Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....14
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....29
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………....29
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..........…..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………………50
1. Какие признаки ребенок называет, сколько и в какой последовательности? Воспитатель выявляет, какие из них ребенок воспринимает полнее, точнее и легче (цвет, форму, величину, пространственное расположение деталей).
2. Называет ли ребенок части предмета и какие? Обычно легче всего воспринимаются ярко выраженные и функциональные части.
3. Воспринимает ли ребенок игрушку только зрительно или пытается обследовать её? Как и насколько целенаправленно делает это (поворачивает, чтобы увидеть её сзади; подносит ближе, чтобы лучше разглядеть; просто крутит в руках, гладит). Целенаправленность восприятия говорит о сформированности самостоятельных перцептивнных действий.
4. Проявляется ли у ребенка (и в чем) связь восприятия и прошлого опыта? (Например, ребенок называет действия, непосредственно не воспринимаемые, но присущие персонажу).
5. Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие? По каким признакам ребенок проводит сравнение?
6. Какие эмоции переживает малыш в процессе восприятия игрушки? Чем они вызваны?
7. Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает ребенок: неточно называет признак (в место голубого цвета синий); указывает на признак или деталь, отсутствующую у игрушки; путает признаки у двух игрушек и пр. Каковы причины ошибок (не точное восприятие; ассоциации с прошлым опытом; не умение выбрать нужное слово для обозначения признака и пр.)?
8. На сколько логичная речь ребенка? В чем это проявляется? Воспитатель прослеживает взаимосвязи восприятия и памяти у ребенка, а также роль речи в восприятии и воспроизведении, которая выступает как средство познавательной деятельности.
Далее проводится анализ полученных результатов проведенной беседы, воспитателем оценивается знание ребёнком сенсорных эталонов и сформированности перцептивных действий.
Критерии оценки знания сенсорных эталонов: 1балл – не сформированы;
2балла – на стадии формирования; 3балла – сформированы.
На основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне сенсорного развития ребёнка.
Методика проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о желудях), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность желудя, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщение темы и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
Перспективное планирование игр - занятий, направленных на повышение уровня сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.
Сентябрь 1. Вводная беседа. Экскурсия в парк для сбора природного материала. |
Цель. Рассказать детям о природном материале, о его многообразии, познакомить с ним. Показать детям, что можно сделать из природных материалов на примере готовых поделок. Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик.
|
2. Стрекоза.(приложение 3)
| Цель. Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда. |
3. Бабочка.(приложение 4)
| Цель. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соразмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы. |
4. Уж. (приложение 5)
| Цель. Познакомить детей с рабочим инструментом — шилом, с особенностями его использования и техникой безопасности; побуждать к активному участию в анализе образца игрушки и последовательности ее изготовления; учить пользоваться новым приемом соединения деталей — проволокой; развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек; использовать оценку детских работ, как средство обучения. |
Октябрь 1. Козлик.(Приложение 6)
|
Цель. Познакомить детей с новым природным материалом — шиповником, рассказать о его свойствах и способе использования в работе над игрушкой; закрепить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля. |
2. Котенок.(Приложение 7)
|
Цель. Продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. |
3. Птицы.(Приложение 8)
| Цель. Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание; познакомить с новым типом образца — рисунком поделки, научить на основе его анализа устанавливать последовательность работы; продолжать учить работать с шилом; воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательные отношения, любовь к живой природе. |
4. Ослик.( Приложение 9)
| Цель. Познакомить детей с новым, природным материалом — земляным орехом; учить использовать его в сочетании с другими природными материалами для изготовления игрушек; закрепить умение пользоваться рисунком игрушки в качестве образца; формировать умение работать с шилом; объективно оценивать результаты работы; воспитывать интерес к работе с природным материалом. |
Ноябрь 1. Экскурсия в лес для сбора природного материала. |
Цель. Продолжать вызывать интерес детей к работе с природным материалом. Развивать у детей наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе. |
2. Изготовление игрушек по замыслу.( Приложение 10)
| Цель занятий, на которых ребята мастерят игрушки по замыслу, — научить их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки; развивать инициативу и творчество в оформлении поделок. |
3. Олень.( Приложение 11)
| Цель. Учить детей использовать различный природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя; познакомить с новым типом образца — моделью игрушки и способом наглядной фиксация этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе. |
4. Вертолет.( Приложение 12)
| Цель. Учить детей работать с новым материалом — пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве образца, рисовать план-схему ее пооперационного изготовления и пользоваться им в процессе работы; добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками более сложных конструкций, настойчивости и целеустремленности; учить преодолевать трудности. Доводить дело до конца; развивать самоконтроль в процессе работы над игрушкой по плану-схеме. |
Декабрь 1. Павлин.( Приложение 13)
|
Цель. Закреплять навыки работы с разным природным материалом; формировать умение по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться ею как планом работы в процессе изготовления поделки; продолжать учить детей пользоваться шилом; развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета. |
2. Собачка.(Приложение 14)
| Цель. Закрепить знания детей о земляном орехе и приемах работы с ним; воспитывать у них настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; продолжать формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать поэтапное ее выполнение в процессе создания и использования наглядного плана-схемы, с пониманием относиться к объективной оценке результата своей работы. |
3. Плот.( Приложение 15)
| Цель. Познакомить детей с новой поделкой; учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине; развивать глазомер, точность движений; закрепить навыки анализа образца игрушки, представленного в виде модели, умение схематично изображать последовательность работы и пользоваться наглядным планом в ходе изготовления поделки; воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде. |
4. Изготовление игрушек по замыслу детей.(Приложение 16)
| Цель. Закреплять знания детей и умение их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки; развивать инициативу и творчество в оформлении поделок. Формировать самоконтроль и самооценку.
|