Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа
Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.
Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78
Как мы видим, по результатам исследования, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 2 подростков, т.е. 20% испытуемых. Несколько повышена общая тревожность в школе у 70% испытуемых (7 человек). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Нормальный уровень тревожности в школе имеют 1 подросток, что составляет 10% испытуемых.
Достаточно низкий процент испытуемых, 20% (2 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие. Процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 40% (4 человека), на повышенном уровне – 40% (4 человек). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
У 10% испытуемых (1 человека) высокий уровень страха самовыражения, у 80% (8 человек) он повышен. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. 10% (1 человек) школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самораскрытию. Подросток легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства.
Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 60% школьников (6 подростков). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" они будут выглядеть в глазах окружающих. У 30% испытуемых (3 человека) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. 10% испытуемых данной выборки (4 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
Было выявлено, что 30% подростков (3 человека), испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне, 50% испытуемых (5 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 2 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
Так же, 30% (3 школьников) испытывают сильный, и 40% (4 школьников) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их. Возможно и то, что умственно отсталые школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Так же, 30% испытуемых (3 человека) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.
У 20% испытуемых (2 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 50% испытуемых (5 школьников), 30% испытуемых (3 человек) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.
Небольшое число школьников (1 человек) 10% имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этого школьника наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера. Также 70% испытуемых, что составляет 7 школьников, склонны к данным особенностям. 20% испытуемых, 2 школьник имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу.
Представим полученные данные в диаграмме
Рис. 2. Показатель уровня школьной тревожности у подростков
1. Общая тревожность в школе.
2. Переживание социального
3. Фрустрация потребности
4. Страх самовыражения.
5. Страх ситуации проверки
6. Страх не соответствовать
7. Низкая физиологическая сопроти
8. Проблемы и страхи в
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса - Дарки»
По результатам исследования были составлены две таблицы: результаты исследования уровня агрессивности и враждебных реакций.
Таблица 10
№ |
Имя испытуемого |
Уровень агрессивности |
Уровень враждебности |
1 |
Иван Б. |
высокий |
высокий |
2 |
Ангелина Е. |
низкий |
норма |
3 |
Кирилл М. |
высокий |
высокий |
4 |
Марина Р. |
высокий |
высокий |
5 |
Елена С. |
низкий |
высокий |
6 |
Владимир Б. |
высокий |
высокий |
7 |
Алла К. |
норма |
повышенный |
8 |
Роман П. |
норма |
норма |
9 |
Ирина М. |
низкий |
норма |
10 |
Евгения Л. |
низкий |
высокий |
Таблица 11
Уровень агрессивности |
Уровень враждебности | ||||||
низкий |
норма |
повышенный |
высокий |
низкий |
норма |
повышенный |
высокий |
4 чел. (40%) |
2чел. (20%) |
0 чел. (0 %) |
4чел. (40%) |
0 чел. (0%) |
3 чел. (30%) |
1 чел. (10%) |
6 чел. (60%) |
Анализируя результаты, представленные в таблицах 10 и 11, прежде всего, обращает на себя внимание высокий уровень враждебности в группе. Согласно полученным данным высокая враждебность наблюдается у 6 учащихся – 60% и только у троих учащихся - 30% индекс враждебности в норме. Шестеро учащихся – 60% испытывают чувство обиды, зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Эти учащиеся достаточно легко раздражаются. Почти у каждого есть люди, которых они ненавидят. Уровень подозрительности в группе низкий, только у 1 учащегося (10%) наблюдается высокий уровень подозрительности. Этот учащийся думает, что многие люди не любят его, с людьми держится настороженно. Часть учащихся считает, что многие люди им завидуют - 30%. Некоторые учащиеся считают, что у них есть враги, которые хотели бы им навредить.
Уровень индекса агрессивности средний. Однако четыре учащихся имеют высокий индекс агрессивности – 40%, двое -20% нормальный и четверо– 40% низкий уровень индекса агрессивности. Уровень физической агрессивности в группе выше среднего. В целом ребята не всегда стремятся к использованию физической силы, против других лиц. Но 5 учащихся имеют высокий уровень физической агрессии– 50%, 1 средний -10% и 4 - 40% низкий уровень физической агрессии. Склонны к раздражению 4 учащихся– 40%, у 1 -10% средний, у 5 -50% уровень раздражения низкий. Уровень вербальной агрессии в группе средний. Однако у 4 учащихся - 40% наблюдается высокий уровень вербальной агрессии, т.е. выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань). Четверо учащихся имеют низкий уровень вербальной агрессии - 40% и 2 средний– 20%. Уровень негативизма в группе низкий. Но 4 учащихся показали высокий уровень негативизма – оппозиционной меры поведения, обычно направленный против авторитета или руководства - 40%. У 5 учащихся – 50% низкий уровень негативизма и у одного - средний. Представим полученные данные в диаграмме.
Рис. 3. Показатель уровня агрессии и враждебности
Таким образом, учитывая, что агрессивность и враждебность являются показателями уровня социальной адаптированности, можно сделать вывод, что 7 учащихся -70% испытывают серьезные проблемы в социально–психологической адаптации.
3.5.Результаты, полученные
по методике «Дифференциально-
По итогам проведения данной методики было подсчитано количество положительных и отрицательных выборов по каждому типу профессий каждым из обследованных детей. После этого из числа положительных выборов было вычтено число отрицательных и получен суммарный показатель по каждому типу профессий.
В таблице 7 представлены результаты каждого участника эксперимента: суммарный показатель и итоговый тип профессий. Итоговым типом профессий будем считать тот, по которому набрано наибольшее количество баллов.
Таблица 7
Результаты, полученные по дифференциально-
№ |
Имя, Ф. |
Тип профессий |
Итоговый тип профессий | ||||
Ч - Природа |
Ч - Техника |
Ч - Человек |
Ч – Знаковая система |
Ч – Худож. образ | |||
1 |
Иван Б. |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
Ч - Т |
2 |
Ангелина Е. |
7 |
2 |
7 |
2 |
2 |
Ч - П |
3 |
Кирилл М. |
0 |
6 |
4 |
3 |
7 |
Ч -Х |
4 |
Марина Р. |
6 |
2 |
8 |
0 |
4 |
Ч - Ч |
5 |
Елена С. |
3 |
4 |
3 |
3 |
7 |
Ч - Х |
6 |
Владимир Б. |
2 |
8 |
4 |
2 |
4 |
Ч - Т |
7 |
Алла К. |
3 |
3 |
10 |
0 |
4 |
Ч - Ч |
8 |
Роман П. |
5 |
5 |
6 |
1 |
3 |
Ч - Ч |
9 |
Ирина М. |
3 |
9 |
4 |
2 |
2 |
Ч - Т |
10 |
Евгения Л. |
4 |
7 |
4 |
3 |
2 |
Ч - Т |
Таким образом, из данной таблицы видно, что у четверых испытуемых (40% от выборки) выявлен ярко выраженный интерес к технике, у одного (10%) – к природе, у троих (30%) – к профессиям, связанным со взаимодействием с людьми. Двое испытуемых (20%) предпочитают виды деятельности, связанные с творчеством. Никто из опрошенных детей не имеет выраженного интереса к деятельности, связанной с вычислениями, с работой с цифровыми и буквенными обозначениями, что объясняется природой дефекта испытуемых и имеющимися у них на его фоне познавательными трудностями. Представим полученные результаты в виде диаграммы.
Рис. 4. Результаты, полученные по опроснику Е. А. Климова
Таким образом, у опрошенных детей отмечены различные профессиональные предпочтения, однако интерес к определенным сферам деятельности не означает, что эти дети смогут работать по интересным для них специальностям, в силу имеющегося дефекта, значительно ограничивающего их профессиональную пригодность.
Вывод по третий главе:
После проведения диагностических методик были выявлены особенности социализации подростков с умственной отсталостью: заниженная или очень завышенная самооценка, что говорит об отсутствие адекватного восприятии себя, у большой части детей уровень притязания не является стимулом к развитию личности. У многих подростков высокие уровни школьной тревожности и враждебности, что мешает им в построение межличностных отношений
На основе результатов была подобрана коррекционно-развивающая программа. Подобранные нами задания способствуют снижению агрессивности и школьной тревожности у подростков, формированию межличностных отношений и адекватной самооценки, формированию профессиональной зрелости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценность личности измеряется в большей мере тем, что, как и для чего человек умеет делать. Правильное социализация подростка с умственной отсталостью является не только средством и условием успешного его обучения и трудовой адаптации, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности. Взаимоотношения подростка с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко оценить себя.
Изучение специальной литературы по проблеме социализации подростков с умственной отсталостью позволила подобрать и адаптировать диагностическую программу для дальнейшего изучения данной проблемы. Было проведено исследование на базе ГОУ ТО «Тульская специальная общеобразовательная школа VIII вида № 3 , г. Тулы». Экспериментальная выборка составила 10 человек (6 девочек и 4 мальчика), в возрасте 13-14 лет.
Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью