Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.
Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61
Процесс рисования рисунка «Моя семья», можно так же охарактеризовать, как и рисование на тему «Мой воспитатель», т. е. дети первой группы рисовали увлеченно, старались аккуратно изобразить членов семьи, чего нельзя сказать о детях второй группы к рисунку были равнодушны, небрежно выполняли изображение.
Большинство детей диагностирующих групп выбирали желтые, красные, зеленые цвета, это говорит о положительных эмоциях, остальные дети выбрали для своего рисунка коричневые, черные, серые цвета, что говорит о негативном эмоциональном состоянии.
По результатам двух серий рисуночных
тестов можно сделать вывод, что
дети первой группы более, социально
активны, контактны, по отношению к
взрослому, у них преобладают
деловые и познавательные мотивы.
Что свидетельствует о
2. Анализ диагностики
Рассмотрим анализ результатов социометрического метода «Два домика».
Согласно классификации, предложенной
Я.Л. Коломенским, можно выделить две
существенные категории: членов группы
с благоприятным статусом (I и II категории),
и членов группы с неблагоприятным
статусом (III и IV категории). Соотношение
суммарных величин
Были получены следующие результаты: 20% детей первой группы и это «социометрические звезды» – внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. У второй группы, таких детей не оказалось.
48% и 40% детей исследуемых групп
«предпочитаемые» – эти дети
предпочитают игры и общение
с постоянным ограниченным
«Пренебрегаемых» детей в первой группе было 16%, а во второй 44% детей – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.
Так же в диагностирующих группах оказались и дети «изолированные». В первой и второй группе количество таких детей составило по 16% – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям (Рис. 3).
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов социометрического теста «Два домика»
Для выявления особенностей характера межличностных взаимоотношений в группах был проведен сравнительный анализ.
Сравнивались результаты групп
по уровню КБВ (коэффициент благополучия
взаимоотношений) и ИИ (индекс изолированности),
позволило обнаружить различия данного
параметра. В первой группе он составляет
68% детей, во второй группе – 40% детей. Это
говорит о том, что большинство
детей первой группы находятся в
благоприятной статусной
Рис. 4. Сравнительный анализ результатов групп по КБВ и ИИ
В первой группе диагностируемых, взаимный выбор встречался чаще, что свидетельствует о социально – психологической благополучной выводом. Во второй же группе это было в единичном случае.
Рассмотрим результаты методики «Рукавички» (Рис. 5).
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов, методики «Рукавички»
Из диаграммы, мы видим, что наличие положительного роста факторов в первой группе детей, отмечается по всем отслеженным показателям, причем, по первому и третьему на 100%. Во второй группе детей, отсутствует четвертый показатель: отношение к результату деятельности как к своему, так и партнера, а в первой группе он составляет 52%. Здесь вероятно проявляется привычка ожидания более компетентной оценки со стороны взрослого, а не со стороны сверстников. Важность оценки и умение ее делать, проявляется достаточно ярко, в первой группе детей, так как отношения в микросреде самой группы более разнообразны и демократичны.
Отметим, что у детей первой группы
общение со сверстниками отличается
от общения детей второй группы.
Например: в игре наблюдается активное
использование когнитивных
Значительный рост коммуникативных навыков и умений, свидетельствует о том, что дети, в условиях детского сада имеют больший круг общения, чем в группе кратковременного пребывания. Дети при постоянном психолого-педагогическом сопровождении воспитателей, приобщаются к самостоятельности, целенаправленно приобретают опыт взросления через призму социального опыта старших, удачнее адаптируются к возникающим ситуациям.
По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети, посещающие детский сад обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников. Дети, посещающие группы кратковременного пребывания в силу слабости и краткости социальных контактов, не испытывают дружеских привязанностей, заинтересованности в партнере, а значит не вполне овладевают моделями сотрудничества со сверстниками.
3. Анализ диагностики
Рассмотрим анализ методики «Лесенка». Были получены следующие результаты: 24% детей первой группы и 32% детей второй группы имеют неадекватно завышенную самооценку. Эти дети не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку; считали, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументировали свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший – это мама так сказала».
8% и 16% детей первой и второй
группы имеют завышенную
Адекватную самооценку имеют 64% детей первой группы и 40% детей второй группы. Обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считали, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
С заниженной самооценкой в диагностирующих группах были 5% детей первой группы и 10% детей второй группы. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли либо ссылались на мнение взрослого: «Мама так сказала», (Рис. 6).
Рис. 6. Сравнительный анализ результатов, самооценки детей исследуемых групп
На основе результатов, можно сделать
вывод: что различия между показателями
адекватной самооценки детей исследуемых
групп (64% и 40%), можно объяснить тем,
что для оценки поведения взрослый
дает ребенку «точку отсчета», а
в детском саду в результате совместной
деятельности и общения с другими
людьми, ребенок познает важные ориентиры
поведения. Тогда как для детей
второй группы большее значение имеет
оценка родителей, а не воспитателей,
что несколько деформирует
Для подтверждения объективности и достоверности, сделанных нами выводов, был использован метод углового преобразования Фишера [59, с.164]. В результате расчетов было получено эмпирическое значение коэффициента углового преобразования Фишера (Таблица 8).
Таб. 8. Результаты математической обработки углового преобразования Фишера
№ п/п |
Проведенные методики |
Значение φэмп. |
Различия Φкр. = 1,64 при р ≤ 0,05 |
I. Особенности отношений детей дошкольного возраста к чужим взрослым (анкета для родителей «Отношение детей к чужому взрослому»): | |||
1. |
Серьезные трудности в общении. |
2,499 |
различия существенные |
2. |
Трудности общения, в конкретных ситуациях. |
0,862 |
различия не существенные |
3. |
Индивидуальные особенности ребенка. |
1,718 |
различия существенные |
II. Особенности мотивов
общения детей дошкольного | |||
1. |
Деловые мотивы общения. |
2,219 |
различия существенные |
2. |
Познавательные мотивы общения. |
0,296 |
различия не существенные |
3. |
Личностные мотивы общения. |
1,792 |
различия существенные |
III. Особенности отношений детей дошкольного возраста к сверстникам (социометрический тест «Два домика»): | |||
1. |
«Социометрические звезды» |
3,276 |
различия существенные |
2. |
«Предпочитаемые» |
0,572 |
различия не существенные |
3. |
«Пренебрегаемые» |
2,219 |
различия существенные |
4. |
«Изолированные» |
0 |
различия не существенные |
5. |
КБВ – коэффициент благополучия взаимоотношений. |
2,014 |
различия существенные |
6. |
ИИ – индекс изолированности. |
2,011 |
различия существенные |
IV. Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками (методика «Рукавичка»): | |||
1. |
Умение договориться |
6,557 |
различия существенные |
2. |
Взаимопомощь |
2,075 |
различия существенные |
3. |
Взаимный контроль |
6,557 |
различия существенные |
4. |
Отношение к результату деятельности |
5,694 |
различия существенные |
5. |
Рациональное использование средств деятельности |
4,662 |
различия существенные |
V. Особенности самооценки детей дошкольного возраста (методика «Лесенка»): | |||
1. |
Неадекватно завышенная самооценка |
0,632 |
различия не существенные |
2. |
Завышенная самооценка |
0,880 |
различия не существенные |
3. |
Адекватная самооценка |
1,718 |
различия существенные |
4. |
Заниженная самооценка |
1,074 |
различия не существенные |
Сопоставив и обобщив данные,
полученные в ходе комплексного исследования
социально – психологического компонента
готовности ребенка к школе. Можно
сделать вывод о том, что дети,
посещающие детский сад обусловлены
наличием системы взаимодействий, дополняющих
и изменяющих социальный опыт ребенка,
обеспечивая положительную
2.3.Методические рекомендации
Понимая важность подготовки детей к школе и на основе результатов диагностического исследования социально – психологической готовности к школе детей, было решено предложить методические рекомендации родителям и учителям начальных классов, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
Методические рекомендации для родителей:
1. Помните, что кризисы – это
временные явления, они
Знайте, что причина острого
протекания кризиса – несоответствие
родительского отношения и
Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Тон приказа и назидание в
этом возрасте малоэффективен, старайтесь
не заставлять, а убеждать, рассуждать
и анализировать вместе с ребенком
возможные последствия его
Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Уважение к ребенку, бережное отношение
к его личности лежит в основе
стратегии позитивного