Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа
В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.
А теперь предположим, что у Джека поднялось давление, образовалась язва желудка или появились другие симптомы стресса. Джек решает работать меньше, берет дополнительный отпуск или перепоручает свою работу другим людям. До поры до времени все идет прекрасно. Однако, Джеку довольно трудно придерживаться нового стиля поведения. Не осознавая этого, он заполняет свой отдых новыми делами. Через неделю-другую он начинает воспринимать их настолько серьезно, что заставляет себя работать еще больше, чем раньше. Что же происходит? Ответ заключается в том, что Джек нарушил динамический баланс своего сценария. В своем сознании он считает, что сделал правильный шаг, сняв с себя часть обязанностей по работе. Однако, его неосознанный Маленький профессор воспринимает это изменение как угрозу жизни. Его сценарное убеждение заключается в следующем: «Теперь, когда я перестал так много работать, я должен слушать свою мать, которая приказывает мне умереть». Неудивительно, что он опять начинает перерабатывать. Таким образом Джек скрыл приказание матери «Не живи» под контрприказанием «Много работай». Начиная работать меньше обычного, он раскрывает это приказание.
Иногда подобное построение сценария приводит к парадоксальным и неприятным результатам. Неустанно и много работая, Джек следует стратегии Маленького профессора, направленной на сохранение жизни. Однако, перерабатывая в течение длительного времени, он может умереть от сердечного приступа или подорвать здоровье. Такое построение сценария, изначально направленное на защиту от хамартического финального конца, приводит, тем не менее, к подобному исходу.
Чтобы понять, какие изменения может сделать Джек, стремясь освободиться от негативного построения сценария, нам необходимо выяснить динамику его сложного решения. Если он перестанет перерабатывать, при этом ничего не делая с посланием «Не живи», то вскоре опять будет много работать. Посторонний наблюдатель может квалифицировать его поведение как самосаботаж, однако, для Джека в Маленьком профессоре его действия прямо противоположны саботажу, так как они являются единственным способом избежать материнской угрозы смерти. Для того чтобы убрать эту часть сценария, Джеку сначала необходимо снять угрозу с послания «Не живи». Когда он разрешит себе жить независимо от материнского проклятия, он может пойти дальше и уменьшить нагрузку на работе. В результате он убедится в том, что может жить спокойно.
Приказание, скрывающее другое приказание. Послание «Не живи» не было единственным приказанием, которое Джек получил от матери, она передала ему также приказание «Не будь близким». При этом Джек может использовать более легкое приказание, чтобы защититься от более сильного. Для этого он в детстве принял сложное решение: «Я буду жить, если не буду ни с кем близок». Став взрослым, Джек неосознанно проигрывает это раннее решение, не сближаясь с людьми и не показывая своих чувств. Ему трудно давать или принимать поглаживания, особенно физические. Возможно, Джек не испытывает радости от подобного поведения, чувствует себя лишенным поглаживаний и испытывает одиночество. Может быть, он сблизится с кем-то, да и то ненадолго. Затем найдет способ отойти от другого человека, отвергнув его или позволив отказаться от себя. В своем сознании Джек испытывает печаль и разочарование из-за того, что он опять одинок. Однако неосознаваемый им Маленький профессор вздыхает с облегчением. Если бы он продолжал быть близким с другим человеком, то нарушил бы материнское приказание «Не будь близким» и тогда столкнулся бы с убийственным приказом «Не живи». Как и в предыдущем случае, если Джек хочет изменить это сценарное построение и получать радость от близости, ему нужно в первую очередь подавить приказание «Не живи». Он может осуществить это, если решит жить самостоятельно и независимо.
Использование одного родителя
против другого. Отец не передал
Джеку приказания «Не живи», вместо этого
он дал ему более легкое приказание «Не
думай». Это позволяет Джеку использовать
еще одну детскую стратегию на выживание,
заключающуюся в следующем: «Пока я буду
прикидываться дурачком для отца, я могу
не умереть для матери». Во взрослой жизни
Джек может иногда «отключать» свое мышление.
В это время он играет роль растерянного
и говорит, например: «Не могу собраться
с мыслями. Должно быть, я тронулся». Не
осознавая этого, он стремится сохранить
приказание отца для защиты от фатального
приказания матери.
Антисценарий. Некоторые люди, принимая одно из сценарных посланий, превращают его в противоположность. В этом случае они следуют не оригинальному посланию, а его противоположности, что чаще всего бывает в контрсценарии. Поступая таким образом, мы находимся в антисценарии.
Человек может войти или выйти из антисценария в любое время жизни, реагируя на какое-то сценарное послание. Переходный возраст — типичное время для антисценария. Например, возьмем девочку, которая в детстве следовала контрсценарному посланию «Будь тихой и делай то, что тебе говорят родители». В четырнадцать лет она вдруг неожиданно меняется, ведет себя резко и вызывающе, допоздна гуляя на улице и находясь, по словам родителей, в плохой компании. На первый взгляд может показаться, что она освободилась от своего контрсценария. В действительности она следует ему как и раньше. Она просто «перевернула наоборот» свое сценарное послание, как переворачивают цветной слайд, чтобы посмотреть на него с обратной стороны. Антисценарий в этом плане можно рассматривать как действия бунтующего ребенка, которому надоел сценарий и контрсценарий. В дальнейшем, после замужества, она может выйти из антисценария и возвратиться к своему сценарию и контрсценарию. И снова станет уравновешенной.
Как нарисовать свою матрицу. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нем пустую сценарную матрицу, как на рис. 13.1, в которую можно записывать полученные от родителей послания.
Подобный анализ не является упражнением и не дает ответа на многие вопросы. Необходимо рассматривать сценарную матрицу как важный источник информации о вашем прошлом. Одновременно она намечает пути изменения будущего. Как и карту, матрицу можно корректировать, дополняя по мере поступления новой информации. Работайте быстро, доверяя своей интуиции.
Приказания. Просмотрев список двенадцати приказаний, продумайте, ассоциируется ли каждое из этих приказаний с пережитыми вами жизненными трудностями или неприятными чувствами. Отметьте приказания, которые являются важными для вас. Имейте в виду, что некоторые приказания исходят от обоих родителей. Помните ли вы, в какой форме родитель давал вам это приказание? Было ли оно в форме прямых указаний или определений? Если вы сомневаетесь, работайте интуитивно. При выявлении приказаний придерживайтесь названий, приведенных в списке Гулдингов. Если вы найдете более подходящее название для приказания, поставьте его в скобках после общепринятого обозначения, например: «Не будь ребенком (Не радуйся)».
Контрсценарий. Вспомните фразы «делай...», «не делай...» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. Когда каждый из родителей был доволен вами? Не доволен? Какие они употребляли слова, чтобы показать, что они довольны или недовольны вами? Что они советовали для того, чтобы вы достигли успеха? Исходя из этого, определите ваш контрсценарий. Это легко можно сделать, вспомнив, от какого родителя исходил каждый приказ. Если не можете вспомнить, попробуйте догадаться. Иногда контрсценарий может исходить от других родственников или школьных учителей.
Программа. При заполнении сценарной матрицы мы обычно рассматриваем лишь негативную часть программы. (Для выявления тысяч полученных от родителей позитивных указаний «Вот как...» не хватило бы никакого места.) Помните, что негативная программа исходит из контаминированного Взрослого родителя, хотя на диаграмме она направлена просто из круга Взрослого. Говорил ли каждый из родителей, как нужно достичь определенного сценарного результата? Часто один родитель показывает, как подчиняться приказанию или контрприказанию, полученному от другого родителя. Например, мать может передать вам послание «Не чувствуй», а отец показывает «Вот как надо не чувствовать». Запишите вашу негативную программу предложениями, начинающимися «Вот как надо...». У некоторых людей нет явных негативных посланий в программе. Поэтому, если вы не можете их выявить, оставьте часть вашей матрицы незаполненной.
Использование фантазии, сказок и снов. Вернитесь к материалам, полученным при выполнении упражнений с фантазией, сказками и снами в главе 10 и записанным в свободной форме. Проанализируйте их в терминах формальной сценарной матрицы. Используйте ваше мышление и интуицию для выявления связей между этими данными и информацией в матричной диаграмме. Соответственно измените или исключите отдельные данные в вашей матрице.
Для обнаружения сценарных данных, полученных вами в приведенном упражнении, в ТА используют формальные сценарные опросники. Мы не включили в книгу сценарный опросник, поскольку считаем, что он более удобен для бесед терапевт-клиент, нежели для самостоятельного анализа своего сценария.
Глава 15. Сценарный процесс
До сих пор в IV части книги мы анализировали содержание жизненного сценария, а в этой и следующей главе мы рассмотрим сценарный процесс, то, как мы проживаем его во времени.
Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Независимо от того, кто я — китаец, африканец или американец — я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания. Впервые шесть типов осуществления сценария были разработаны Берном. После этого в его классификацию несколькими теоретиками ТА, в частности Таиби Калером, были внесены некоторые изменения.
Шесть сценарных процессов. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария. Берн проиллюстрировал каждую тему древнегреческим мифом.
Сценарий «Пока не». Если я проживаю свой сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом моей жизни является: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться»; «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»; «В другой жизни мне воздастся по заслугам».
Как и все остальные темы, паттерн «Пока не» проживается в течение короткого и длительного времени. Например, Джонатан считает: «Когда дети вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу». Ожидая реализации своего «Пока не», он день за днем проживает этот же паттерн в течение коротких промежутков времени. Он может говорить своей жене: «Я сейчас приду и выпью с тобой, подожди, пока я вымою тарелки». Паттерн «Пока не» проявляется у Джонатана даже в структуре употребляемых им фраз, в которых он часто использует вводные предложения. Например: «Я говорил жене — имей в виду, то же самое я сказал только вчера дочери, — нам что-то нужно делать с домом». Он прерывает себя, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль. Строя предложения таким образом, Джонатан подтверждает приверженность паттерну «Пока не»: «Прежде чем отдохнуть, я должен успеть сделать все».
В древнегреческой мифологии сценарии «Пока не» был у Геракла. Чтобы стать полубогом, он должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых заключалась в очистке от навоза Авгиевых конюшен.
Сценарий «После». Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий сценарий «После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»; «Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова»; «После женитьбы (замужества) жизнь состоит из одних обязательств»; «День начинается у меня рано, но к вечеру я устаю». Человек, следующий сценарию «После», будет часто использовать структуру предложений первого и третьего примеров.
Сценарии «После» можно проиллюстрировать мифом о Дамокле, греческом царе, который все время пировал, а над его головой на конском волоске висел меч. Однажды он взглянул вверх, увидел меч и с тех пор не находил себе покоя, живя в постоянном страхе, что меч может упасть. Подобно Дамоклу, человек, имеющий сценарий «После», полагает, что он сегодня может веселиться, но завтра за это последует расплата.
Сценарий «Никогда». Тема этого сценария заключается в следующем: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу». Например, Эндрю утверждает, что хотел бы иметь близкие взаимоотношения с какой-нибудь женщиной, но он никогда не ходил туда, где бы мог встретить незнакомых женщин. Он часто подумывал о том, чтобы поступить в аспирантуру, однако еще ничего не сделал для этого.
Сценарий «Никогда» Эндрю подобен Танталу, обреченному вечно испытывать муки жажды и голода. Стоя в бассейне, по краям которого находятся яства и кувшин с водой, он не может до них дотянуться. Тантал не осознает, что ему лишь надо сделать шаг в сторону. Человек, имеющий сценарий «Никогда», также не понимает: чтобы добиться своего, нужно просто сделать первый шаг к цели. Однако он никогда его не делает.
Для этого типа сценария не было обнаружено характерного паттерна предложений. Однако люди со сценарием «Никогда» часто повторяются, изо дня в день говоря о своих трудностях.
Сценарий «Всегда». Человек, имеющий сценарий «Всегда», задается вопросом: «Почему это всегда случается со мной?» Этому сценарию соответствует древнегреческий миф об Арахне — мастерице вышивать. Она неразумно вступила в спор с богиней Минервой, вызвав ее на состязание по вышивке. Разгневанная богиня превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.
Допустим, Марта следует паттерну «Всегда». Она три раза выходила замуж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, спокойного и не очень общительного человека, которого она бросила, сказав своим друзьям, что хочет жить с более энергичным мужчиной. Однако, к удивлению друзей, она вскоре объявила о помолвке с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак также длился недолго. Третий муж Марты — человек тихий, спокойный, и она уже начинает жаловаться на него своим друзьям. Люди с паттерном «Всегда» могут проигрывать этот сценарий, как Марта, меняя одни неудовлетворительные взаимоотношения, работу, место жительства на подобные. Одним из вариантов сценария является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Человек со сценарием «Всегда» может сказать: «У меня мало что получается с этим терапевтом, но, я думаю, мы будем работать, и надеюсь, что что-то получится». Марта часто использует один паттерн предложения, характерный для сценария «Всегда». Она начинает говорить о чем-то одном, затем прерывает фразу и говорит о другом, и так ее мысль бесконечно перескакивает с одного предмета на другой: «Я зашла к тебе для того, чтобы... ах да, по дороге к тебе повстречалась с подругой, которая... — да, между прочим, у меня с собой немного денег и...».