Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа
Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.
Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78
После проведения качественного и количественного анализа полученных данных были получены следующие результаты: экспериментальное исследование подтвердило теоретические выводы данного исследования о специфики социальной адаптации подростков с умственной отсталостью. Успешность процесса социализации определяется факторами: уровнем развития познавательной, эмоционально-волевой сферами, особенностями жизни ребенка в семье, школе, его отношениями со сверстниками. И детей с умственной отсталостью были выявлены – низкая самооценка, высокий уровень враждебности и школьной тревожности, все это мешает им в построении межличностных отношений, как со сверстниками, так и со взрослыми в школе и в семье. Все эти причины мешают им нормально социализироваться в окружающей их среде.
По результатам исследования была подобрана коррекционно – развивающая программа, направленная на повышения социализации подростков с умственной отсталостью.
Таким образом, данная работа доказала, что процесс социализации подростков с умственной отсталостью может затрудняться индивидуально-личностными особенностями: соматическим состоянием, самооценкой подростка, влиянием социальной среды, в частности, школы. Из чего следует, что наша гипотеза подтверждена, задачи выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1.Белинская Е.П. Этническая социализация подростка. – СПб.: Питер, 2004, С.186.
2.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.: Просвещение, 2005, С.234.
3.Борич А. Семья с умственно отсталым ребенком // Дефектология. – 1999, С.128.
4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002, С.237.
5.Виноградов А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 2003, С.188.
6. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995. С.390.
7.Дембо Т.В. Проблема социально-
8.Егорова Т. В. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей. - Иркутск, 2008, С.156.
9.Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: 2003, С.194.
10.Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., Просвещение, 1998. С.196.
11.Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1998, С.95.
12. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 2008.
13.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003. С.243.
14.Кисловская Р.В. Зависимость между социометрическим статусом и симптомами тревожности ожиданий в социальном обучении (в возрастном плане). – М., 1992.
15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2000. С.364.
16.Коробейников И. А. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений развития у детей // Дефектология. - 1981. С.166.
17.Кривцова С., Мухаматулина
Е. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия
с подростками. М.: Генезис, 1997.С.231.
18.Кузмина Е.
С. Развитие эмоционально-волевой сферы
умственно отсталых школьников // Коррекционно
развивающая направленность обучения
и воспитания умственно отсталых детей.
- М., 2007, С.137.
19.Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. – М.: 2002.С. 225.
20.Личко А.Е. Психопатии
и акцентуации характера у подростков.
– Л.: Медицина,1993.
21.Личко
А. Е. Подростковая психиатрия, Д. Медицина
– М., 1991.С.473.
22.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.
23.Москаленко Н.В. Формирование
правильных взаимоотношений с окружающими
у умственно отсталых детей. «Дефектология»
№ 3 за 1993.
24.Немов
Р. С. Общая психология.: Учебник для ср.
проф. образования. – М., 2003, С.255.
25.Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: 2007, С.264.
26.Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. Певзнер. – М.: 2000.
27.Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2010. С.256.
28.Петровский А. В. Общая психология. – М., 1986. С.251.
29.Пузанова Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика - М., Академия, 2009. С.272.
30.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1996.
31.Тренькаева Н.А. Выявление и оценка
психологических эффектов социализации
при формировании коммуникативного типа
у лиц разного возраста. Сайт http://www.socioniko.net/
32.Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
34.Шипицына Л.М Необучаемый ребенок в семье и обществе. – СПб.: Питер, 2005,С.202.
35.Шишкова И.И. Общение
умственно-отсталых подростков.
- М.: Просвещение, 2009, С.125.
36.Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно - воспитательной работе // Дефектология. – 2003, № 3.
37.Сайт- психологическая лаборатория //:http://www.P.Lab.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сводная таблица результатов теста Филлипса
Класс__________ Дата проведения _________ _____________
№ |
ФИ ученика |
Показатели по видам (факторам) тревожности (в %) |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
9 |
|||||||||
10 |
|||||||||
11 |
|||||||||
12 |
|||||||||
13 |
|||||||||
14 |
|||||||||
15 |
|||||||||
16 |
|||||||||
17 |
|||||||||
18 |
|||||||||
19 |
|||||||||
20 |
|||||||||
21 |
|||||||||
22 |
|||||||||
23 |
|||||||||
24 |
|||||||||
25 |
|||||||||
26 |
|||||||||
27 |
|||||||||
28 |
Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности
Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью