. 327]
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей
26
семейного воспитания
не обязательно соответствует
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье;
- последовательность старших в своих требованиях;
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. [10, с.217]