Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.
Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться.
Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.
Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития [48, с.83 – 84].
В процессе общения ребенок постоянно
получает обратную связь. Позитивная обратная
связь сообщает ребенку о том,
что его действия правильны и
полезны. Таким образом, ребенок
убеждается в своей компетентности
и достоинствах. Улыбка, похвала, одобрение
– все это примеры
Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка сознавать свою неспособность и малоценность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания приводят к снижению самооценки.
Чаще всего родители используют различные речевые оценки в отношении своих детей. Это объясняет ведущую роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребенка. Самооценка, сформированная у дошкольников, обычно довольно стойкая, но, тем не менее, она может улучшиться или снизиться под влиянием взрослого и детских учреждений.
Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению.
Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки в учебной деятельности [11, 21, 33].
Рассмотрев важные составляющие социально – психологической готовности к обучению в школе мы можем сделать вывод, что она является важным компонентом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Влияние детского образовательного учреждения
на социально – психологическую
готовность к школе детей
Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств [34, с.27]. И от того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит все последующее формирование всесторонне развитой личности.
Основные принципы образования предусматривают единство образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней к высшим [4, с.39].
Детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Однако данное утверждение остается спорным, так как школа до настоящего времени не соглашается с тем, что она – вторая ступень. Вместе с тем, общеизвестно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Помимо этого, детские сады ставят своей целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка.
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей [6, с.13].
В связи с этим особое значение приобретает совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, психологическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Реализация задач
Развитие личности ребенка и его отношение с детьми в значительной степени определяется общением ребенка – дошкольника с воспитателем детского сада. Через него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуется отношение ребенка с широким социальным миром за пределами групповой комнаты детского сада [35, с.93].
Решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития.
Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.
Педагог способствует формированию у
ребенка опыта деятельности в
коллективе и положительное отношение
к сверстникам, осознание значимости
собственного активного участия
в решении общей задачи; усвоению
способов активного воздействия
на сверстников как участников общей
деятельности (умение оказать помощь,
справедливо оценивать
Так же воспитатель формирует у детей навык организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. «С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче» [17, с.56].
Н. Осухова указывает, что успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [27, с.14].
Социально – психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников, в результате их участия в совместной деятельности, со сверстниками в группе детского сада. Это существенно влияет на развитие ребенка, его психологическое здоровье и развития творческого потенциала личности.
Поскольку межвозрастные взаимодействия являются видом социальных взаимодействий детей, реализующих и формирующих социальную активность ребенка, необходимо рассмотреть особенности проявления и механизмы социальной активности в дошкольном возрасте.
Под социальной активностью в дошкольном
возрасте понимается способность ребенка
включаться в специфические для
данного возраста виды деятельности
по решению общественных задач, проявляя
такой уровень психической
Ребенок, поступивший в школу, попадает
в непривычную для него среду,
и от того, как пойдет приспособление,
привыкание к школе, во многом зависят
его эмоциональное состояние, работоспособность,
состояние здоровья, успешность учебы
в начальной школе и в
Социально – психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.
В детском коллективе, влияние детей друг на друга, составляет важную опору для воспитания у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Одновременно у детей формируется и индивидуальное поведение – способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать, рассказывать.
Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе [21, с.58].
В настоящее время классы в основном
состоят из двадцати – тридцати
учеников, поэтому особенно важным
становится умение ребенка учиться
в групповой атмосфере. Для очень
многих детей групповое обучение
вызывает дополнительные трудности: сложно
сосредоточивать внимание, отстаивать
свою точку зрения, чувствовать себя
худшим или лучшим в чем-то, говорить
перед большим количеством
Распространено мнение, что дети,
пришедшие в первый класс из детского
сада, лучше адаптируются к ситуации
группового обучения, а так называемые
«домашние» дети труднее входят в
школьную жизнь. В действительности
все не так однозначно. Детсадовские
дети, привыкшие к постоянному
шуму и резким фразам – командам
взрослых, легче переносят то же
самое в школе. Для домашних детей
такие школьные условия кажутся
намного неожиданнее, и на привыкание
к ним дошкольникам нужно время.
В то же время, по мнению многих учителей
начальных классов, домашние дети более
организованны, добросовестны, ответственны,
внимательны. Им иногда не хватает боевитости
и самостоятельности
Домашним детям значительную помощь
в облегчении привыкания к школе
могут оказать подготовительные
занятия в группе сверстников. Это
могут быть танцевальный или хоровой
коллектив, спортивная секция или изостудия.
Занимаясь музыкой или спортом,
дети учатся слушать педагога, выполнять
его задания, не отвлекаясь на общение
с друзьями. Таким образом, ребенок
обогащает свой ролевой репертуар.
До школы он осваивал в основном
семейные роли: сына или дочери, брата
или сестры, внука, племянника. Хорошо,
если еще до школы малыш попробует
себя в роли ученика и товарища,
удачливого и неудачника, ведущего
и ведомого, если он опробует приемы
общения, необходимые в новых
для него школьных условиях: публичной
похвалы и осуждения, агрессивности
со стороны сверстников или
Следовательно, мы можем сделать
вывод, что общение детей —
это необходимый элемент
Существует большое количество литературы по подготовке детей к школе. Поэтому, обобщая сказанное о влияние детского сада на социально – психологическую готовность детей к школе в научно – теоретическом плане, мы считаем, что оптимальная социально – психологическая готовность ребенка к школе может быть успешна при наличии следующих умений:
1. Умение работать в коллективе, помогать, советовать;
2. Умение осознавать собственное мнение, заявлять и доказывать его;
3. Умение сформировать
4. Умение выделять учебную
5. Уметь выслушивать взрослых, сверстников.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
Изложенные выше положения нашли отражение в диагностической программе по определению социально – психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Так же одной из задач нашего исследования было сравнение особенностей социально – психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Поскольку мы предположили, что есть
различия в готовности детей к
школе у детей, посещающих и не
посещающих детский сад, важно было
выбрать такие показатели, которые
бы позволили эту разницу