Социализация подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Как мы видим, по результатам исследования, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 2 подростков, т.е. 20% испытуемых. Несколько повышена общая тревожность в школе у 70% испытуемых (7 человек). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Нормальный уровень тревожности в школе имеют 1 подросток, что составляет 10% испытуемых.

Достаточно низкий процент испытуемых, 20% (2 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие. Процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 40% (4 человека), на повышенном уровне – 40% (4 человек). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У 10% испытуемых (1 человека) высокий уровень страха самовыражения, у 80% (8 человек) он повышен. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия.  10% (1 человек) школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самораскрытию. Подросток легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства.

Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 60% школьников (6 подростков). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" они будут выглядеть в глазах окружающих.  У 30% испытуемых (3 человека) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих.  Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом.  10% испытуемых данной выборки (4 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих.

Было выявлено, что 30% подростков (3 человека), испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне, 50% испытуемых (5 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 2 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

Так же, 30% (3 школьников) испытывают сильный, и 40% (4 школьников) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их. Возможно и то, что умственно отсталые школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Так же, 30% испытуемых (3 человека) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.

У 20% испытуемых (2 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 50% испытуемых (5 школьников), 30% испытуемых (3 человек) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.

Небольшое число школьников (1 человек) 10% имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этого школьника наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера. Также 70% испытуемых, что составляет 7 школьников, склонны к данным особенностям.  20% испытуемых, 2 школьник имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу. 

Представим полученные данные в диаграмме

Рис. 2. Показатель уровня школьной тревожности у подростков

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживание социального стресса.

3. Фрустрация потребности достижения  успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса - Дарки»

По результатам исследования были составлены две таблицы: результаты исследования уровня агрессивности и враждебных реакций.

Таблица 10

Имя испытуемого

Уровень агрессивности

Уровень враждебности

1

Иван Б.

высокий

высокий

2

Ангелина Е.

низкий

норма

3

Кирилл М.

высокий

высокий

4

Марина Р.

высокий

высокий

5

Елена С.

низкий

высокий

6

Владимир Б.

высокий

высокий

7

Алла К.

норма

повышенный

8

Роман П.

норма

норма

9

Ирина М.

низкий

норма

10

Евгения Л.

низкий

высокий


 

Таблица 11

Уровень агрессивности

Уровень враждебности

низкий

норма

повышенный

высокий

низкий

норма

повышенный

высокий

4 чел.

(40%)

2чел.

(20%)

0 чел.

(0 %)

4чел.

(40%)

0 чел.

(0%)

3 чел.

(30%)

1 чел.

(10%)

6 чел.

(60%)


 

Анализируя результаты, представленные в таблицах 10 и 11, прежде всего, обращает на себя внимание высокий уровень враждебности в группе. Согласно полученным данным высокая враждебность наблюдается у 6 учащихся – 60% и только у троих учащихся  - 30% индекс враждебности в норме. Шестеро учащихся – 60% испытывают чувство обиды, зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Эти учащиеся достаточно легко раздражаются. Почти у каждого есть люди, которых они ненавидят. Уровень подозрительности в группе низкий, только у 1 учащегося (10%) наблюдается высокий уровень подозрительности. Этот учащийся думает, что многие люди не любят его, с людьми держится настороженно. Часть учащихся считает, что многие люди им завидуют - 30%. Некоторые учащиеся считают, что у них есть враги, которые хотели бы им навредить.

Уровень индекса агрессивности средний. Однако четыре учащихся имеют высокий индекс агрессивности – 40%, двое -20% нормальный и четверо– 40% низкий уровень индекса агрессивности. Уровень физической агрессивности в группе выше среднего. В целом ребята не всегда стремятся к использованию физической силы, против других лиц. Но 5 учащихся имеют высокий уровень физической агрессии– 50%, 1 средний -10% и 4 - 40% низкий уровень физической агрессии. Склонны к раздражению 4  учащихся– 40%, у 1 -10% средний, у 5 -50% уровень раздражения низкий. Уровень вербальной агрессии в группе средний. Однако у 4 учащихся - 40% наблюдается высокий уровень вербальной агрессии, т.е. выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань). Четверо учащихся имеют низкий уровень вербальной агрессии - 40% и 2 средний– 20%. Уровень негативизма в группе низкий. Но 4 учащихся показали высокий уровень негативизма – оппозиционной меры поведения, обычно направленный против авторитета или руководства - 40%. У 5  учащихся – 50% низкий уровень негативизма и у одного - средний. Представим полученные данные в диаграмме.

 

Рис. 3. Показатель уровня агрессии и враждебности

Таким образом, учитывая, что агрессивность и враждебность являются показателями уровня социальной адаптированности, можно сделать вывод, что 7 учащихся -70% испытывают серьезные проблемы в социально–психологической адаптации.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова»

По итогам проведения данной методики было подсчитано количество положительных и отрицательных выборов по каждому типу профессий каждым из обследованных детей. После этого из числа положительных выборов было вычтено число отрицательных и получен суммарный показатель по каждому типу профессий.

В таблице 7 представлены результаты каждого участника эксперимента: суммарный показатель и итоговый тип профессий. Итоговым типом профессий будем считать тот, по которому набрано наибольшее количество баллов.

Таблица 7

Результаты, полученные по дифференциально-диагностическому опроснику Е. А. Климова.

Имя, Ф.

Тип профессий

Итоговый тип профессий

Ч - Природа

Ч - Техника

Ч - Человек

Ч –

Знаковая система

Ч – Худож. образ

1

Иван Б.

4

5

4

3

4

Ч - Т

2

Ангелина Е.

7

2

7

2

2

Ч - П

3

Кирилл М.

0

6

4

3

7

Ч -Х

4

Марина Р.

6

2

8

0

4

Ч - Ч

5

Елена С.

3

4

3

3

7

Ч - Х

6

Владимир Б.

2

8

4

2

4

Ч - Т

7

Алла К.

3

3

10

0

4

Ч - Ч

8

Роман П.

5

5

6

1

3

Ч - Ч

9

Ирина М.

3

9

4

2

2

Ч - Т

10

Евгения Л.

4

7

4

3

2

Ч - Т


 

Таким образом, из данной таблицы видно, что у четверых испытуемых (40% от выборки) выявлен ярко выраженный интерес к технике, у одного (10%) – к природе, у троих (30%) – к профессиям, связанным со взаимодействием с людьми. Двое испытуемых (20%) предпочитают виды деятельности, связанные с творчеством. Никто из опрошенных детей не имеет выраженного интереса к деятельности, связанной с вычислениями, с работой с цифровыми и буквенными обозначениями, что объясняется природой дефекта испытуемых и имеющимися у них на его фоне познавательными трудностями. Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 4. Результаты, полученные по опроснику Е. А. Климова

Таким образом, у опрошенных детей отмечены различные профессиональные предпочтения, однако интерес к определенным сферам деятельности не означает, что эти дети смогут работать по интересным для них специальностям, в силу имеющегося дефекта, значительно ограничивающего их профессиональную пригодность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по третий главе:

После проведения диагностических методик были выявлены особенности социализации подростков с умственной отсталостью: заниженная или очень завышенная самооценка, что говорит об отсутствие адекватного восприятии себя, у большой части детей уровень притязания не является стимулом к развитию личности. У многих подростков высокие уровни школьной тревожности и враждебности, что мешает им в построение межличностных отношений

На основе результатов была подобрана коррекционно-развивающая программа. Подобранные нами задания способствуют снижению агрессивности и школьной тревожности у подростков, формированию межличностных отношений и адекватной самооценки, формированию профессиональной зрелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ценность личности измеряется в большей мере тем, что, как и для чего человек умеет делать. Правильное социализация подростка с умственной отсталостью является не только средством и условием успешного его обучения и трудовой адаптации, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности. Взаимоотношения подростка с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко оценить себя.

Изучение специальной литературы по проблеме социализации  подростков с умственной отсталостью позволила  подобрать и адаптировать диагностическую программу для дальнейшего изучения данной проблемы. Было проведено исследование на базе ГОУ ТО «Тульская специальная общеобразовательная школа VIII вида № 3 , г. Тулы». Экспериментальная выборка составила 10 человек  (6 девочек и 4 мальчика), в возрасте 13-14 лет.

Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью