Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа
Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.
Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78
Вывод по второй главе:
После ознакомления с проблемами социализации подростков с умственной отсталостью, были подобраны методики для выявления особенностей процесса социализации:
1.Методика «Исследования
2.Методика «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».
3.Методика «Тест школьной тревожности Филипса».
4.Методика «Опросник Басса-
5.Методика «Дифференциально-
Была подобрана коррекционно-развивающая программа. Подобранные нами задания способствуют снижению агрессивности и школьной тревожности у подростков, формированию межличностных отношений и адекватной самооценки, формированию профессиональной зрелости.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ходе нашей экспериментальной работы было проведено диагностическое обследование десятерых детей подросткового возраста, с умственной отсталости. Представим полученные результаты диагностики и проанализируем их.
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»
По итогам проведения данной методики были получены бланки ответов с графическими отметками, характеризующими самооценку и уровень притязаний испытуемых по 7 шкалам. Графические отметки были переведены в баллы в соответствии с длиной выбранного по каждой шкале отрезка (1 мм равняется 1 баллу). После получения количественных оценок уровня притязаний и самооценки было подсчитано значение расхождения между ними. Оценка полученных значений проводилась в соответствии с критериями, представленными в таблице 5.
Таблица 5
Критерии оценивания результатов.
Параметр |
Количественная характеристика (балл) | |||
низкий |
средний |
высокий |
Очень высокий | |
Уровень притязаний |
Менее 60 |
60–74 |
75–89 |
90–100 |
Уровень самооценки |
Менее 45 |
45–59 |
60–74 |
75–100 |
Степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний анализировалась в соответствии с баллами: 0 – 7 – низкий уровень, 8 – 22 – средний уровень, более 23 – высокий уровень.
Результаты исследования с помощью данной методики представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты, полученные по методике исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн
№ |
Имя, Ф. |
Уровень самооценки |
Уровень притязаний |
Степень расхождения |
1 |
Иван Б. |
Высокий |
Высокий |
Конфликт |
2 |
Ангелина Е. |
Высокий |
Средний |
Низкий |
3 |
Кирилл М. |
Очень высокий |
Очень высокий |
Низкий |
4 |
Марина Р. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
5 |
Елена С. |
Низкий |
Высокий |
Конфликт |
6 |
Владимир Б. |
Низкий |
Высокий |
Конфликт |
7 |
Алла К. |
Низкий |
Высокий |
Умеренный |
8 |
Роман П. |
Высокий |
Высокий |
Умеренный |
9 |
Ирина М. |
Низкий |
Высокий |
Конфликт |
10 |
Евгения Л. |
Низкий |
Высокий |
Конфликт |
Оценка степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой проводилась в соответствии со следующими критериями. 0 – 7 – уровень притязания не является стимулом для развития, особенно для низкой самооценки. 8 – 22 – умеренная: школьник ставит задачи, которые может достичь, реально смотрит. Расхождение более 23 означает личностный конфликт. Низко оценивает себя, а уровень притязаний слишком высокий.
Таким образом, мы приходим к выводу, что трое испытуемых (30% от выборки) имеют завышенную самооценку, один из испытуемых (10%) имеет очень высокий уровень самооценки, что свидетельствует о неадекватном восприятии себя и своих способностей, некритичном отношении к своим качествам. Шестеро испытуемых (60%) имеют заниженную самооценку. Таким образом, адекватного самовосприятия не наблюдается ни у кого из обследованных детей.
У семерых испытуемых (70% от выборки) отмечен высокий уровень притязаний, который является оптимальным и в норме служит развитию личности. У одного из испытуемых (10%) – очень высокий уровень притязаний, который говорит о некритичном отношении к своим способностям, нереалистическом представлении о них. Один ребенок из обследованных детей (10%) имеет низкий уровень притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности. И только у одного из испытуемых (10%) уровень притязаний находится на среднем уровне, что в норме характеризуется реалистичным представлением о своих способностях. Однако при этом низкая степень расхождении между показателями уровня притязаний и самооценки у троих испытуемых (30% от выборки) говорит о том, что уровень притязаний в данном случае не является стимулом для развития личности. У пятерых (50% от выборки) выявлен внутриличностный конфликт: слишком высокий уровень притязаний при недостаточно высокой самооценке. Только у двоих (20% от выборки) умеренное расхождение между показателями уровня притязаний и самооценки, что означает – уровень притязания является стимулом для развития личности.
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии»
На основе ответов школьников была составлена таблица (таблица 7), которая дает представление о положении, занимаемом каждым подростком и его взаимоотношениях в группе.
Таблица 7
П/П |
Кто выбирает |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Иван Б. |
2 |
3 |
1 |
|||||||
2 |
Ангелина Е. |
2 |
1 |
3 |
|||||||
3 |
Кирилл М. |
2 |
3 |
1 |
|||||||
4 |
Марина Р. |
2 |
1 |
3 |
|||||||
5 |
Елена С. |
1 |
2 |
3 | |||||||
6 |
Владимир Б. |
3 |
1 |
2 |
|||||||
7 |
Алла К. |
3 |
1 |
2 |
|||||||
8 |
Роман П. |
2 |
3 |
1 |
|||||||
9 |
Ирина М. |
2 |
1 |
3 | |||||||
10 |
Евгения Л. |
2 |
3 |
1 |
|||||||
Кол-во полученных выборов |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
5 |
7 |
1 |
2 | |
Из них взаимных |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
С помощью сведений из этой таблицы была составлена следующая таблица (таблица 8) о статусе каждого ребенка в группе.
Таблица 8
Имя Ученика |
Статус | |||
Звезда |
Предпочитаемые |
Принебрегаемые |
Изолированные | |
Иван Б. |
+ | |||
Ангелина Е. |
+ |
|||
Кирилл М. |
+ |
|||
Марина Р. |
+ |
|||
Елена С. |
+ | |||
Владимир Б. |
+ |
|||
Алла К. |
+ |
|||
Роман П. |
+ |
|||
Ирина М. |
+ |
|||
Евгения Л. |
+ |
Результаты методики социометрии показали, что в нашем коллективе, где состав не менялся длительное время явно выраженных лидеров 2, присутствует так же 3 «изолированных» ребят, 2 «предпочитаемых» и 3 «принебрегаемых».
Результаты эксперимента оформляем графически: вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Слева располагаем юношей (квадраты), справа – девушек (кружки).
Размещение испытуемых на социограмме будет
соответствовать числу полученных ими
выборов. Так, в центральной окружности
будут находиться испытуемые, получившие
5 и больше выборов – 1 статусная группа,
второй круг – 2 статусная группа – 3-4
выбора; третий круг – 1-2 выбора; четвертый
круг – ни одного выбора. Потом, соединив
линиями выбора испытуемых, мы увидим
характер связей, осуществляем подсчет
выборов, полученных каждым испытуемым,
и находим взаимные выборы:
- девушки
- юноши
Рис.1.Социограмма
Исходя из полученных данных можно сделать
вывод: 4 подростков (40%) имеют благоприятный
статус, т.е относятся к первой и второй
статусным группам, 2 из низ имеют по 3 взаимных
выбора отношений, другие 2 по 2 взаимных
выбора, а 6 подростков (60%) принадлежат
к третьей и четвертой статусным группам
(имеющих по 1 и 0 взаимных выборов). Характер таких отношений, свидетельствующие
о разобщенности группы. Не все
дети состоят в дружеских отношениях.
А те которые состоят, не принимают других.
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филлипса»
По итогам проведения данной методики были получены бланки ответов. При обработке результатов подсчитывалось общие число несовпадений по всему тесту и число совпадений по каждому из 8 факторов.
Оценка полученных значений представленными в таблице 9.
Таблица 9
Факторы |
Нормальный уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
Общая тревожность в школе |
1 |
7 |
2 |
Переживание социального стресса |
2 |
4 |
4 |
Фрустрация потребности достижения успеха |
2 |
5 |
3 |
Страх самовыражения |
1 |
8 |
1 |
Страх ситуации проверки знаний |
3 |
4 |
3 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
1 |
3 |
6 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
2 |
7 |
1 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
3 |
5 |
2 |
Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью