Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа
Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
4
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
Введение …………………………………………………………….3
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него ………. 9
§2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13
§3. Семья и ее функции ………………………………………….14
§4.Типология семьи ……………………………………………. 17
II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21
§5. Родительская любовь ……………………………………….23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24
§7.Семейное воспитание и его цели ………………………….25
§8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27
§9. Классификация типов семейного воспитания ……………29
§10.Типы семейных взаимоотношений и
методы воспитания детей в семье …………............................. 30
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка ………………………………………......... 33
§12.Ошибки семейного воспитания …………………………... 34
Практическая часть ………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………….43
Список литературы ……………………………
46
12.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999г.
47
48
Приложение
Приложение №1
Методика «Цветовая
Протокол
Фамилия, имя ребенка………………………
Возраст……………………………………
Отношения |
Выбор цвета |
Имя (кто обозначен) |
Высказывания ребенка |
Результат |
К себе |
||||
Явно предпочтительные: 1 2 3 4 |
||||
Предпочтительные: 1 2 3 4 |
||||
Антипатии 1 2 3 4 |
Приложение № 2
Таблицы для методики «Цветовая социометрия»
Синий цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный. |
Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. |
Привлекательны интересы данного лица. Дистанция в межличностных отношениях. |
Почтительно- негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства. |
Желтый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь. |
Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним. |
Признание таланта и особенных, положительных черт характера. |
Зависть по отношению к заслугам данного человека, и (или) легко попадает под его влияние, увлекают его интересные идеи.
|
Зеленый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии. |
Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от общения с этим человеком. |
Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих. |
Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный. |
Серый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества |
Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой |
Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности это привлекает, но отталкивает его непостоянство, изворотливость. Слабость контактов. |
Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный, ранимый |
Черный цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Испытывает
со стороны окружающих агрессию. В
наличии множество |
Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет |
Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева. |
Действует безрассудно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность.
|
Оранжевый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Оптимист. Любит быть в центре внимания, событий. Озабочен своим внешним видом. Приятный собеседник |
Клиент удивляется некоторым поступкам данного лица. Ожидание новых, благоприятных отношений. Партнер по играм и забавам. |
Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе. Неопределенное отношение. |
Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность.
|
Фиолетовый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Стремление к спокойствию, пониманию со стороны окружающих. Незащищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение. |
Состояние, близкое к игнорированию данного лица: «Терплю, потому что нуждаюсь». |
Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часто является причиной страданий ребенка. |
Некритичное отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение.
|
Коричневый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды, огорчения, попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к уединению. Часто непонимание со стороны окружающих. |
Немного флегматичен. Предпочитает Покой Стремление избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать. |
Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке. |
Нетерпим к окружающим. Предъявляет завышенную требовательность к людям, часто проявляет злобу. |
Сиреневый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление |
Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми. |
Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей. |
Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим. |
Малиновый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях. |
Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность. |
Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы. |
Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения». |
Розовый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности |
Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним. |
Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссизм» |
Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими. |
Красный цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности. |
Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка. |
Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам. |
Агрессивный, придирчивый, не признающий за собой недостатков. Авторитарен. Хвастлив. Стремление любыми средствами |
Белый цвет
1 |
2 |
3 |
4 |
Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение |
Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку. |
Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям. |
Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия. |
Приложение №3
Методика « Рисунок семьи»
Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:
№ |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
1 |
Общий размер рисунка |
|
2 |
количество членов семьи |
|
3 |
Соответствующие размеры членов семьи мать; отец; сестра; брат; дедушка; бабушка и т.д. |
|
4 |
Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними |
|
5 |
Наличие животных |
|
6 |
Вид изображения: схематическое; реалистическое; эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.; метафорическое изображение в движении, в действии. |
|
7 |
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…). Степень аккуратности исполнения.
|