Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....14
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....29
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………....29
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..........…..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сенсорное развитие в процессе игр с природным материалом.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

1.      Какие признаки ребенок называет, сколько и в какой последовательности? Воспитатель выявляет, какие из них ребенок воспринимает полнее, точнее и легче (цвет, форму, величину, пространственное расположение деталей).

2.      Называет ли ребенок части предмета и какие? Обычно легче всего воспринимаются ярко выраженные и функциональные части.

3.      Воспринимает ли ребенок игрушку только зрительно или пытается обследовать её? Как и насколько целенаправленно делает это (поворачивает, чтобы увидеть её сзади; подносит ближе, чтобы лучше разглядеть; просто крутит в руках, гладит). Целенаправленность восприятия говорит о сформированности самостоятельных перцептивнных действий.

4.      Проявляется ли у ребенка (и в чем) связь восприятия и прошлого опыта? (Например, ребенок называет действия, непосредственно не воспринимаемые, но присущие персонажу).

5.      Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие? По каким признакам ребенок проводит сравнение?

6.      Какие эмоции переживает малыш в процессе восприятия игрушки? Чем они вызваны?

7.      Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает ребенок: неточно называет признак (в место голубого цвета синий); указывает на признак или деталь, отсутствующую у игрушки; путает признаки у двух игрушек и пр.  Каковы причины ошибок (не точное восприятие; ассоциации с прошлым опытом; не умение выбрать нужное слово для обозначения признака и пр.)?

8.      На сколько логичная речь ребенка? В чем это проявляется? Воспитатель прослеживает взаимосвязи восприятия и памяти у ребенка, а также роль речи в восприятии и воспроизведении, которая выступает как средство познавательной деятельности.

 

    Далее проводится анализ полученных результатов проведенной беседы, воспитателем оценивается знание ребёнком сенсорных эталонов и сформированности  перцептивных  действий.

      Критерии оценки знания сенсорных эталонов: 1балл – не сформированы;

2балла – на стадии формирования; 3балла – сформированы.

     На основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне сенсорного развития ребёнка.

     Методика проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о желудях), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность желудя, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщение темы и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

      Перспективное планирование игр - занятий, направленных на повышение уровня сенсорного воспитания  детей с III уровнем речевого развития.

 

Сентябрь

1.      Вводная беседа. Экскурсия  в парк для сбора природного материала.

 

Цель. Рассказать детям о природном материале, о его многообразии, познакомить с ним. Показать детям, что можно сделать из природных материалов на примере готовых поделок. Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик.

 

     2. Стрекоза.(приложение 3)

 

Цель. Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.

     3. Бабочка.(приложение 4)

 

Цель. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соразмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.

     4. Уж. (приложение 5)

 

Цель. Познакомить детей с рабочим инструментом — шилом, с особенностями его использования и техникой безопасности; побуждать к активному участию в анализе образца игрушки и последовательности ее изготовления; учить пользоваться новым приемом соединения деталей — проволокой; развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек; использовать оценку детских работ, как средство обучения.

 

  Октябрь

     1. Козлик.(Приложение 6)

 

 

Цель. Познакомить детей с новым природным материалом — шиповником, рассказать о его свойствах и способе использования в работе над игрушкой; закрепить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля.

 

2.      Котенок.(Приложение 7)

 

 

Цель. Продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

     3. Птицы.(Приложение 8)

 

Цель. Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание; познакомить с новым типом образца — рисунком поделки, научить на основе его анализа устанавливать последовательность работы; продолжать учить работать с шилом; воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательные отношения, любовь к живой природе.

     4. Ослик.( Приложение 9)

 

Цель. Познакомить детей с новым, природным материалом — земляным орехом; учить использовать его в сочетании с другими природными материалами для изготовления игрушек; закрепить умение пользоваться рисунком игрушки в качестве образца; формировать умение работать с шилом; объективно оценивать результаты работы; воспитывать интерес к работе с природным материалом.

 

Ноябрь

     1. Экскурсия  в лес для сбора природного материала.

 

Цель. Продолжать вызывать интерес детей к работе с природным материалом.  Развивать  у детей наблюдательность,  любовь и бережное отношение к природе.

     2. Изготовление игрушек по замыслу.( Приложение 10)

 

Цель занятий, на которых ребята мастерят игрушки по замыслу, — научить их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки; развивать инициативу и творчество в оформлении поделок.

     3. Олень.( Приложение 11)

 

Цель. Учить детей использовать различный природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя; познакомить с новым типом образца — моделью игрушки и способом наглядной фиксация этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.

     4. Вертолет.( Приложение 12)

 

Цель. Учить детей работать с новым материалом — пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве образца, рисовать план-схему ее пооперационного изготовления и пользоваться им в процессе работы; добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками более сложных конструкций, настойчивости и целеустремленности; учить преодолевать трудности. Доводить дело до конца; развивать самоконтроль в процессе работы над игрушкой по плану-схеме.

 

Декабрь

     1. Павлин.( Приложение 13)

 

 

Цель. Закреплять навыки работы с разным природным материалом; формировать умение по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться ею как планом работы в процессе изготовления поделки; продолжать учить детей пользоваться шилом; развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета.

     2. Собачка.(Приложение 14)

 

Цель. Закрепить знания детей о земляном орехе и приемах работы с ним; воспитывать у них настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; продолжать формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать поэтапное ее выполнение в процессе создания и использования наглядного плана-схемы, с пониманием относиться к объективной оценке результата своей работы.

     3. Плот.( Приложение 15)

 

Цель. Познакомить детей с новой поделкой; учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине; развивать глазомер, точность движений; закрепить навыки анализа образца игрушки, представленного в виде модели, умение схематично изображать последовательность работы и пользоваться наглядным планом в ходе изготовления поделки; воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде.

     4. Изготовление игрушек по замыслу детей.(Приложение 16)

 

Цель. Закреплять знания детей и умение их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки; развивать инициативу и творчество в оформлении поделок. Формировать самоконтроль и самооценку.

 

Информация о работе Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом