Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 646.23 Кб (Скачать файл)

Обобщая ряд исследований, Г.В.  Фадина   выделяет ряд характерных  стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

- двигательная – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной;

- речевая – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя;

- пространственные– чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад;

- социальные – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми;

- игровые – использование  необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода:  обувь, веревки, выключатели, провода  и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное) [39,66-67].

 Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I группа – наиболее  тяжелая форма аутизма - полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты.

Характерные признаки:  эмоциональный  контакт со взрослыми отсутствует;  реакция на внешние раздражители слабы;  может присутствовать мутизм;  типична мимическая маска глубокого покоя;  характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);  избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II группа - активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира.   Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми.   Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией.

Характерные признаки:  присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);  в речи преобладают однотипные штампы-команды;  возможно выполнение просьб матери;  чрезмерная привязанность к матери;  сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;  стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);  стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;  ритуализация повседневной жизни.

III группа - захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

Характерные признаки:  наличие  речи в виде эмоционально насыщенного  монолога;  способность выразить свои потребности посредством речи;  конфликтность;  поглощенность одним  и тем же занятием;  большой  словарный запас «книжного характера»;  парадоксальное сочетание тревожности  и пугливости с потребностью в  повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV группа  - наиболее благоприятная  в плане коррекции - чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. 

Характерные признаки:  способность  к общению;  интеллектуальные функции  сохранны;  чрезмерная потребность  к защите и эмоциональной поддержке  со стороны матери;  присутствие  ритуальных форм поведения;  круг общения  ограничен близкими взрослыми;  трудности  в усвоении двигательных навыков [23,17-19].

Обычно  выделяют три основных области, в  которых аутизм проявляется особенно ярко:  речь и коммуникация;  социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная  сфера. Обобщая данные различных  исследований (Гилберг К., Питерс Т., Лаврентьева Н.Б., Ковалев В.В., Шипицина Л.М., Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.) мы представили типичные проявления ребёнка с РДА в этих областях в виде таблицы [2: 10;18; 20;28; 41] (стр.13). Ни один ребенок не имеет всех этих характеристик целиком, или же не имеет всех их в одно и то же время (симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить, считает Н.Г. Манелис, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях связанных с повседневной жизнью [25].

Таблица 1

Симптомы раннего детского аутизма

Виды нарушения развития при РДА

Что происходит с ребенком

1. Нарушение развития  социальных навыков 

игнорируют существование  и чувства окружающих их людей - даже своих родителей;

не пытаются найти в  других утешения, когда им плохо; не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами;

не способны подражать, или  же имитируют действия других людей  механически, без всякой связи с  ситуацией;

не способны завязать дружеские  отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно.

2. Нарушения развития  речевой и неречевой коммуникации

отсутствие коммуникации через жесты и мимику; часто  отсутствие речи;

явно ненормальное неречевое  общение: избегают смотреть в глаза  собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с  родителями, гостями;

речь фонетически ненормальна (ритм, интонация и т.д.); монотонность речи или высокий тон;

речь ненормальная по форме  и содержанию: идиосинкразия в  использовании слов и фраз, механическое повторение услышанных когда-то фраз без  отношения к данной ситуации;

неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная.

              3.

Нарушения в развитии игры и воображения;

ограниченный круг интересов  и действий

ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют  отсутствующий, устремленный в себя взгляд;

предпочитают уединение, играют сами с собой; не умеют играть в ролевые игры; других детей используют в игре только механически;

обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям;

проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т.д.)

настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес  игрушечного автомобиля и т.д.);

тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предает в руках;

ограниченный круг интересов  и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);

настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех  же действий, ритуальность;

проявление неудовольствия или истерики при изменениях в  окружающей обстановке.


Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей  раннего и дошкольного возраста  3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией, отмечает В.В. Ковалёв [18]. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.. По данным многих авторов (Каган В. Е., Каннер Л. И др.) основная часть РДА с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием   возможно становление шизоидной психопатии. Именно поэтому в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи  [15,14].

Дошкольный возраст, пишет Бакушева  В.Ю.,  - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма, которые уже были детально описаны выше. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными печениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия) [3,11].

Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства  взрослых в жизнь ребенка, нарушения  сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически - фиксируется  негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность  агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира.

Общеизвестно, что при  нормальном развитии в этом возрасте происходит наиболее активное освоение мира, способов взаимодействия с ним, развития речи, мышления, творчества, фантазии, становления характера; ребенок  начинает понимать эмоциональную сторону  отношений между людьми, осознавать себя. В игре он выражает себя, готовится  к будущему. Аутизм же связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.

Наряду с отсутствием  адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, для больных характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта [2,15-22].

Болезненная гиперестезия и  сопутствующий ей эмоциональный  дискомфорт создают, по В.В. Лебединскому, почву для возникновения страхов [22]. По данным специальных экспериментально-психологических  исследовании (Лебединский В.В., Олихеико О.С.)   в формировании аутистического поведения детей страхи занимают одно из ведущих мест.

Исследование, проведённое  И.Б. Карвасарской, показало, что игровая деятельность носит стереотипный монотонный характер (стереотипно перекладывают предметы, включают и выключают свет). Увлеченность такого рода играми носит нередко одержимый характер, и прервать ее почти не удается. В играх, носящих преимущественно манипулятивный характер, предпочтение отдается неигровым предметам: веревочкам, бумажкам, гвоздикам [17,27].

Нарушение контакта с окружающими  отчетливо проявляется и в  нарушении коммуникативной функции речи - отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи  - вплоть до 5-6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. [41,4].

Из всего этого  Т. Питерс делает вывод о том, что, если для любого другого ребенка с ограниченными возможностями проблема социальной адаптации носит больше технологический характер приобретения ими новых навыков, вплоть до профессиональных, то в случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром [31,5].

Обобщая вышесказанное, можно  сделать следующие выводы:

- синдром раннего детского аутизма или   синдром Каннера -  нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков;

- выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:  речь и коммуникация;  социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера; 

- связанное с аутизмом  недоразвитие социальных контактов  резко искажает весь ход психического  развития.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей

Информация о работе Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА