Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....14
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....29
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………....29
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..........…..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, при отсутствии специального сенсорного воспитания развитие восприятия происходит целиком в контексте практической деятельности ребенка, в связи с выдвигаемыми ею практическими и познавательными задачами, причем необходимые перцептивные действия складываются стихийным путем.
Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т.п.).
Сенсорное развитие на первом году жизни служит основой для формирования всех линий развития ребенка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание. Усвоение систем сенсорных эталонов связано в дошкольном возрасте с усвоением слов-названий, фиксирующих эталоны.
Основное условие успешного сенсорного развития ребенка первого года жизни заключается в том, чтобы обеспечить достаточное разнообразие внешних воздействий для активизации деятельности анализаторов, приспосабливающихся к окружающему миру. В своем развитии ребенок осваивает сложные перцептивные действия, которые помогают ему выделять свойства предметов, количество таких обследовательских действий увеличивается при действии с предметами.
Практический опыт, разнообразная деятельность ребенка среди окружающих его и общающихся между собой людей являются в подлинном смысле слова школой его сенсорной деятельности.
Игры-занятия определяют успешность сенсорного развития, поскольку позволяют сочетать непосредственное общение (при ведущей роли взрослого) и опосредованное общение, в котором основная роль принадлежит взрослому как создавшему дидактическое пособие, так и использующему его в конкретных условиях.
Эта работа не только наглядно осветила особенности сенсорного воспитания у дошкольников, но и раскрыла суть его в психологии человека любой возрастной категории.
Данная работа показала неоценимое значение творческого (продуктивного) мышления для жизни и творчества ребенка и необходимость его интенсивного развития в старшем дошкольном возрасте.
Анализ литературы данной работы также доказала педагогическую необходимость преобладающего применения природного материала в играх и на занятиях у дошкольников, вследствие наличия огромного развивающего фактора для сенсорного развития при работе с этим материалом.
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой.-6-е изд. – М.: Изд. ц. «Академия», 2005.-400с.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера. -М.: Просвещение, 1988. -144с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений «Детская психология». - М.,
1984.
6. Газмап О.С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. тр. —Новосибирск, 1989.
7. Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти. - Екатеринбург, 1994.
8.Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991.-175с.
9. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. — М., 1986.
10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.: Мозаика – Синтез, 2006. -192с.
11. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей /Вопросы детской и общей психологии /IIод ред. Б. Г. Ананьева. - М., 1990.
12. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развитя», 1997. – 192с.
13. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. — М., 2000.
14. Паславский А.С. Природа, фантазия, творчество. Изд. «Веселка». -Киев.,1983.
15. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.
16.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагог. уч. заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 1996. -336с.
17. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. –М.: Изд. центр «Академия»,1996. -96с.
18. Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. – М., «Просвещение», 1976. – 112с.
19.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.
20.Генезис сенсорных способностей / ред. Л.А. Венгер. — М., 1976.
21.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Мозаика – Синтез, 2005. -344с.
22.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. -2-е изд., испр. и доп. –М.: Мозаика – Синтез, 2005. -208с.
23.Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников/ Н.Ю.Борякова, А.В.Соболева, В.В.Ткачева/ учебно – методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.2000.
24.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк.учр. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
ПРИЛОЖЕНИЯ