Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....14
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....29
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………....29
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..........…..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………………50
28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной выпускной квалификационной работы — «Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом».
Актуальность. Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т.е. сложную работу анализаторов.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Развитие психической деятельности у ребенка идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления.
Своевременное сенсорное развитие доставляет ребенку радость общения, активного взаимодействия с окружающей средой, служит основой для полноценного развития восприятия, ведет к качественному познанию мира.
Активная познавательная деятельность с сенсорным материалом (первоначально по показанному педагогом образцу, а затем, возможно, и самостоятельно придуманным способом), сопровождаемая двигательной
активностью, не только позволяет ребенку обогатить свой внутренний мир новыми впечатлениями, но и способствует их классификации и систематизации, а также построению новых знаний на основе уже известных.
Объект исследования — сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — игры с природоведческим материалом как средство сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника
1.1. Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных и
отечественных дидактических системах
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Они обычно не осознаются. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды организма.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
«Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно
обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить
один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда
других похожих или не похожих на него»¹.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. И.М.Сеченов, как никто другой, смог оценить принципиальный смысл чувственно-двигательного понимания сенсорных актов. Ощущение неотделимо от вызываемых им двигательных или выделительных последствий; поэтому в качестве единицы научного анализа они должны рассматриваться в связи друг с другом; такой интегральной единицей является рефлекс. Рефлекторное начало сохраняется на всех уровнях жизненных процессов организма — от уровня простейших, автоматически происходящих приспособлений включительно до того уровня, где, говоря словами Сеченова, чувствование превращается в повод и цель, а движение — в действие.
Л.А. Грищенко акцентирует внимание на следующем: «Восприятие человека носит избирательный характер. Это значит, что из ряда предметов, воздействующих на наш мозг, объектом ясного и четкого отображения являются только некоторые из них, а остальные составляют общий фон
1 Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997. --с. 8.
восприятия. Так, на учащегося во время урока действует целый ряд раздражителей: находящаяся в классе мебель, учебные пособия, карта, картины на стенах и т.д., но все они представляют только общий фон, на котором с отчетливостью и ясностью выступает рассказ преподавателя - основной объект внимания учащегося»¹.
Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
Сенсорное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное — в обозначении этих свойств словом.
1 Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти. Екатеринбург, 1994. —с. 8.
Даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Логопеды и воспитатели должны хорошо представлятъ конкретные задачи сенсорного воспитания детей с ОНР. Эти задачи, содержание и методы работы будут зависеть от возраста ребенка, уровня его речевого и психического развития.
Одной из первостепенных задач слёдует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельною, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе с дошкольниками с III уровнем речевого развития в качестве наглядных пособий лучше использовать натуральные предметы, при этом давать ребятам возможность активно действовать с ними: не только рассмотреть, например, яблоко, но поиграть с ним, покатать его, ощупать с закрытыми глазами , достать из Волшебного мешочка, выбрав на ощупь, понюхать, попробовать. Такая деятельность поможет активизировать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свойства предмета.
Большое значение для психического развития ребенка имеет закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками — сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.
Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возможно лишь при определенном уровне развития способности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы, примеривание, когда фиксируются успешные действия и отбрасываются ошибочные. Постепенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением, ему достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом их величины.
Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие прецептивной деятельности является еще одной важной задачей сенсорного воспитания.
Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. на этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.
На втором этапе перцептивньими действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами.
Перцептивные действия являются видом ориентировочных действий, при их помощи производится обследование предметов и явлений и построение образов ориентирующих и регулирующих практическое поведение в процессе обследования осуществляется как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый субъекту «язык». Таким «языком» в развитых формах перцептивных действий являются системы выработанных обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов — общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов¹.
В качестве сенсорных эталонов формы выступают представления о разновидностях геометрических фигур, цвета представления о цветах спектра и их вариациях по светлоте и насыщенности, величины
представления о мерах, входящих в метрическую систему, и т. д.
Применение сенсорных эталонов в перцептивном действии происходит при помощи перцептивных операций — способов опробования имеющихся эталонов и их сочетаний, соотнесения с обследуемыми свойствами, установления соответствия или несоответствия этим свойствам. Совершенство восприятия — полнота и точность строящихся образов — зависит от того, насколько полной системой эталонов, необходимой для обследования данного содержания, владеет субъект и в какой мере у него сформированы операции по соотнесению используемых эталонов со свойствами предметов.
Именно практическая деятельность выдвигает перед восприятием ребенка новые задачи, являющиеся составной частью более общих практических или познавательных задач, требует выработки новых способов перцептивного ориентирования. Более того, состав средств и операций, используемых в практической деятельности, детерминирует характер формирующихся у детей сенсорных эталонов и перцептивных операций. При этом общепринятыми (нормативными) сенсорными эталонами и операциями, позволяющими строить расчлененные модели свойств и предметов, дети овладевают далеко не сразу. Их усвоению предшествует формирование «предэталонов», несущих па себе печать личных действий ребенка с предметами, и сравнительно элементарных перцептивных операций, которые сводятся к простой идентификации свойств обследуемого предмета с эталоном.
При отсутствии специального сенсорного воспитания развитие восприятия происходит целиком в контексте практической деятельности ребенка, в связи с выдвигаемыми ею практическими и познавательными задачами, причем необходимые перцептивные действия складываются стихийным путем.
Введение целенаправленного формирования перцептивных действий позволяет осуществить сознательное руководство развитием детского восприятия, сенсорной культуры. Это руководство в соответствии со структурой перцептивных действий включает две стороны: ознакомление детей с сенсорными эталонами и выработку, у них перцептивных операций, состоящих в применении усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств.