Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа
Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.
Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78
На раннем этапе социализации личности особенно велика роль родителей, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, продолжительное социальное воздействие на ребенка. Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом: состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов; позиция ребенка в семье; стиль воспитания в семье собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. По мере роста ребенка, помимо семьи, все возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. В данных средовых взаимоотношениях ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться как со своими сверстниками, так со старшими по статусу и возрасту – педагогами, иными референтными лицами.[20, с.146].
Вместе с тем, семья продолжает представлять собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, бездетная или многодетная); социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Становление личности представляет сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. Социализация личности в семье зависит от состава и типа семьи, от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Одним из важнейших условий существования, благоприятного развития и функционирования семьи являются взаимоотношения в семье, основанные на обоюдном доверии и психологической совместимости. Уровень взаимоотношений в семье определяют такие компоненты как понимание, уважение, поддержка. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния семьи, от типа семьи: бездетная, многодетная, неполная.[3, с.49].
Семья в социуме – сложный социальный феномен, так как она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и с другой – имеет собственную эволюцию, обусловленную её собственными механизмами, обладающую имманентными ей закономерностями. Диалектика здесь такова: семья изменяется вместе с трансформацией общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с трансформацией семьи. Семья является той социальной ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения человека и общества.
Таким образом, семья выступает первичным воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную, творческую активность человека и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества.[17, с.24].
Роль школы в социализации личности.
Только школа – это специализированная
общественная организация, главной и важнейшей
целью которой является именно создание
базовых личностных условий и возможностей дальнейшей социализации
(инкорпорации) молодежи в другие социальные
группы и сообщества – его обучение, воспитание,
развитие и базовая социализация. Особенно
подчеркнем то, что школа, в отличие от
других социальных групп и институтов
(агентов социализации), не может, не имеет
права отказать ребенку в инкорпорации,
не принять или исключить ее.
Ведущая функция школы проявляется в том,
что она своим действием задает основное
направление и содержание социализационных
воздействий, их ориентацию, их прочтение
в контексте целенаправленных педагогических
действий. Благодаря этому из множества
пассивных и активных факторов социализации,
т.е. с социально-педагогической среды,
образуется и действует своеобразный
педагогический ансамбль.
Учитель – это ключевая фигура педагогического
процесса, на которую возлагается полная
ответственность за успешное решение
как учебных и воспитательных, так и социализационных
задач школы.[12, с.78].
В структуре процесса школьной социализации можно выделить следующие три главных ее этапы: начальную, базовую и после базовую. Определенным образом, они соотносимыми с возрастными и образовательными уровнями, хотя и не всегда и не во всех отношениях совпадают с ними. Учитывая непрерывность процесса социализации и предопределенность его успеваемости в школе стартовыми перед школьными диспозициями учащихся, важно принимать во внимание и образовательно-воспитательный потенциал дошкольных учреждений, а также проблемы педагогического сопровождения выпускников школ в течение определенного времени, когда начинается осуществление самостоятельных шагов в обществе. Анализ структуры и содержания школьной социализации, определения ее этапов и направлений, а соответственно педагогических целей, задач и средств их реализации требует дальнейшего тщательного обоснования, уточнения, детализации и систематизации. А главным является практическая апробация полученных результатов такого исследования с целью разработки необходимого методологического базиса для формирования конкретных программ социализации школьной молодежи.[15, с.139].
Конечной целью школьной социализации учащихся на каждом из ее направлений является формирование готовности молодого человека быть участником (контрагентом и субъектом) соответствующей сферы общественной жизни. Это также соизмеримое возрастной и жизненной ситуации конкретного ученика его реальное включение, инкорпорации в определенной сфере общественных отношений, деятельности и сознания.
1.2. Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью
Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складывается, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем этот возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим способностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.[18, с.27].
Умственная отсталость (олифрения) и пограничная умственная отсталость (врожденное субдебильность и прочие проявления) предрасполагают к раннему употреблению спиртного и приему наркотиков. Подростки очень внушаемы, не способны правильно оценивать последствия своих поступков, они легко попадают под влияние других людей и больше подвержены отрицательному влиянию, чем положительному. Весь этот комплекс и создает почву для подражания сверстникам, имеющим опыт употребления спиртного и наркотиков.[6, с.245].
У подростков могут быть и тяжелые психические заболевания – шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они проявляются в психических расстройствах, создающих основу для приема спиртного и наркотиков.
Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением имеющегося психического заболевания, но могут наблюдаться и у здоровых подростков. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуацией характера и психопатиями.
Большинство современных подростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Не смотря кажущуюся «взрослость» и высокий рост, у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценивать возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство собственности и долга.
Подростки - акселераты не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, чем к младшим школьникам, так как они стали внешне выгладить взрослыми и считают себя таковыми. Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, подростковых группах, где каждый стремиться показать сверстникам какой он «крутой», и завоевать «авторитет» доступными ему способами и средствами, которые популярны в данной группе, но разительно отличаются от требований, предъявляемых учителями и родителями.
Этому возрасту вообще свойственно подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному влиянию.[11, с.43].
Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющиеся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к её достижению и способы их преодоления. Кроме того, что менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели.
С необходимость осуществлять волевые действия умственно отсталые учащиеся встречаются ежедневно, так как школьная жизнь предъявляет к ним множество разнообразных требований. Школьник должен соблюдать режим дня, дисциплину на уроке, решать задачи, писать диктанты, делать уроки и т.д. Все это выполняется умственно отсталым ребенком с гораздо большим трудом, чем его нормальными сверстниками. Развитие у умственно отсталых школьников волевых качеств происходит в результате длительного, умелого, терпеливого труда учителей и воспитателей вспомогательных школ.
Названные трудности обусловлены слабостью воли умственно отсталых детей. В основе этого явления лежит два основных фактора: слабое сознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода а процессе формирования у умственно отсталых учащихся эмоционально-волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведения их до сознания ребенка, но и в формировании побуждения.[23, с.87].
Говоря о слабостях воли, следует сказать, что она проявляется далеко не всегда и не во всем. Как правило, умственно отсталые обнаруживают достаточно большую настойчивость и умение добиваться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.
Сложность формирования воли у умственно отсталых во многом обусловлена особенностями воспитания их нравственных чувств. На пути к достижению этой цели перед учителями и воспитателями вспомогательных школ встает много трудностей, вызванных незрелостью личности умственно отсталых, которая в первую очередь связана с характером развития их потребностей и интеллекта. Указанная незрелость личности проявляется в особенностях их эмоциональной сферы.
Переживания умственно отсталых довольно примитивны, полюсны. Они испытывают только удовольствие или неудовольствие. Дифференцированных, тонких оттенков переживаний у них почти нет. Умственно отсталые либо чем то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Чувства умственно отсталых детей, их эмоциональные реакции часто бывают неадекватны воздействующим на них фактором. Некоторые дети бурно и длительно реагируют на малозначительные воздействия, другие почти не проявляют эмоциональных реакций в связи с объективно важными для них событиями.
Недифференцированность, узость диапазона переживаний определяет отсутствие или слабую выраженность борьбы мотивов которая является важным фактором формирования эмоционально-волевой сферы человека. В поисках правильного решения, связанного с борьбой мотивов, человек преодолевает эгоистические побуждения. Чем выше уровень развития сознания человека, тем выше уровень волевых усилий, тем успешнее идет процесс формирования высоких благородных чувств.
Наконец, следует сказать о том, что у учащихся вспомогательных школ сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая, в свою очередь, приводит к тому, что у этих детей с опозданием и большим трудом формируются высшие духовные чувства. Речь идет о таких чувствах, как чувство долга, совесть, чувство ответственности и т.п. Значение воспитания этих чувств огромно, так как они занимают ведущее место в нравственном облике морально воспитанного человека.[7, с.127].
Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от:
1.Неустойчивости
2.Особенности высшей нервной деятельности;
3.Высокий уровень ситуативной тревожности.
Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходиться сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребностей в обучении и даже активно противодействует обучению.
Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью