Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
4
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него ………. 9
§2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13
§3. Семья и ее функции ………………………………………….14
§4.Типология семьи ……………………………………………. 17
II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21
§5. Родительская любовь ……………………………………….23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24
§7.Семейное воспитание и его цели ………………………….25
§8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27
§9. Классификация типов семейного воспитания ……………29
§10.Типы семейных взаимоотношений и
методы воспитания детей в семье …………............................. 30
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка ………………………………………......... 33
§12.Ошибки семейного воспитания …………………………... 34
Практическая часть ………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………….43
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

46

          12.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999г.

    1. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. – М., 1996. – 374 с.
    2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – 1996. – 240 с.
    3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
    4. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. Пособие для студентов/ под ред. Д. И. Фельдштейна: изд. 2-е, М.,1996г.- 304с
    5. Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор- составитель Карпенко Л. А., М., 2005г.
    6. Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. Социология. Изд. 2-е; М., 2003г. 512с.
    7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. – 256 с.
    8. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
    9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000. – 560 с. –
    10. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004г.
    11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – Владос - Пресс 2010.

 

47

    1. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
    2. Раннее интеллектуальное  развитие ребенка от 1,5 лет по методу Л. Я. Береславского.
    3. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007г.
    4. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006г.
    5. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
    6. Зубова Л.В. О природе агрессивности личности // Вестник. М., 2004г., стр. 27-32.
    7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.
    8. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., -  М., 1999. – 400 с.

 

       

 

 

 

 

 

48

Приложение

Приложение №1

Методика «Цветовая социометрия»

Протокол

Фамилия, имя  ребенка………………………

Возраст……………………………………

 

Отношения

Выбор цвета

Имя (кто обозначен)

Высказывания  ребенка

Результат

К себе

       

Явно предпочтительные:

1 2 3 4 

       

Предпочтительные: 1 2 3 4 

       

Антипатии

1 2 3 4

       

 

 

Приложение № 2

Таблицы для  методики «Цветовая социометрия»

Синий цвет

1

2

3

4

Жалеет себя,

часто обижается

на мелочи.

Мечтатель,

склонен к

фантазированию.

Миролюбивый,

печальный. 

Нежелание

конфликта с  этим

человеком.

Совместные  игры,

интересы. 

Привлекательны

интересы данного

лица. Дистанция  в межличностных

отношениях. 

Почтительно-

негативное

отношение.

Внутреннее

состояние

беспокойства.


 

Желтый цвет

1

2

3

4

Свободный от

комплексов,

оптимистичный,

кокетливый.

Предпочитает

перемены ради

перемен. Свои

фантазии

стремится

воплотить в  жизнь. 

Значимый человек,

авторитет, на

которого хочется

быть похожим.

Стремление  быть

ближе к человеку.

Ощущение

приятного

возбуждения от

общения с ним. 

Признание таланта

и особенных,

положительных

черт характера. 

Зависть по

отношению к

заслугам данного

человека, и (или)

легко попадает под

его влияние,

увлекают его

интересные  идеи.

 

 


 

Зеленый цвет

 

1

2

3

4

Желание

самоутвердиться,

понравиться

окружающим.

Стремление  к

реальному

удовлетворению

потребностей.

Склонность  к

депрессии.

Ощущение

спокойствия,

расслабленности,

удовлетворенности от общения

с этим человеком.

Мечтательный

человек,

переоценивающий

значимость

отношения к  себе

со стороны

окружающих.

Наличие страха,

который служит

причиной частого

уединения в

коллективе;

неоправданные

ожидания.

Энергичный.


 

 

Серый цвет

1

2

3

4

Устойчивое  стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной  ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества 

Признание

достоинств

человека,

одновременно

недовольство

характерными

особенностями:

занудливостью,

мелочностью,

излишней опекой 

Человек

незаурядный,

способный к

плодотворной

деятельности  это

привлекает, но

отталкивает его

непостоянство,

изворотливость.

Слабость

контактов. 

Угнетающе

действует на

окружающих.

Неискренний

человек. Часто его

поведение

демонстративное.

