Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР!!!.docx

— 96.18 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Исследование социально  – психологической готовности  к

школе детей

 

Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад  «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования.

Для исследования были определены две  группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы посещающих детский сад, в количестве 25 человек (Приложение 1). Вторая группа состояла из детей, не посещающих детский сад, проживающих в г. Норильске, посещающих группы кратковременного пребывания, в количестве 25 человек (Приложение 2). Дети обеих групп имели примерно равное соотношение лиц мужского и женского пола, одинаковый возраст. Исследуемые показатели первой и второй групп сравнивались между собой.

Нами были проведены следующие  методики: анкета для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому» (Приложение 3), рисунки «Моя семья», «Мой воспитатель» (Приложение 4) для изучения отношений  дошкольников к взрослым; метод социометрического  исследования «Два домика» (Приложение 5) для изучения характера межличностных  отношений, методика «Рукавички» (Приложение 6) для изучения коммуникативных  умений; методика «Лесенка» (Приложение 7) для изучения уровня самооценки ребенка. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине социально – психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению. Все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени социально – психологической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста.

Условно мы разделили исследовательскую  работу на три части:

Диагностика особенностей отношений  со взрослыми.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. В нашем исследовании мы хотели увидеть, умеет ли дошкольник общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. Опыт общения с чужими взрослыми, приобретенный ребенком в дошкольном детстве, с поступлением в школу переносится на ситуацию школьного обучения и определяет характер отношений маленького ученика к учителю [51,c.2 – 3]. Для того чтобы своевременно выявить тревожные симптомы трудностей ребенка в общении со взрослыми, в нашем исследовании, мы использовали анкету для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому», которая, включала в себя десять особенностей поведения ребенка.

Взрослым предлагалось отметить особенности  поведения характерные для его  ребенка положительным знаком (« + »), и отрицательным (« – ») если особенность поведения не характерна для его ребенка. Положительные ответы родителей суммировались. Полученные результаты заносились в таблицу (Приложение 8).

Для дальнейшего диагностического исследования мы использовали рисуночные тесты «Моя семья» и «Мой воспитатель», так как они отражают в первую очередь, не сознательные установки  ребенка, а его бессознательные  импульсы и переживания. Во-вторых, эти методики очень информативные, то есть позволяют выявить множество  психологических особенностей ребенка [8, с.7 – 10]. И, в-третьих, именно эти рисуночные тесты «Моя семья» и «Мой воспитатель» направлены на изучение особенностей отношений дошкольников к близким  взрослым.

Исследование проводилось с  подгруппами детей по пять – шесть  человек и состояло из двух серий. В первой серии проводилось рисование  на тему «Мой воспитатель», во второй серии  – «Моя семья». Рисунки выполнялись  акварельными красками.

До начала рисования детям предлагались разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагалось сказать, какой  цвет из предложенных больше всего нравится, а какой не нравится. Затем вновь давались такие же листы бумаги, на любом из которых предлагалось нарисовать рисунок на ту или иную тему. Время выполнения задания не ограничивалось. После выполнения рисунка ребенку задавались вопросы. Обработка данных занесена и представлена в таблицу (Приложение 9).

2. Диагностика особенностей отношений  со сверстниками.

В группах детей дошкольного  возраста существуют достаточно прочные  избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди  сверстников: одни более предпочитаемы  для большинства детей, а другие – менее.

Обычно предпочтения одних детей  перед другими связывают с  понятием «лидерство». Однако более  правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности  или популярности таких детей, которая  в отличие от лидерства не всегда связана с решением групповой  задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Степень популярности ребенка в  группе ровесников имеет большое  значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий  путь его личностного и социального  развития [10, с.58].

Положение детей в группе (степень  их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими  методами, которые позволяют выявить  взаимные (либо не взаимные) избирательные  предпочтения детей. Поэтому в нашем  исследовании, была взята методика социометрического исследования «Два домика».

Диагностика с дошкольниками проводилась  индивидуально. В присутствие ребенка  были нарисованы два домика черным и красным карандашом. Один из них  побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Затем ребенку давалась инструкция.

Результаты фиксировались с  помощью протоколов. Далее результаты вносились в сводную таблицу. Напротив фамилии каждого ребенка  отмечалось количество случаев, когда  его выбирали сверстники и случаи когда он был ими не выбран. Затем  данные обрабатывались и заносились в таблицу (Приложение 10).

При анализе результатов в данной методике важным показателем являлась также взаимность выборов детей.

С целью изучения отношений детей  со сверстниками и коммуникативных  умений, была использована методика, которая  проводилась в виде игры «Рукавички».

Для проведения были вырезаны из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. Количество пар рукавичек  соответствовало числу пар участников. Каждому ребенку давалась одна вырезанная из бумаги рукавичка, и предлагалось найти свою пару, т. е. рукавичку с  точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны были как можно быстрее  и (главное) одинаково раскрасить рукавички, при этом каждой паре давалось только три карандаша разного цвета.

При наблюдении обращалось внимание на то, как протекало взаимодействие детей: умеют ли ребята договариваться, приходить к общему решению, как  они это делают и какие средства используют – уговаривают, убеждают, заставляют и т.п.? Как осуществляется взаимный контроль по ходу выполняемой  работы, замечают ли они друг у друга  отступления от первоначального  замысла и какова их реакция? Фиксировалось отношение к результату деятельности, своему и партнеру. Помогали ли дети друг другу по ходу рисования или нет? Обработка данных занесена и представлена в таблицу (Приложение 11) .

3. Диагностика самооценки ребенка.

Для получения более полной картины  уровня социально-психологической  готовности ребенка к школе и  подтверждения ранее полученных результатов была использована методика «Лесенка» с целью изучения уровня самооценки. Ребенку показывали рисунок  лестницы, состоящей из семи ступенек, где средняя ступенька имеет  вид площадки, и объясняли инструкцию.

При анализе результатов, прежде всего, мы обращали внимание, на какую ступеньку  ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считалось, если дети ставили  себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие».

В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение  на любой из нижних ступенек, (а уж тем более на самой нижней) говорит  о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

Это может быть связано с отвержением  или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается личность ребенка. При этом у ребенка развивается  установка, что он или вовсе недостоин  любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям (выполнить которые ребенок порой  не в состоянии).

Обработанные результаты данных занесены и представлены в таблицу (Приложение 12).

В следующем параграфе мы описываем  результаты диагностик и сравниваем их между двумя исследуемыми группами.

 

2.2. Сравнительный анализ  социально – психологической

готовности к школе  детей, посещающих и не посещающих детский

сад

 

1. Анализ диагностики особенностей  отношений детей дошкольного  возраста к взрослому.

Рассмотрим анализ анкетирования  родителей «Отношение ребенка к  чужому взрослому». Были получены следующие  результаты: дети первой группы не испытывают серьезные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями  по поводу контактов с чужим взрослым, а у второй группы данного показателя – 12 % детей.

36 % детей первой группы и 48 % детей второй группы, испытывают  трудности в общении обусловленные  не отношением к взрослому,  а конкретной ситуацией или  недостатками воспитания.

У 64% детей первой группы и у 40% детей  второй группы, проявляются некоторые  индивидуальные особенности, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения (Рис. 1).

 

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов  анкеты для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому»

 

Из сравнительного анализа следует, что дети первой группы меньше испытывают трудности в общении с чужими взрослыми, чем дети второй группы. Так как дети, которые находятся  в детском саду, имеют большее  социальное окружение, чем домашние дети.

Рассмотрим результаты рисуночных тестов. Анализ первой серии «Мой воспитатель» проводился по двум разделам.

Первый раздел – анализ собственно рисунка «Мой воспитатель», его графических  особенностей: рисунки детей первой и второй группы в большинстве  случаев были выполнены в виде портрета, так как именно в этом возрасте предпочтение отдается портретному  стилю изобразительной деятельности.

Анализируя рисунки детей, с  позиции проявления отношения к  воспитателю, дети первой группы выполнили  рисунок с удовольствием, старательно  и использовали яркие краски и  фон, тщательно выполняли прорисовку линий. Дети, второй группы, рисовали быстро, небрежно тем самым, выражая нежелание  к выполнению задания, и только некоторые  дети выполнили рисунок старательно. Дети в основном использовали темные тона и фон, тщательность прорисовки линий не прослеживалась.

Следующий анализ рисунков был проведен с позиции восприятия детьми разных сторон деятельности воспитателя. Изображение  воспитателя первой группы детей  были выполнены как в виде портрета, так и в бытовом жанре ( на прогулке, на занятии, во время совместной игры и т. д.) – это говорит о том, что дошкольники интересуются не только личностными качествами воспитателя, но и его профессиональной деятельностью. Некоторые дети этой группы в своих рисунках «надевали на воспитателя корону», что говорит о проявлении некоторой демонстративности своего отношения к воспитателю. У детей второй группы рисунки были выполнены в одном стиле – в виде портрета, это говорит о том, что дети любят больше общаться с воспитателем, воспринимают его личностные качества, а не его профессиональную деятельность.

Дети второй группы затруднялись рисовать воспитателя, поэтому изображали других людей: воспитателя предшкольного образования, учителей дополнительного образования (секции, кружков и т.д.), некоторые дети рисовали своих родителей.

Второй раздел – был посвящен анализу ответов детей. Детям  после завершения рисунка задавались вопросы: «Кто тут нарисован? Почему? Что он (она) делает?» и т.д.

Мы разделили ответы детей по категориям мотивов общения –  деловые, познавательные и личностные. Были получены следующие результаты: деловые мотивы общения со взрослым, характерны 44% детей первой группы, а детям второй группы 16%. Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т. д.

Познавательные мотивы общения  со взрослым, характерны 32% детей первой группы и 36% детей второй группы. Познавательный мотив возникает в процессе удовлетворения потребности, в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

Личностные мотивы общения со взрослым, характерны 24% детям первой группы и 48% детей второй группы. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью (Рис. 2).

 

Рис. 2. Сравнительный анализ, мотивов  общения детей с воспитателем

 

Сравнительный анализ, показал, что  у 44% детей первой группы преобладают  деловые мотивы в общении, что  говорит о способности к сотрудничеству, игре со взрослым, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. А у детей второй группы преобладают личностные мотивы общения 46%, это говорит о том, что дети, не посещающие детский сад, видят во взрослом только его личностные качества.

Рассмотрим результаты второй серии  рисунков «Моя семья».

Отметим, что диагностируемые дети рисовали реально существующих членов семьи, это говорит о том, что  дети воспитываются в полных, самодостаточных, не ущербных семьи.

Анализируя содержательную сторону  рисунков, отметим, что дети первой группы рисовали семью в полный рост, рисовали себя рядом с родителями, держащимися за руки, это говорит  о тесной эмоциональной связи. Сюжеты рисунков были различны, например: отдых  с родителями на природе, в гостях, дома и т. д. Дети второй группы в  основном рисовали только родителей, что  говорит о чувстве своей отверженности  в семье. Почти все сюжеты рисунков были одинаковы, т. е. родители нарисованы дома или гуляют.

Информация о работе Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад