Современный транзактный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа

Краткое описание

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный транзактный анализ.doc

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Когда обнаружите игнорирование, определите, из какого эго-состояния вы исходили? Было ли игнорирование следствием контаминации? Исключения? Плохой информации или дезинформации? Осознайте, какую часть реальности вы ранее игнорировали. Если вам нужна новая информация, получите ее. После этого проиграйте эту ситуацию в уме. Приблизившись к точке, с которой вы начали игнорирование, замените данное игнорирование на полное осознание реальной действительности. Как сейчас ваши действия, мысли и чувства отличаются от первоначальных? Приводит ли это к разрешению ситуации?

Изначально матрица игнорирования была разработана для применения в терапии, однако она также является эффективным инструментом для решения проблем в организациях и образовании. В этих институтах проблемы часто остаются неразрешенными из-за того, что к ним обращаются по слишком низкой диагонали в матрице игнорирования. Средство от этого следующее — для выявления недостающей информации начните с верхнего левого угла матрицы, проверяя квадраты вниз по диагоналям. Помните, что очень часто люди игнорируют из-за того, что они плохо информированы или дезинформированы, а не потому, что они входят в сценарий.

Например, представьте преподавателя университета, проводящего занятия со студентами. Он задает вопросы, чтобы проверить, как они усвоили материал последних лекций. К его разочарованию, студенты не могут ответить ни на один вопрос. По окончании занятия преподаватель говорит себе: «Они совсем не занимаются. В чем дело?» Сделав вывод, что студенты не занимаются, он обращается к игнорированию по диагоналям Т5 или Т6 матрицы игнорирования. При этом он считает, что студенты понимают, что у них возникнут проблемы, если они не будут работать. Студенты или не могут справиться с предметом самостоятельно, или еще не начали его изучать. Если бы преподаватель прошелся по всей матрице, то он бы обнаружил, что проблема совсем в другом. Дело в том, что на лекциях он невнятно произносит слова и студенты не слышат того, о чем он говорит. Таким образом, происходит игнорирование по диагонали Т2 матрицы. Для того чтобы решить эту проблему, преподавателю просто нужно говорить погромче.

 

Глава 19. Мировосприятие и искажение

Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Предположим, ты и я стоим на улице и смотрим в окно комнаты, сообщая друг другу, что мы в ней видим. Я говорю: «Комната довольно маленькая, квадратная, в ней находятся какие-то люди, зеленый ковер и коричневые занавески». Ты говоришь: «Семейная сцена. Атмосфера в комнате теплая, доброжелательная. Я вижу мать, отца и двоих детей, они разговаривают и смеются. Комната большая».

Если проанализировать эту информацию со стороны, то можно подумать, что мы наблюдали разные комнаты, тем не менее комната была одна и та же. Различия в ее описании были обусловлены нашим индивидуальным восприятием. Если бы нас попросили сообщить о том, что мы слышим, чувствуем, ощущаем на вкус и запах при наблюдении за этой комнатой, то описания наших ощущений также были бы разными. Более того, ты и я по-разному реагировали бы на происходящее в комнате. Я мог бы ничего особенного не почувствовать и уйти после нескольких минут наблюдения, а ты мог бы постучать в окно и поговорить с находящимися в комнате людьми. Таким образом, ты и я отличаемся в том, как мы воспринимаем и реагируем на эту сцену, то есть твое мировосприятие отличается от моего.

Мировосприятие (система отсчета). Шиффы определяют мировосприятие как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку «целостный перцептуальный, концептуальный, аффективный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира».

Для облегчения понимания этого формального определения Шиффы предлагают рассматривать мировосприятие как «фильтр на реальность». При наблюдении за комнатой, каждый из нас отфильтровывал некоторые аспекты сцены. Например, я отметил цвет ковра, но отфильтровал присутствующих в комнате людей, а ты, в соответствии со своим мировосприятием, поступил наоборот. Мы также по-разному оценили размеры комнаты. Для меня она была довольно маленькая, для тебя — большая. Дело в том, что я рос в старом доме с большими комнатами, в загородной местности, а ты провел свое детство в крохотных комнатках городской квартиры. Таким образом, определение «большая комната» в соответствии с нашим мировосприятием будет различным. Кроме того, ты сказал, что атмосфера в комнате теплая, доброжелательная, а я вообще не описал и даже не воспринял ее как часть картины. А теперь предположим, что ты спросишь меня, согласен ли я с тем, что атмосфера в комнате теплая и доброжелательная. В этом случае я могу ответить: «Конечно, нет». Возможно, ты захочешь узнать, почему я не согласен с тобой. Разве члены семьи не общаются и не смеются искренне? Может ли быть еще более теплая и дружелюбная атмосфера, чем эта? Но после этого я могу добавить: «Теплая атмосфера? Нет, у них ковер не того цвета — им нужен оранжевый или красный. А посмотри на эти серые стены!» В данном случае мы столкнулись еще с одним фактором, в соответствии с которым мировосприятие людей отличается друг от друга. Мы оба использовали одни и те же слова, однако вкладывали в них различное значение. Поэтому мое мировосприятие «теплой атмосферы» в данном примере отличается от твоего.

Мировосприятие и эго-состояния. Для дальнейшего раскрытия понятия мировосприятия Шиффы предлагают рассматривать его как «оболочку, окружающую эго-состояния и связывающую их воедино». Поскольку я ощущаю мир в соответствии с моим уникальным мировосприятием, то вырабатываю собственный индивидуальный набор реагирований из эго-состояний на него. Именно таким образом мировосприятие «интегрирует различные эго-состояния». Когда мы смотрели в окно комнаты, я вошел во Взрослого и отмечал такие характеристики, как размеры, форму, цвет, которые видел «здесь и теперь». Ты же был в Ребенке, проигрывающим счастливые воспоминания семейных сценок, подобных той, которые приносили тебе столько радости в детстве. Зафиксировав эти эго-состояния на внутреннем уровне, мы на внешнем уровне взаимодействовали друг с другом, исходя из выбранных нами эго-состояний.

Мировосприятие предоставляет нам паттерны, благодаря которым мы интегрируем реакции нашего эго-состояния для выражения своей личности.

Роль Родителя. Эго-состояние Родителя играет особенно важную роль в формировании нашего мировосприятия. Это происходит потому, что мировосприятие состоит из определений о мире, нас самих и других людях. Первоначально эти определения передаются родителями и парентальными фигурами. В зависимости от возраста, в котором они нам передаются, они могут заполнять часть содержания нашего эго-состояния Родителя (Р2) или Родителя в Ребенке (Р1).

У каждого имеется личный набор парентальных определений о том, что хорошо — плохо, правильно — неправильно, легко — трудно, грязно — чисто, честно — нечестно и так далее. Именно благодаря этому набору определений мы формируем взгляды о себе, других людях и о мире и соответственно реагируем на возникающие ситуации.

Мировосприятие и сценарий. Какая существует связь между сценарием и мировосприятием? Ответ заключается в том, что сценарий формирует часть мировосприятия. В целом мировосприятие состоит из большого набора определений, некоторые из которых включают игнорирования, но последние присутствуют не во всех определениях. А сценарий состоит из всех определений мировосприятия, в которых имеются игнорирования. Когда я вхожу в сценарий, то игнорирую те аспекты ситуации «здесь и теперь», которые могут быть связаны с решением проблемы, и одновременно проигрываю старые определения себя, других людей и окружающего мира, в которых содержатся эти игнорирования. Например, будучи ребенком, я мог получить от родителей послания о том, что не способен думать. А теперь предположим, что взрослым мне надо сдать какой-то экзамен. Если я в этот момент войду в сценарий, то внутренне начну проигрывать старые парентальные определения о себе: «Ты не способен думать!». Соглашаясь с ним в эго-состоянии Ребенка, я принимаю игнорирование своей способности думать и начинаю чувствовать неуверенность.

Природа и функция искажения. Реальность ситуации в последнем примере заключается в том, что я способен думать. Следовательно, принимая старое определение себя как неспособного думать, я исказил мое восприятие реальности так, чтобы оно подошло под мой сценарий. Этот процесс получил название искажения.

В части IV вы узнали, что ребенок принимает сценарные решения потому, что они являются лучшей стратегией выживания и существования во враждебном мире. Будучи взрослым, я в своем эго-состоянии Ребенка могу все еще придерживаться этих ранних решений, так как продолжаю верить в то, что они необходимы для выживания. Таким образом, если какой-то аспект реальности может поколебать мои сценарные решения, то я буду защищаться от него. По мнению Шиффов, это будет звучать так: при угрозе мировосприятию я защищаюсь с помощью искажения.

Ребенком я принял родительское определение себя как неспособного думать потому, что считал это единственным способом выживания и удовлетворения своих желаний. И сейчас, будучи взрослым, при вхождении в сценарий я вновь проигрываю эту старую стратегию выживания. Таким образом, я искажаю реальность из-за игнорирования своей способности думать. Это не может помочь мне решить проблему сдачи экзамена. Однако неосознанно в эго-состоянии Ребенка я следую более важному мотиву, чем любой экзамен, а именно: защититься от ужасной катастрофы, которая может произойти, если я подвергну сомнению родительское определение.

Трансакции при искажении. Как по поведению человека можно определить, искажает он что-либо или нет? Единственным внешним сигналом искажения является обнаружение игнорирования с помощью зрения или слуха. Таким образом, сигналы игнорирования являются внешним проявлением внутренне протекающего искажения, а любое игнорирование является искажением реальности. В главе 17 вы научились распознавать целый диапазон поведенческих сигналов, свидетельствующих об игнорировании. Те же самые сигналы указывают и на искажение. Нам также известно, что человек искажает реальность, когда он что-либо преувеличивает или страдает расстройством мышления, что обычно сопутствует игнорированию.

Существуют два вида трансакций — тангенциальная (отклоняющаяся) и блокирующая, — которые предоставляют вербальное доказательство того, что происходит искажение.

Отклоняющаяся трансакция это такая трансакция, в которой стимул и реакция затрагивают различные аспекты или один и тот же аспект с разных точек зрения. Например, на вопрос терапевта: «Как вы себя чувствуете?», член группы отвечает: «Когда мы говорили об этом на занятии вчера, я испытывал гнев». В ответе он говорит не о своем сегодняшнем самочувствии, а о том, как он чувствовал себя вчера. Или, предположим, что на переговорах о заработной плате представитель профсоюза спрашивает: «Что нужно от нас, чтобы мы могли подписать соглашение?» В ответ представитель администрации говорит: «Мы не удовлетворены вашими условиями». В данном случае имеет место смещение аспекта с того, «что нужно», на «чувство удовлетворения от».

Повседневный разговор изобилует отклоняющимися трансакциями. В ситуациях, которые воспринимаются как стрессовые, люди чаще всего искажают информацию. Это не удивительно, так как в стрессовых ситуациях они больше всего восприимчивы к угрозам их мировосприятию. Скрытая цель отклоняющейся трансакции заключается в том, чтобы не дать другому человеку затронуть аспект, воспринимающийся как угроза. Человек, направляющий отклоняющуюся трансакцию, не осознает, что он поступает таким образом.

Вероятно, что другой человек присоединится к отклоняющейся трансакции и не будет придерживаться первоначальной темы разговора. При этом он может даже направить свою отклоняющуюся трансакцию. Например:

Представитель профсоюза: «Что нужно от нас, чтобы мы могли подписать соглашение?»

Представитель администрации: «Мы не удовлетворены вашими условиями».

Пр. проф.: «Нас тоже не устраивают ваши предложения».

Пр. админ.: «Что нужно сделать, чтобы вы были удовлетворены?»

Пр. проф.: «Я не уверен в том, что вы сможете выполнить наши требования».

Когда люди обмениваются трансакциями, они чаще всего будут неудовлетворены тем, что их разговор ни к чему не приводит, то есть возвращается к одному и тому же. На психологическом уровне это как раз и требуется. Подобные разговоры могут продолжаться в течение длительного времени, а его участники в конце чувствуют себя измотанными.

Блокирующая трансакция. При блокирующей трансакции суть вопроса избегается из-за несогласия с постановкой самого вопроса. Например:

Терапевт: «Как вы себя чувствуете?»

Член группы: «Что вы имеете в виду, эмоциональное состояние или физическое?»;

Представитель профсоюза: «Что нужно от нас, чтобы мы могли подписать соглашение?»

Представитель администрации: «Вы имеете в виду то, что мы хотим, или то, что с нашей точки зрения возможно?»

Блокирующие трансакции редко продолжаются длительное время. Скорее всего, после первого обмена репликами стороны начнут уточнять свои позиции по данному вопросу, или, если одна из заинтересованных сторон действительно намеревается заблокировать обсуждение вопроса, то дискуссия может зайти в тупик. На психологическом уровне цель блокирующей трансакции такая же, как и отклоняющейся: избегать вопросов, которые могут представлять угрозу мировосприятию одного или обоих участников.

Упражнение. Ра


Информация о работе Современный транзактный анализ