Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР!!!.docx

— 96.18 Кб (Скачать файл)

Процесс рисования рисунка «Моя семья», можно так же охарактеризовать, как и рисование на тему «Мой воспитатель», т. е. дети первой группы рисовали увлеченно, старались аккуратно изобразить членов семьи, чего нельзя сказать о  детях второй группы к рисунку  были равнодушны, небрежно выполняли  изображение.

Большинство детей диагностирующих  групп выбирали желтые, красные, зеленые  цвета, это говорит о положительных  эмоциях, остальные дети выбрали  для своего рисунка коричневые, черные, серые цвета, что говорит о  негативном эмоциональном состоянии.

По результатам двух серий рисуночных тестов можно сделать вывод, что  дети первой группы более, социально  активны, контактны, по отношению к  взрослому, у них преобладают  деловые и познавательные мотивы. Что свидетельствует о благополучном  социально – психологическом  развитии старших дошкольников. Дети второй группы показывают высокую заинтересованность в эмоционально – личностном типе общения со взрослым, что позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности деловых мотивов в общении.

2. Анализ диагностики особенностей  отношений детей дошкольного  возраста к сверстникам.

Рассмотрим анализ результатов  социометрического метода «Два домика».

Согласно классификации, предложенной Я.Л. Коломенским, можно выделить две  существенные категории: членов группы с благоприятным статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным  статусом (III и IV категории). Соотношение  суммарных величин благоприятных  и неблагоприятных статусных  категорий является существенным диагностическим  показателем, который квалифицируется  как «коэффициент благополучия взаимоотношений» (КБВ). В качестве диагностического параметра можно рассматривать  также «индекс изолированности» – процент членов группы, оказавшихся  в IV статусной категории [22, с.15].

Были получены следующие результаты: 20% детей первой группы и это «социометрические  звезды» – внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом  в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. У второй группы, таких детей  не оказалось.

48% и 40% детей исследуемых групп  «предпочитаемые» – эти дети  предпочитают игры и общение  с постоянным ограниченным кругом  друзей (или одним постоянным  другом), при этом с другими  детьми они почти не конфликтуют,  в своей маленькой группе могут  быть лидерами.

«Пренебрегаемых» детей в первой группе было 16%, а во второй 44% детей – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.

Так же в диагностирующих группах  оказались и дети «изолированные». В первой и второй группе количество таких детей составило по 16% –  это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям (Рис. 3).

 

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов  социометрического теста «Два домика»

 

Для выявления особенностей характера  межличностных взаимоотношений  в группах был проведен сравнительный  анализ.

Сравнивались результаты групп  по уровню КБВ (коэффициент благополучия взаимоотношений) и ИИ (индекс изолированности), позволило обнаружить различия данного  параметра. В первой группе он составляет 68% детей, во второй группе – 40% детей. Это  говорит о том, что большинство  детей первой группы находятся в  благоприятной статусной категории. В то же время, анализ результатов  индекса изолированности показывает, что в первой группе детей имеющих  такой статус, значительно меньше, чем во второй группе. Их соотношения  равны: первая группа – 32%, вторая группа – 60%. Таким образом, можно констатировать, что индекс изолированности действительно  отражает существенные качественные характеристики внутригрупповых процессов (Рис. 4).

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов  групп по КБВ и ИИ

 

В первой группе диагностируемых, взаимный выбор встречался чаще, что свидетельствует о социально – психологической благополучной выводом. Во второй же группе это было в единичном случае.

Рассмотрим результаты методики «Рукавички» (Рис. 5).

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов, методики «Рукавички»

Из диаграммы, мы видим, что наличие  положительного роста факторов в  первой группе детей, отмечается по всем отслеженным показателям, причем, по первому и третьему на 100%. Во второй группе детей, отсутствует четвертый  показатель: отношение к результату деятельности как к своему, так и партнера, а в первой группе он составляет 52%. Здесь вероятно проявляется привычка ожидания более компетентной оценки со стороны взрослого, а не со стороны сверстников. Важность оценки и умение ее делать, проявляется достаточно ярко, в первой группе детей, так как отношения в микросреде самой группы более разнообразны и демократичны.

Отметим, что у детей первой группы общение со сверстниками отличается от общения детей второй группы. Например: в игре наблюдается активное использование когнитивных моментов общения – приведение примеров, доводов, показывающих необходимость  выполнения определенных действий; в  общении с детьми преобладают  эмоциональные способы воздействия: использование активных действий, сильных  звуков, движений. Вероятно, этот прием  ребята наблюдали у взрослых и, скопировав, удачно им пользуются.

Значительный рост коммуникативных  навыков и умений, свидетельствует  о том, что дети, в условиях детского сада имеют больший круг общения, чем в группе кратковременного пребывания. Дети при постоянном психолого-педагогическом сопровождении воспитателей, приобщаются  к самостоятельности, целенаправленно  приобретают опыт взросления через  призму социального опыта старших, удачнее адаптируются к возникающим  ситуациям.

По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети, посещающие детский сад обладают большим спектром социальных контактов  друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников. Дети, посещающие группы кратковременного пребывания в силу слабости и краткости  социальных контактов, не испытывают дружеских  привязанностей, заинтересованности в  партнере, а значит не вполне овладевают моделями сотрудничества со сверстниками.

3. Анализ диагностики особенностей  самооценки детей дошкольного  возраста.

