Социализация подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Содержанием психического развития подростка становиться развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является проявление устойчивости  самооценки и образа «Я».

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности  физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, а также приводит к страху плохой оценки со стороны окружающих. Недостатки внешности могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного неприятия себя,  устойчивого чувства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалом, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновению взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность себя.

У многих подростков отмечаются акцентуации характера – определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка.

Ситуация развития подростка предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «грудного». В первую очередь, это  относиться к подросткам  с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера,  отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение. У подростков появляются определенные поведенческие реакции, которые составляют специфический комплекс. Выражается это как  реакция эмансипации, которая представляет собой тин поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

       Крайняя  степень выраженности этой реакции  – бродяжничество;

1.Реакция группирования  со сверстниками, проявляется в  повышенном интересе к общению  со сверстниками, ориентацию на выработку групповых норм и ценностей, формировании собственной субкультуры;

2.Реакция увлечения, в  ней отражаются как веяние  моды, так как формирующиеся склонности  подростка.

 Определенные осложнения  возникают у подростков в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения. При этом проявляется ряд индивидуальных  стилей поиска решений. Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психических, так и личностных особенностей подростков.[19, с.162].

 Сегодняшний умственно  отсталый ребенок – завтрашний  полноправный гражданин своей  страны, и это побуждает более  пристально и внимательно, понимать и помогать таким детям.

 

 

 

1.3. Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью

 Любого человека можно охарактеризовать как сложную саморегулирующую систему, которая находиться в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий, которые подчинены социальными нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются общественным мнением.

Усвоение принятых обществом моральных и правовых норм активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов поведения.

На формирование сознания подростка большое влияние оказывают условия материальной и духовной жизни всего нашего общества. Кроме того подросток находиться под огромнейшим влиянием окружающей его так называемой микросреды, то есть его семьи, обстановки в классе и школе, отношений на улице и во дворе. Именно в семье подросток приобретает свой первый опыт общественного существования. Здесь закладываются основы его сознания и характера, его взгляды и установки, моральные качества и волевые свойства личности.[10, с.91].

Личность умственно отсталого подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев является неблагоприятные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальном поведении и т.д. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические состояния, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками, способствуют проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний.

С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.

 Но ни в коем случае  не следует считать, что типичные  неблагоприятные условия обязательно  порождают типичные недостатки умственно отсталого подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролем, который не позволяет неблагоприятным внешним влияниям разрушить психику подростка, формировать отрицательные качества, является умственное и нравственное развитие подростка.[22, с.129].

Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психики самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью  поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т.д).

 Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки – завышенной или заниженной. Многие подростки с нарушениями интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы.

В структуре развитой личности большую роль играет правосознание, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом.

Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем правосознания. Часто эти люди, с не сложившейся моралью, не знающие, что можно, что нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, от того, кто их поведет. Умственно отсталый подросток – это человек, требующий к себе самого пристального и всестороннего внимания, и по отношению к нему должны быть приняты все меры и педагогического, и медицинского воздействия. Планировать и осуществлять индивидуальную воспитательную работу с такими подростками без участия врача недопустимо. А самое главное – нужно детальным образом разобраться в особенностях его личности.[26, с.69-71].

Одним из важнейших факторов формирования личности является ее самооценка. У умственно отсталых детей формирование самооценки имеет ряд особенностей.

Во-первых, формирование самооценки происходит у них значительно медленнее и с большим трудом, чем у нормальных детей, Это обусловлено характером дефектов познавательной деятельности, негативными особенностями эмоционально-волевой сферы, трудностями общения, недостаточно адекватным восприятием действительности и т.п.

 Во-вторых, добиться адекватности  самооценки у учащихся вспомогательной школы значительно труднее, чем у нормальных детей, ввиду пониженной критичности и самокритичности умственно отсталых. В этом проявляется, как отмечал Л.С. Выготский, общая незрелость личности. Завышенная самооценка не есть результат врожденного «самодовольства» дебилов, как это утверждает ряд ученых.

Уровень самооценки учащихся вспомогательных школ тесно связан с различными видами деятельности. По мере взросления умственно отсталые более объективно оценивают свои достижения в учебной деятельности и свои интеллектуальные возможности. [30, с.152].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Личность умственно отсталого подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев является неблагоприятные условия: отсутствие нормальной нравственной среды.

Сложность  формирования личности у умственно отсталых во многом обусловлена особенностями воспитания их нравственных чувств.  На пути к достижению этой цели перед учителями и воспитателями вспомогательных школ встает много трудностей, вызванных незрелостью личности умственно отсталых, которая в первую очередь связана с характером развития их потребностей и интеллекта. Незрелость личности проявляется в особенностях их эмоциональной сферы - узость диапазона переживаний, слабая выраженность мотивов, низкий уровень правосознания.  Развитие адекватности самооценки у учащихся вспомогательной школы значительно труднее, чем у нормальных детей, ввиду пониженной критичности и самокритичности умственно отсталых.

Все эти особенности развития умственно отсталого ребенка замедливает его социализацию в обществе.

ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2.1.Диагностическая  программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью

Цель данного исследования изучение особенностей процесса социализации подростков умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1.Составить диагностическую  программу, направленную на изучение особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью.

2.Разработать коррекционную  программу повышения социализации  подростков с умственной отсталостью.

3.Реализовать коррекционную  программу на практике.

Для решения данных задач используются теоретические и эмпирические методы.

 Выборка испытуемых составила 10 человек (4 мальчика и 6 девочек) в возрасте 13-14 лет.

Выбор методологического аппарата исследования обусловлен особенностями личностного развития в подростковом возрасте. Теоретический анализ литературы позволил нам выделить показатели социализации, такие как:  агрессия, тревожность, самооценка, межличностные отношения и профориентация, а так же разработать диагностическую программу исследования этих показателей. [4, с.207].

 

 

Методика «Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн»

Цель: методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.

Экспериментальный материал: инструкция и бланк ответного листа.

Инструкция: обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Инструктор объясняет: “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

 На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью