Современный транзактный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа

Краткое описание

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный транзактный анализ.doc

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Другим вариантом «Не расти» является приказание «Не будь привлекательной (сексуальной)». Подобное послание передается отцом своей дочери, когда она в определенном возрасте становится женственной. В Ребенке отец боится своей сексуальной реакции на нее и физически отделяется от нее. Маленькая девочка может воспринять это как приказ не становиться взрослой и привлекательной женщиной.

Не делай успехов. Это приказание передает родитель, который в своем Ребенке ревниво относится к успехам и достижениям своего сына или дочери. Предположим, что отец вырос в бедной семье, вынужден был работать с пятнадцати лет и не имел возможности учиться в институте. В результате его многолетнего труда он и его дети в настоящее время достигли материального благополучия. Он платит за то, что его дочь ходит в престижную школу, после окончания которой она будет иметь возможность поступить в университет. Видя успехи дочери, отец может чувствовать родительскую гордость. Однако, не осознавая этого, в эго-состоянии Ребенка он испытывает черную зависть к открывающимся перед дочерью перспективам, которых у него никогда не было. Что, если она достигнет успехов в учебе? Может быть, это будет свидетельством того, что она лучше его? Приказание «Не делай успехов» он может передавать дочери невербально, в то время как на поверхностном уровне он даже может призывать ее хорошо учиться.

Школьник, который принял сценарное решение подчиниться приказанию «Не делай успехов» обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания. Однако, во время экзаменов он, возможно, будет уклоняться от них. Он может переволноваться и уйти с экзамена или «забыть» сдать какую-то важную работу. У него может даже наступить психическое расстройство.

Не делай (ничего не делай). Собирательное послание «Не делай» означает: «Ничего не делай, потому что все, что ты делаешь, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать». Если кто-либо во взрослой жизни не знает, что ему нужно предпринять, при этом постоянно ощущая бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимая, чтобы изменить это положение, то он несет его сценарное послание.

Послание «Не делай» передается родителем, который в Ребенке страшится мысли, что его ребенок наделает вреда, если освободится от родительской заботы. Основания для подобного испуга скорее лежат в основе сценария самого родителя, нежели в реальной действительности. Родитель, испытывающий подобный страх, может сказать: «Джонни, пойди посмотри, что делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала».

Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди, имеющие подобное послание, боятся играть ведущую роль. Они теряются, когда их просят выступить на собрании. Подчиняясь приказанию «Не будь лидером», такие люди могут успешно работать в роли подчиненных, при этом они или не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодного предложения. Одним из вариантов этого приказания является послание: «Не проси того, что ты хочешь».

Существует еще одно сценарное послание, вызванное неприятием родителем своего ребенка. В этом случае родитель будет невербально передавать из своего эго-состояния Ребенка следующее послание: «Я буду терпеть тебя, малыш, пока ты не поймешь, что ты и твои желания здесь ровно ничего не значат».

Не принадлежи. Индийский лидер Пандит Неру как-то сказал: «Когда я нахожусь среди европейцев, я чувствую себя индусом. Когда я среди индусов, я чувствую себя европейцем». Вполне возможно, что он получил от своих родителей приказание «Не принадлежи». Человек, подчиняющийся приказанию «Не принадлежи», чувствует себя чужаком среди людей, и поэтому его, вероятно, будут считать нелюдимым и замкнутым.

Это послание в виде определения может передаваться родителями, которые постоянно твердят своим детям, что они отличаются от других детей, что они застенчивые или трудные. В другом случае родители могут культивировать это приказание из-за своего неумения общаться.

Не будь близким. Приказание «Не будь близким» может включать запрет на физическую близость. В таком виде оно часто формируется у родителей, которые редко ласкают друг друга или ребенка. Кроме того, это послание может означать «Не будь эмоционально близким». Подобная форма послания обычно передается из поколения в поколение в семьях, в которых не принято говорить о своих чувствах.

Ребенок может сам передать себе приказание «Не будь близким» в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта. При этом ребенок может постоянно тянуться к родителям, которые никак на него не реагируют. Со временем он может решить, что его стремление к близости не стоит той боли, которую он испытывает при отказе.

Одним из вариантов «Не будь близким» является послание «Не доверяй». Подобное послание воспринимается ребенком, родитель которого или неожиданно исчезает или умирает. Не способный понять подлинные причины родительского исчезновения, ребенок может прийти к выводу: «Больше я никогда не буду доверять окружающим людям, даже если буду в них нуждаться». «Не доверяй» может быть также воспринято ребенком в тех случаях, когда родитель оскорбляет, пытается обмануть или использовать его в своих целях. В этом случае решение ребенка будет следующим: «Для того чтобы защититься, я буду держаться от тебя подальше». Если подобные решения привносятся во взрослую жизнь, то такой человек может постоянно подозревать окружающих его людей. Даже если они будут хорошо к нему относиться, он все равно будет считать, что его отвергают. Если другой человек несмотря ни на что не отвергает его, он может затеять ссору, а после разрыва сказать: «Я же говорил, что так и выйдет!»

Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Представим себе, что мать и отец нанятые люди, которые много работают, и, хотя они и любят свою дочь, у них не хватает времени уделять ей достаточно внимания. Когда же она заболевает, мать остается дома и ухаживает за своей больной дочерью, а отец читает ей сказки перед сном, что он делает очень редко. В своем проницательном Маленьком профессоре девочка записывает следующее решение: «Для того чтобы получать внимание, я должна болеть». Не осознавая этого и без злого умысла, родители передают ребенку приказание «Не будь здоровой». Если она сохранит это послание во взрослой жизни, то, возможно, будет применять сценарную стратегию заболеть, когда не все идет гладко дома или на работе.

Иногда послание «Не будь здоровым» передается с помощью оценочных определений, когда родители говорят родственникам или знакомым: «Вы ведь знаете, это слабенький болезненный ребенок». Приказание «Не будь здоровым» часто передается ребенку родителем или родственником, страдающим каким-то психическим расстройством. В этом случае ребенку оказывают внимание лишь тогда, когда он ведет себя как сумасшедший.

Не думай. Приказание «Не думай» может передаваться родителем, который постоянно принижает способности ребенка мыслить. Маленький Джеймс с гордым видом показывает отцу свое творение — первую попытку написать свое имя. Отец презрительно ухмыляется и говорит: «Ну, ты и умник!» Послание «Не думай» может передаваться, например, истеричной матерью, которая наставляет свою дочь так: «Когда женщины хотят добиться чего-либо от мужчин, они перестают думать и живут чувствами». Послание «Не думай» может также означать: «Думай о чем угодно, только не о решении неотложных проблем». Подчиняясь приказанию «Не думай», взрослый человек не сможет решать трудные проблемы и будет чувствовать себя не в своей тарелке. Другими вариантами послания «Не думай» являются приказания «Не думай о_х» (где х может означать секс, деньги и т.д.) и «Не думай о своих проблемах, а думай о моих проблемах».

Не чувствуй. Послание «Не чувствуй» может передаваться родителями, которые сами сдерживают свои чувства. В некоторых семьях существует запрет на любое проявление чувств. Гораздо чаще бывает так, что одни чувства разрешаются, а другие запрещаются. Таким образом, приказание «Не чувствуй» может восприниматься как «Не сердись (Не выходи из себя)», «Не испытывай страх» и так далее. Иногда это послание может быть прочитано как «Чувствуй что-либо, но не показывай это». Некоторые дети получают приказание, предписывающее большее, чем просто не испытывать какое-либо чувство. Отцы маленьких мальчиков, например, постоянно наставляют последних: «Большие мальчики не плачут» или «Будь храбрым, как солдат», при этом эти лозунги воспринимаются как «Не испытывай печаль» и «Не испытывай страх».

В некоторых семьях послание «Не чувствуй» означает «Не испытывай физических (телесных) ощущений». Это приказание дается в раннем детстве и, если оно достаточно сильно, то может стать причиной серьезных проблем во взрослой жизни. Например, у ребенка, получившего приказание не испытывать голод, могут развиться болезни, связанные с пищеварением. По мнению ряда терапевтов ТА, послание «Не испытывай физических ощущений» лежит в основе некоторых психозов. Одним из вариантов этого приказания является послание «Не чувствуй сам, чувствуй как я». При этом мать может говорить своему сыну: «Я голодна. Хочешь ли ты есть?» или «Мне холодно, одень свитер».

Эпискрипт. Фанита Инглиш описала один особенно травмирующий тип сценарного послания, который она назвала эпискрипт. В этом случае родитель передает приказание вместе с невербальным посланием: «Я надеюсь, что это случится с тобой, чтобы подобного не случилось со мной». Например, мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. В своем Маленьком профессоре она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом,  это приказание похоже на эстафетную палочку,  которая передается из поколения в поколение.

Иногда эпискрипт может проявляться как семейная цель или семейное проклятие, причем каждое поколение должно прийти к одному и тому же исходу. Фанита Инглиш описывает случай с молодым человеком, который одно время принимал наркотики. Затем он заинтересовался психологией, бросил наркотики и стал работать терапевтом. Однако вскоре стало очевидным, что он посылает своим больным скрытые послания, типа: «Попади в сумасшедший дом!». Его инструктор выявил это, и молодой человек стал сам лечиться. При анализе сценария он обнаружил, что получил приказ «Попади в сумасшедший дом (Не будь психически нормальным)» в качестве эстафетной палочки от своей матери. Поэтому он и стремился выполнить ее приказание, принимая наркотики. Когда он стал терапевтом, то пытался передать ту же эстафетную палочку своим пациентам. При анализе его семейного сценария он и терапевт обнаружили, что аналогичный эпискрипт «Стань сумасшедшим» передавался в его семье в течение двух последних поколений. Хотя никто из семьи не попал в сумасшедший дом, но каждое поколение полагало, что избежало этого исхода благодаря передаче эстафетной палочки кому-нибудь другому.

Связь между решениями и приказаниями. Мы неоднократно подчеркивали, что родительские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом. Именно ребенок сам решает, что делать с полученными приказаниями. Один ребенок воспринимает приказание в том виде, в каком оно ему досталось, другой умело преобразует, смягчая его пагубное влияние, или может вообще не принять приказание. Например, предположим, что маленький мальчик получил от матери приказание «Не живи». Возможно, он воспримет данное приказание буквально и покончит жизнь самоубийством. Причем самоубийство может быть явным или произойти «случайно», в результате несчастного случая. Ребенок может принять решение сместить влияние приказания «Не живи», убив другого человека, вместо того, чтобы покончить с собой. В результате срабатывает хамартический сценарий, финальная сцена (расплата) которого выливается вместо самоубийства в убийство другого человека.

Это убеждение может принять и такую форму: «Если я стану сумасшедшим, то мне не надо будет умирать». Таким образом, сценарная расплата будет заключаться в необходимости сойти с ума.

Избегая принятия этих трагических решении, ребенок уже может осознать следующее: «Это послание — проблема моей матери, а не моя» и таким образом отвергнуть приказание «Не живи». Дети, которые приходят к подобным решениям, по словам Гулдингов, «становятся маленькими психиатрами или священниками, поскольку они исследуют свою семью и пытаются ее излечить, одновременно сохраняя свою жизнь и признавая тот факт, что подобная патология не является делом их рук». Многие из таких «маленьких психиатров и священников» в реальной жизни действительно становятся известными психиатрами и священниками, к тому же очень талантливыми.

У ребенка всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного результата. Например, маленький мальчик, получивший приказание «Не будь мальчиком, будь девочкой», может стать человеком, обладающим многими позитивными качествами, которые обычно считаются «женскими» — чувствительностью, привлекательностью, открытостью чувств. Другой способ избежать влияния приказаний заключается в принятии сложных решений. Это означает, что ребенок, обладая различными сценарными посланиями, использует проницательность Маленького профессора с целью сохранить свою жизнь и удовлетворить все свои потребности. Эти сложные решения довольно часто выявляются в процессе сценарного анализа и являются важным фактором для понимания того, как работает сценарий. В дальнейшем мы рассмотрим различные виды сложных решений и увидим, как они используются для зашиты от пагубных приказаний. Опыт говорит о том, что чаще всего защищаются от приказания «Не живи», поэтому мы будем использовать его в большинстве наших примеров.

Контрприказание, покрывающее приказание. Рассмотрим сценарную матрицу на рис. 14.1.

Рис. 14. 1. Частичная сценарная матрица Джека

 

На рисунке видно, что Джек получил от матери приказание «Не живи». Для Маленького профессора Джека самой главной задачей является нахождение способов сохранения своей жизни. Как он дожег это осуществить?

Один способ заключается в принятии контрприказания и использовании его с тем, чтобы скрыть послание «Не живи». Джек может взять на вооружение контрприказание матери «Много работай!» и принять следующее сложное решение: «Пока я много работаю, я не умру». Что это будет означать для Джека как взрослого? Скорее всего, он станет человеком, который много работает. На работе он зарекомендует себя как специалист, у которого все спорится, в спорте он сделает все, чтобы стать хорошим спортсменом, в личных взаимоотношениях он будет стараться быть компанейским человеком, а в половой жизни будет делать все, чтобы удовлетворить партнершу.

Информация о работе Современный транзактный анализ