Тревожный,

ранимый


 

Черный цвет

1

2

3

4

Испытывает  со стороны окружающих агрессию. В  наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки

Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет

Часто драматизирует  события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева. 

Действует

безрассудно,

отрицает

положительные

стороны

окружающих.

Высокая степень

агрессивности.

Эгоистичность.

Тревожность.

 


 

Оранжевый цвет

1

2

3

4

Оптимист. Любит  быть в центре внимания, событий.

Озабочен своим  внешним видом. Приятный собеседник

Клиент удивляется некоторым поступкам данного  лица. Ожидание новых, благоприятных  отношений. Партнер по играм и  забавам. 

Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание  больше узнать о человеке, стать  ближе.

Неопределенное  отношение. 

Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность.

 


 

Фиолетовый  цвет

1

2

3

4

Стремление  к спокойствию,

пониманию со

стороны

окружающих.

Незащищен от

неблагоприятных

эмоциональных

влияний.

Неустойчивое

настроение. 

Состояние,

близкое к

игнорированию

данного лица:

«Терплю, потому

что нуждаюсь». 

Болтлив. Дает

множество

обещаний и  не

выполняет их.

Часто является

причиной

страданий ребенка. 

Некритичное

отношение к  себе

мешает адекватно

оценить

собственное

поведение.

 


 

Коричневый  цвет

1

2

3

4

Усталость,

наличие

множества

проблем,

переживание

обиды, огорчения,

попытка

разобраться в

себе.

Напряженность.

Стремление  к

уединению. Часто

непонимание со

стороны

окружающих. 

Немного

флегматичен.

Предпочитает

Покой Стремление

избавиться  от проблем, но

предпочитает

пассивно ждать,

чем активно

действовать. 

Стремление  к

четкому контролю

над собой, вплоть

до расписания

режима, плана

действия, но не

доводит начатое

дело до конца,

активное

стремление  к

эмоциональной

разрядке. 

Нетерпим к

окружающим.

Предъявляет

завышенную

требовательность

к людям, часто

проявляет злобу.


 

Сиреневый цвет

1

2

3

4

Взбалмошный, с  неустойчивыми интересами. Желание  произвести впечатление

Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в  отношениях с людьми.

Нехватка психологической  самостоятельности. Идеализация близких людей.

Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто  жестокости по отношению к окружающим.


 

Малиновый цвет

1

2

3

4

Стремление  произвести впечатление на

окружающих.

Авторитарность  в

социальных

отношениях.

Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.

Стремление  окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные  интересы.

Драматизирует события. Рискует быть втянутым в  бессмысленные «приключения».


 

 

Розовый цвет

1

2

3

4

Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности

Проявляет интерес  к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним. 

Любит, чтобы  им

восхищались.

«Нарциссизм»

Болезненное раздражение  мешает наладить близкие контакты с  окружающими.


 

Красный цвет

1

2

3

4

Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая  неуравновешенность, но с сохранением  самобытности. 

Олицетворение человека

действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка.

Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с  состраданием к его недостаткам. 

Агрессивный, придирчивый, не признающий за

собой недостатков.

Авторитарен.

Хвастлив.

Стремление

любыми

средствами


 

Белый цвет

1

2

3

4

Стремление  к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение

Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку.

Желание самых  близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям.

Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия.


 

Приложение  №3

Методика  « Рисунок семьи»

Обработка теста  «Рисунок семьи» проводится по следующей  схеме:

Выделяемые  признаки

Отметки о наличии  признаков

1

Общий размер рисунка 

 

2

количество  членов семьи

 

3

Соответствующие размеры членов семьи

мать; отец; сестра; брат;

дедушка; бабушка и т.д. 

 

4

Расстояние  между членами семьи.

Наличие каких-либо признаков между ними

 

5

Наличие животных

 

6

Вид изображения:

схематическое;

реалистическое;

эстетическое  в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.;

метафорическое  изображение в движении, в действии. 

 

7

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…).

Степень аккуратности исполнения. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль семьи в развитии личности