Современный транзактный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа

Краткое описание

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный транзактный анализ.doc

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Пять следующих приказаний играют особую роль в контрсценарии: «Будь лучшим»; «Будь сильным»; «Старайся»; «Радуй других»; «Спеши». Эти послания получили название драйверных (ведущих, главных) или просто драйверов. Термин драйвер используется потому, что ребенок чувствует необходимость следовать этим приказаниям. Он считает, что пока следует им, он ОК. Все люди имеют в своих контрсценариях эти пять посланий, хотя и в различной пропорции. При внутреннем проигрывании драйверного послания я веду себя так, как предписывает это послание. Драйверные поведения одинаковы для всех людей. Изучая драйверное поведение какого-нибудь человека, можно достаточно точно предсказать некоторые важные черты его сценария. Более подробно мы рассмотрим драйверы в следующей главе.

Программа состоит из посланий о том, как нужно действовать. При заполнении сценарной матрицы мы перефразируем эти послания в предложения, начинающиеся: «Вот как надо...». Мы научились выполнять тысячи посланий программы у родителей и парентальных фигур. Например, «Вот как (надо)...

считать до 10,

писать свое имя,

готовить кашу,

завязывать шнурки,

скрывать свои чувства».

Как и в контрсценарии, большую часть посланий программы мы используем конструктивно, в позитивном плане. Однако в программе могут содержаться и негативные элементы. Предположим, на примере отца ребенок узнал следующее: «Вот что значит много работать, «сгореть» на работе и умереть молодым». Маленькая девочка может научиться у матери: «Вот что значит сдерживать свои чувства и остаться одинокой».

Подобные негативные послания программы могут более точно изображаться на матрице как исходящие из контаминированного Взрослого в родителе и направленные в контаминированного Взрослого ребенка. Многие из посланий типа «Вот как надо» можно также рассматривать как формирующие часть содержания Маленького профессора (В1) родителя и хранящиеся в В1 ребенка, а не в В2. Однако эта особенность на диаграмме обычно не отмечается.

Приказания и разрешения. Представьте себе мать и ее маленького ребенка. Глядя на него, она может проигрывать послания из собственного эго-состояния Родителя, такие, как: «Дети нуждаются в уходе. Это — самое главное». Часть времени она может находиться в эго-состоянии Взрослого, заботясь о ребенке. Однако, что происходит в ее зго-состоянии Ребенка? Когда мать вспоминает прошлое и проигрывает свое детство, она может чувствовать следующее: «Здорово! Сейчас появился еще один ребенок, с которым можно поиграть!» Она может также испытывать радость, обмениваясь физическими поглаживаниями с ребенком, такую же, которую она ощущала при поглаживаниях в детстве. Воспринимая невербальные послания матери, ребенок может заключить: «Мать хочет и ей нравится быть рядом со мной». С точки зрения языка сценария мы говорим, что мать дает своему ребенку разрешения, — в данном случае позволяет ему жить и быть близким с ней.

Однако Ребенок матери может чувствовать следующее: «Это становится опасным. С появлением нового ребенка он будет в центре внимания. Когда же я буду получать внимание?» Проигрывая нецензурируемые чувства и потребности своего детства, мать может быть напугана появлением еще одного ребенка. Глубоко в своем эго-состоянии Ребенка она может захотеть избавиться от него или даже убить ребенка. Скорее всего, она ни в малейшей степени не будет осознавать этих чувств. В ее сознании, как и на взгляд постороннего наблюдателя, она — любящая и заботливая мать. Однако ребенок чувствует все. Его острое восприятие невербальных сигналов позволяет ему распознать страх и гнев матери. С течением времени он может прийти к выводу: «Мать не хочет, чтобы я был рядом с ней. Она бы предпочла, чтобы меня и близко не было».

Подобные негативные послания из Ребенка родителя являются примерами приказаний. В данном примере эти приказания следующие: «Не существуй (Умри)» и «Не будь рядом со мной».

Будучи взрослыми, мы несем определенный набор приказаний и разрешений, который хранится в эго-состоянии нашего Ребенка. Решения, которые мы принимаем при реагировании на эти послания, являются основой нашего жизненного сценарии. Весь этот комплекс приказаний и разрешений в сочетании с решениями на них ребенка иногда называют собственно сценарий.

Отличие приказаний и разрешений от контрприказаний. Как на практике отличить негативное контрприказание от приказания? Позитивное контрприказание и разрешение? Существуют следующие два способа.

1.  Контрприказания являются  вербальными, приказания и разрешения изначально довербальны.

Контрприказания слышатся как слова и предложения, при этом часто можно определить, кто из родителей или парентальных фигур впервые вам их сказал. Если вы не выполнили контрприказание, то почувствуете себя так, как будто услышали осуждение родителя, отдавшего приказ.

Напротив, приказания и разрешения не обязательно слышатся как слова. Их можно воспринимать в виде эмоций и телесных ощущений и отражать в своем поведении. Если вы отвергаете приказ, то, возможно, будете испытывать физический дискомфорт. Например, у вас может начаться сердцебиение или засосет под ложечкой. Поэтому вы сделаете все возможное, чтобы не противоречить приказаниям. Вы можете посчитать эти действия действиями Взрослого, хотя на самом деле это рационализация. Например, я получил приказание от матери «Не будь рядом со мной» и принял решение, что от людей лучше держаться подальше. Став взрослым, я занимаюсь в группе и выполняю упражнение, узнавая человека наощупь. Руководитель группы просит нас закрыть глаза и узнать партнера с помощью прикосновения. Мой пульс учащается. Когда я чувствую, что другой человек касается моей руки, то открываю глаза и говорю: «Не вижу смысла в этом упражнении, для чего оно нужно?»

Иногда приказания могут также слышаться как слова. Например, человек, получивший приказание «Не существуй (Умри)», может вспомнить, как родители говорили ему: «Зачем ты только на свет появился!» или «Умри! (Сгинь)».

2.   Приказания и разрешения  передаются в раннем детстве, а контрприказания в более  позднем возрасте. С точки зрения  теории, приказания и разрешения  предшествуют контрприказаниям, что связано с вербальным и довербальным периодами. В основном ребенок воспринимает приказания и разрешения до того, как он начинает говорить. Невозможно точно определить время окончания этого периода. В соответствии с нашими исследованиями, приказания могут восприниматься до шести-восьми лет, а контрприказания передаются от трех до двенадцати лет.

 

Глава 14. Приказания и решения

Терапевты Боб и Мери Гулдинг обнаружили, что в основе ранних негативных решений людей лежат двенадцать постоянно повторяющихся тем. Они составили список, состоящий из двенадцати приказаний, который приводится далее.

Каждое приказание имеет соответствующее разрешение. При анализе сценария, приказания традиционно начинаются со слова «Не (нельзя)...», а разрешения — фразой «Прекрасно (хорошо)...». Обратите внимание на то, что «Не...» и «Прекрасно...» являются не просто противоположностями. Фраза «Не...» передает общий запрет, приказ не делать чего-либо, а фраза «Прекрасно...» не является приказом что-либо делать. Напротив, она предоставляет человеку, принимающему это послание, сделать выбор, делать или не делать что-то. Необходимо также помнить, что названия приказаний и разрешений являются лишь вербальным обозначением, условно принятым для удобства анализа сценария. На самом деле приказания и разрешения передаются ребенку в основном невербально.

Двенадцать приказаний.

Не живи (Сгинь, Умри). Если вы хотели покончить жизнь самоубийством, то, вероятнее всего, ваши сценарные послания включали приказание «Не живи». По-видимому, это будет справедливым и в тех случаях, если вы чувствовали себя ущербным, ненужным или нелюбимым. Возможно, вы помните, как отец говорил вам: «Я убью тебя за это!» или «Чтоб ты сгинул!». Подобные вербальные послания позволяют сделать вывод о наличии данного приказания, хотя оно могло быть передано невербальными сигналами в более раннем возрасте.

Зачем родители отдают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Предположим, молодой человек женится и становится отцом. Видя, что его жена отдает все свое внимание новорожденному, отец может с помощью резиновой ленты вернуться в детство. Не осознавая этого, он будет проживать то время, когда ему было два года, и в его семье только что появился новый ребенок. В двухлетнем возрасте он серьезно боялся того, что ему уже никогда не будут уделять достаточно внимания. Как он мог вернуть любовь матери? По-видимому, единственный для него шанс заключался в том, чтобы убить младенца. Став взрослым, он может невербально проявлять ту же потребность в убийстве по отношению к своему ребенку.

Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!» Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него. При этом может никогда не улыбаться и редко разговаривать с ним, даже если и ухаживает за малышом.

В тех случаях, когда родитель оскорбляет ребенка физически или вербально, послание «Не живи» передается открыто. При анализе сценария такое приказание выявляется довольно часто. Это странно, поскольку оно может иметь смертельные последствия. Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за поведения родителей или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Кроме того, маленький ребенок не может провести границы между поступками и желаниями. Возможно, желая смерти своему брату, ребенок решил: «Я — убийца и заслуживаю смерти» и отдал себе приказание «Умри». То же самое может произойти, если мать в скрытом виде передает своему ребенку следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием Разорванной матери.) В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, опасен для людей и заслуживаю мучений или смерти». Мать может сказать: «Если бы не ты, я могла бы закончить институт или поехать в турне, или вышла бы замуж за приличного человека».

Если «Умри» является обычным приказанием, то почему большинство людей не кончают жизнь самоубийством! К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Умри», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...». Многоточие может быть заполнено различными решениями, например: «... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Более подробно сложные решения рассмотрим в конце главы.

Не будь самим собой. Это приказание может передаваться ребенку родителями, у которых родился мальчик, а они хотели девочку или наоборот. При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)я. Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика — женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика — «под девочку». Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежды и иметь привычки, соответствующие другому полу. «Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре. Мать, чувствующая неприязнь к своему ребенку, может постоянно сравнивать его с другими детьми: «Маленький Джонни уже катается на двухколесном велосипеде — какой умница! А ведь он на год младше тебя». В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Родители могут высказывать такие мысли: «Ты похож на неудачника дядю Гарри». В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает.

Не будь ребенком. Существует еще одно приказание, передаваемое родителями, которые в своем эго-состоянии Ребенка чувствуют угрозу со стороны собственного ребенка. Однако, вместо того, чтобы убрать ребенка со своего пути, Ребенок в родителе говорит: «Здесь есть место только для одного ребенка — и этот ребенок я. Тем не менее я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок». Позднее это может выражаться в таких вербальных посланиях: «Ты уже большой, чтобы...» или «Большие мальчики не плачут».

Приказание «Не будь ребенком» передают также родители, которые никогда не вели себя как дети, и поэтому чувствуют угрозу в детском поведении. Возможно, они воспитывались в строгих семьях, где мерилом ценности человека были конкретные дела и поступки.

Иногда это приказание внушают себе старшие или единственные в семье дети. Видя спор между отцом и матерью, единственный ребенок может прийти к решению: «Единственный человек поблизости — это я. Поэтому именно я являюсь причиной конфликта и, следовательно, должен его разрешить. Нужно побыстрее вырасти и взять на себя ответственность». Таким же образом старшие дети могут решить, что они ответственны за своих младших братьев и сестер.

Если вы неуютно чувствуете себя с детьми, то, по-видимому, несете с собой приказание «Не будь ребенком». Это справедливо и для случаев, когда вы не можете вести себя раскованно и поэтому чувствуете дискомфорт на вечеринках или в других подобных ситуациях, связанных с развлечениями и удовольствиями. Иногда приказания «Не радуйся» («Не получай удовольствия») рассматриваются как варианты «Не будь ребенком». Конечно, для того, чтобы получить радость или удовольствие, нам необязательно находиться в эго-состоянии Ребенка. Однако, если вы ребенком решили, что радуются и получают удовольствие только дети, а вам отводилась роль маленького взрослого, то будете привязывать себя резиновой лентой к этому детскому решению, когда вам как взрослому нужно расслабиться.

Если вы получаете слишком много удовольствий, то вас могут назвать ленивым или порочным. Здесь, возможно, действует вера в то, что если вам слишком хорошо, то может случиться нечто плохое.

Следовательно, чтобы быть подальше от греха, не надо чувствовать себя слишком хорошо и не испытывать большую радость.

Не расти (оставайся маленьким). Младший ребенок в семье часто получает приказание «Не расти». Возможно, в эго-состоянии Ребенка родители не хотят, чтобы дети взрослели, так как свою ценность они видят в исполнении роли хорошего отца или матери. Когда их ребенок становится взрослым, они более не чувствуют своей значимости в этом мире. И наоборот, подобное приказание могут передавать родители, которые сами так и не стали взрослыми. Поэтому их послание направлено на то, чтобы ребенок остался их маленьким товарищем по играм. Иногда приказание «Не расти» может восприниматься как «Не покидай меня». Это послание может нести женщина среднего возраста, которая ухаживает за матерью преклонного возраста.

Информация о работе Современный транзактный анализ