Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
4
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него ………. 9
§2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13
§3. Семья и ее функции ………………………………………….14
§4.Типология семьи ……………………………………………. 17
II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21
§5. Родительская любовь ……………………………………….23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24
§7.Семейное воспитание и его цели ………………………….25
§8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27
§9. Классификация типов семейного воспитания ……………29
§10.Типы семейных взаимоотношений и
методы воспитания детей в семье …………............................. 30
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка ………………………………………......... 33
§12.Ошибки семейного воспитания …………………………... 34
Практическая часть ………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………….43
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Итак, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Обратимся к  рассмотрению…Воспитания  по типу «Золушки». Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью.

Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может  показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

Синдром опасного обращения с детьми. Это  один из самых недопустимых типов  семейного  воспитания, связанный  с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с  помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. В последствии

36

они сами нередко  становятся жестокими. Им начинает нравиться  унижать других, бить, издеваться. [10, с.218]

В заключении данной главы можно подвести итог:

в жизни каждого  человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

Практическая  часть

      1. Раннее интеллектуальное  развитие ребенка от 1,5 лет по методу Л. Я. Береславского.

Рассмотрим: Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний.

Обязательно необходимо формировать способности и навыки. В 2-3 летнем возрасте особенно важно развитие мелкой моторики, логического мышления и творческих способностей. Каждый из навыков — кирпичик в интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте.

Рассмотрим: развитие внимания и памяти, усидчивости и упорства в решении непростых задач. В 2-3-летнем возрасте ребёнка трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания. Таким образом, направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях, что положительным образом сказывается на его самоуважении.

Игры  для развития логики и логического  мышления у детей в 2-3 года. (Л. Я. Береславский)

Быстрый пальчик.

Упражнение  развивает мелкую моторику.

38

На плотной  бумаге нарисуйте две одинаковые дорожки, длиной 15-20 см, шириной 2-3 см. В  конце каждой дорожки положите кубик. Взрослый показывает, как по дорожкам скользят указательные пальцы (по правой дорожке — правый палец, а по левой — левый палец), а затем предлагает малышу дойти до кубика своим указательным пальчиком.

Обратимся к  рекомендации…Чаще хвалите ребенка, превратите задание в игру: «Раньше пришел правый пальчик! Давай его погладим!», «Левый пальчик расстроен, он тоже хочет первым дойти до кубика». «А вот оба пальчика дошли до конца дорожки! Молодцы! Похлопаем в ладошки!»

 Когда малыш освоит прямые дорожки, можно уже нарисовать извилистые, и постепенно увеличивать их кривизну. Пускай тренируется!

Игра  для развития логического мышления у детей «Делай, как я!» (Л. Я. Береславский)

Главная цель игры — это развитие координации движений.

На полу с  помощью двух лент выкладывается «дорога». Взрослый кладет кубик на внешнюю сторону кисти и медленно проходит, стараясь не уронить лежащий на его руке предмет на пол. Затем он обращается к ребенку: «Делай, как я! Перенеси другой кубик».

Если малыш  легко справляется с заданием, дайте ему маленький мячик. Его удержать на руке труднее. Или измените расположение лент, чтобы дорожка была не прямой, а с поворотом.

2.Методика «Цветовая социометрия»(М. Ионова )

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

 

39

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит  из 13 цветовых и 12 белых квадратов  в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый,  зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий,  белый, красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно  подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция  дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие  требования:

•  Не все  квадраты могут быть заполнены.

•  Выбор  цвета может быть расширен. Например, одним и тем же

 цветом могут  быть обозначены несколько человек.

•  Если ребенок  захочет выбрать большее количество людей (чем

 четверых), то  это фиксируется в протоколе,  а дополнительные

 фишки размещаются  на белых квадратах.

Во время  работы испытуемого, исследователь  должен вести протокол (см. Приложение 1)

40

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение  ребенка к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок  испытывает антипатию, конфликтные  отношения.

 

3.Методика «Рисунок семьи» (Е. Ю. Бруннер)

По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».

Два ребенка  выражают большую потребность в  общении – в свои рисунки они  добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на восьми рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены

41

четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок  изображен анфас (в верхней части  листа), а остальные члены семьи  в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.

Вывод: проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

- занижение  самооценки;

- неуверенность  в себе;

- замкнутость;

- склонность  к агрессии как средству защиты;

- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

- склонность  к асоциальному поведению.

 

 

 

 

42

Заключение

Теоретическое исследование приводит к мысли о том, что специфика семейного воспитания основана на чувстве. Изначально семья, как правило, рождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Однако  эта  изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать  как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства и лицемерия.

Таким образом, анализируя роль семьи в развитии личности, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

 Итак  , роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и

43

искоренить  свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

 Заключаем,  что задачи семьи:

 создать  максимальные условия для роста  и развития индивида;

 обеспечить  социально-экономическую и психологическую защиту человека;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения  к старшим;

научить детей  полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и  помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Я считаю, что  самая естественная и самая необходимая  из всех обязанностей родителей –  это относиться к ребенку в  любом возрасте с любовью и  вниманием. И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму и т. п.

Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе.

Гипотеза о  том, что семья как социально-психологическая  категория непосредственно влияющая на процесс развития личности ребенка, полностью подтвердилась в данной работе.

44

            В данной работе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

Список  литературы

    1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М., 1995. – 24 с.
    2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, - М., 2001. – 352 с.
    3. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник. М., 2002г., стр. 54-65.
    4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
    5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005г.
    6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
    7. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери. – М., 1996. – 185 с.
    8. Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб., 2002. – 464 с.
    9. Педагогика: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый: В 3-х кн. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007г. – Кн. 3.
    10. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред.Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008г.,стр. 341
    11. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007г.       

Информация о работе Роль семьи в развитии личности