Рассмотрим анализ методики «Лесенка». Были получены следующие результаты: 24% детей первой группы и 32% детей  второй группы имеют неадекватно  завышенную самооценку. Эти дети не раздумывая, ставили себя на самую  высокую ступеньку; считали, что  мама и воспитатель оценивают  его также; аргументировали свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший – это мама так сказала».

8% и 16% детей первой и второй  группы имеют завышенную самооценку, после некоторых раздумий и  колебаний, ставили себя на  самую высокую ступеньку, называли  какие-то свои недостатки и  промахи, но объясняли их внешними, независящими от него, причинами,  считали, что оценка взрослых  в некоторых случаях может  быть несколько ниже его собственной:  «Я, конечно, хороший, но иногда  ленюсь. Мама говорит, что я  неаккуратный».

Адекватную самооценку имеют 64% детей  первой группы и 40% детей второй группы. Обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считали, что оценка взрослого такая же либо несколько  ниже.

С заниженной самооценкой в диагностирующих  группах были 5% детей первой группы и 10% детей второй группы. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли либо ссылались  на мнение взрослого: «Мама так сказала», (Рис. 6).

 

Рис. 6. Сравнительный анализ результатов, самооценки детей исследуемых групп

 

На основе результатов, можно сделать  вывод: что различия между показателями адекватной самооценки детей исследуемых  групп (64% и 40%), можно объяснить тем, что для оценки поведения взрослый дает ребенку «точку отсчета», а  в детском саду в результате совместной деятельности и общения с другими  людьми, ребенок познает важные ориентиры  поведения. Тогда как для детей  второй группы большее значение имеет  оценка родителей, а не воспитателей, что несколько деформирует адекватность самооценки.

Для подтверждения объективности  и достоверности, сделанных нами выводов, был использован метод  углового преобразования Фишера [59, с.164]. В результате расчетов было получено эмпирическое значение коэффициента углового преобразования Фишера (Таблица 8).

 

Таб. 8. Результаты математической обработки  углового преобразования Фишера

п/п

Проведенные методики

Значение

φэмп.

Различия

Φкр. = 1,64

при р ≤ 0,05

I. Особенности отношений  детей дошкольного возраста к  чужим взрослым (анкета для родителей  «Отношение детей к чужому  взрослому»):

1.

Серьезные трудности в  общении.

2,499

различия существенные

2.

Трудности общения, в конкретных ситуациях.

0,862

различия не существенные

3.

Индивидуальные особенности  ребенка.

1,718

различия существенные

II. Особенности мотивов  общения детей дошкольного возраста  к воспитателю (рисуночный тест  «Мой воспитатель»):

1.

Деловые мотивы общения.

2,219

различия существенные

2.

Познавательные мотивы общения.

0,296

различия не существенные

3.

Личностные мотивы общения.

1,792

различия существенные

III. Особенности отношений  детей дошкольного возраста к  сверстникам

(социометрический тест  «Два домика»):

1.

«Социометрические звезды»

3,276

различия существенные

2.

«Предпочитаемые»

0,572

различия не существенные

3.

«Пренебрегаемые»

2,219

различия существенные

4.

«Изолированные»

0

различия не существенные

5.

КБВ – коэффициент благополучия взаимоотношений.

2,014

различия существенные

6.

ИИ – индекс изолированности.

2,011

различия существенные

IV. Особенности взаимоотношений  детей дошкольного возраста со  сверстниками (методика «Рукавичка»):

1.

Умение договориться

6,557

различия существенные

2.

Взаимопомощь

2,075

различия существенные

3.

Взаимный контроль

6,557

различия существенные

4.

Отношение к результату деятельности

5,694

различия существенные

5.

Рациональное использование  средств деятельности

4,662

различия существенные

V. Особенности самооценки  детей дошкольного возраста

(методика «Лесенка»):

1.

Неадекватно завышенная самооценка

0,632

различия не существенные

2.

Завышенная самооценка

0,880

различия не существенные

3.

Адекватная самооценка

1,718

различия существенные

4.

Заниженная самооценка

1,074

различия не существенные


 

Сопоставив и обобщив данные, полученные в ходе комплексного исследования социально – психологического компонента готовности ребенка к школе. Можно  сделать вывод о том, что дети, посещающие детский сад обусловлены  наличием системы взаимодействий, дополняющих  и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника. Согласно данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты  социальные навыки, они более склонны  к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящие дошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок в детском  саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит  без дела или наблюдает за игрой  других.

 

2.3.Методические рекомендации

 

Понимая важность подготовки детей  к школе и на основе результатов  диагностического исследования социально  – психологической готовности к  школе детей, было решено предложить методические рекомендации родителям  и учителям начальных классов, которые  помогут дошкольнику спокойно перейти  на новый этап своей жизни.

Методические рекомендации для  родителей:

1. Помните, что кризисы – это  временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые  другие детские болезни.

Знайте, что причина острого  протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому  необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и  самостоятельности.

Постарайтесь, изменить, свое отношение  к ребенку, он уже не маленький, внимательно  отнеситесь к его мнениям и  суждениям, постарайтесь его понять.

Тон приказа и назидание в  этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть  друг от друга: отправьте его к  родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите  твердое решение не кричать и  не выходить из себя во что бы то ни стало.

Как можно больше оптимизма и  юмора в общении с детьми, это  всегда помогает!

Уважение к ребенку, бережное отношение  к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки [23, с.23].

Информация о работе Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад