Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
4
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него ………. 9
§2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13
§3. Семья и ее функции ………………………………………….14
§4.Типология семьи ……………………………………………. 17
II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21
§5. Родительская любовь ……………………………………….23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24
§7.Семейное воспитание и его цели ………………………….25
§8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27
§9. Классификация типов семейного воспитания ……………29
§10.Типы семейных взаимоотношений и
методы воспитания детей в семье …………............................. 30
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка ………………………………………......... 33
§12.Ошибки семейного воспитания …………………………... 34
Практическая часть ………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………….43
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

- смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

 

18

Принято выделять:

- благополучные, которые успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

- семьи группы риска, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например не полная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.

- неблагополучные семьи. В них наблюдается низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно. Они не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. [11, с. 323]

Приведем варианты…З.В. Баерунаса:

- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;

- высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

- преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;

- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

    В  свою очередь А.Е. Личко предлагает четыре неблагополучных семейных типа:

- гиперопека различных степеней – от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до

19

семейной тирании;

- гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность;

- ситуация, создающая «кумира» семьи с постоянным вниманием к любому побуждению ребенка и неумеренной похвалой за весьма скромные успехи;

- ситуация, создающая «золушек» в семье, что ведет к увеличению количества черствых и жестоких подростков. [3, с. 58]

Невозможно  однозначно ответить на вопрос, какой  тип семьи, например в зависимости  от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач  воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки, так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

 

 

 

20

Глава 2. Роль семьи в развитии личности

Известно, что  человек приобретает ценность для  общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление  требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций.

В целом можно  заключить, что задачи семьи:

создать максимальные условия для роста и развития индивида,

обеспечить  социально-экономическую и психологическую  защиту человека,

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,

научить детей  полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и  помощь близким,

воспитать чувство  собственного достоинства, ценности собственного «я».

На основе вышеизложенного  можно дать такое определение семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства человеческого рода и воспитания подрастающего поколения на основе общности хозяйственно-экономической деятельности и интимных психологических отношений. (Радугин А.А.)

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца 

21

своей жизни. Значит семейному воспитанию свойственны  непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность  воспитательного влияния семьи  на детей – его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей  к воспитанию детей раннего и  дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих  принципах:

любовь, гуманность и милосердие к ребенку,

постоянное  внимание и забота о растущем человеке,

вовлечение  детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,

открытость  и доверительность отношений  с детьми,

последовательность  в своих требованиях,

22

         оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

§5 Родительская любовь

Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).

Главное требование к семейному  воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать – необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.). Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

 

 

23

§6. Роли матери и  отца в развитии ребенка

Родители выполняют  разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость  связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной  сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям (Григорович А.А., Марцинковская Т.Д., стр. 142).

Мать в своем поведении  должна демонстрировать чисто женские  черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной  поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки – её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность (Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой, стр.266).

Роль отца в процессе семейного  воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что  отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм  утверждает, что отец необходим ребенку на всем

24

протяжении  его развитии.

Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка  – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.

Первые пять лет жизни  играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно  наблюдать либо развитие «женских»  черт характера, таких как большая  зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.

Любой человек для нормального  развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему  необходима справедливая оценка его  достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.

§7.Семейное  воспитание и его  цели

Семейное  воспитание – общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

     Воспитание  детей – не только личное дело родителей, в нем

25

заинтересовано  все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит в том, что  она закладывает основу для руководства к действиям и поведению в будущем, а также в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующееся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких.

Семейное  воспитание имеет также широкий  временной диапазон воздействия: оно  продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. [11, с. 327]

Семейное  воспитание – это сложная и  многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

По  содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей

26

семейного воспитания не обязательно соответствует общественно  одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).  [5, с.51-52]

Наиболее  общими принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений в семье;

- оптимальность взаимоотношений в семье;

- последовательность старших в своих требованиях;

- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. [10, с.217]

Информация о работе Роль семьи в развитии личности