Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 646.23 Кб (Скачать файл)

Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.

Санитарно-гигиенические  навыки детей с РДА формируются  в течении 4-6 месяцев и традиционно делятся на 2 реабилитационных периода. В данном случае была спланирована  деятельность на первый период (ноябрь-декабрь). После чего проводится промежуточная диагностика и планируется деятельность на 2 период (январь – март).

Навыки формируются в  системе, не «застревая» на одном. Ребенок – целостная личность и должен развиваться как единое целое. Навыки ребенка развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если непосредственная связь между ними не очевидна.

В таблице 7 представлено планирование занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Планирование  коррекционных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков  у детей с РДА

Гигиенический навык

Этап деятельности

Задачи

Вид деятельности

Содержание

Форма проведения

Оборудование

Мытьё рук и умывание

Подготовительный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирующий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

Организация выполнения преддействий к формируемому умению. Обучение отдельным операциям процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация выполнения формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и  в практической деятельности

 

 

 

Закрепление формируемого умения в игре, применение сформированных умений в жизненно-практических ситуациях

Коммуникативная

Сенсорная

Предметно-практическая

Игровая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

Предметно-практическая

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 Предметно-практическая

Игровая

-Игры  с водой «Переливание  воды из одного кувшина в  другой»

«Переливание» «Открывай-закрывай»  «Фонтанчик», «Плыви, рыбка», «Поймай  мыло».

-Включение гигиенических  процедур в режим дня

-Практические занятия

 по обучению отдельным  операциям процесса.

- Чтение и заучивание

 

-Игровые занятия   «Кукла  моет руки» в трёх вариантах

- Практические занятия

 по обучению алгоритму  выполнения процедуры

 

- Игры «Девочка чумазая»

«Водичка, водичка, умой мое  личико!»

«Купание куклы»

 

Индивидуально В подгруппе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

Групповая

 

 

-Гигиенические принадлежности  и оборудование

-Предметы и игрушки  для игр

Лёб-карты

-Для чтения и заучивания: «Мойдодыр», «Водичка, водичка», «Где там прячется вода», «Будет мыло пениться»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы и игрушки  для игр

Лёб-карты алгоритма

 

 

 

 

 

 

-Предметы и игрушки  для игр

Лёб-карты

Потешки

 

Полоскание рта

Подготовительный 

 

 

 

 

 

 

 

Формирующий

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

Организация выполнения преддействий к формируемому умению. Обучение отдельным операциям процесса.

 

Организация выполнения формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и  в практической деятельности

 

Организация применения сформированных умений в жизненно-практических ситуациях

Коммуникативная

Сенсорная

Игровая

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 Предметно-практическая

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 Предметно-практическая

 

Игры«Бассейн», «Озеро», «Море»

Обучающие игры

 

 

 

 

 

Практические занятия

 по обучению алгоритму выполнения процедуры

 

 

Включение гигиенической  процедуры в режим дня

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

Групповая

 

 

Предметы и игрушки  для игр

 

 

 

 

 

 

Гигиенические принадлежности и оборудование Лёб-карты

 

 

 

 

Гигиенические принадлежности и оборудование Лёб-карты

 

Приучение к туалету

Подготовительный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирующий

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

Организация выполнения преддействий к формируемому умению. Обучение отдельным операциям процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация выполнения формируемого умения в ходе практического действия

 

 

Закрепление применения сформированных умений в жизненно-практических ситуациях

Наблюдение

Коммуникативная

Предметно-практическая

Игровая

Художественно-творческая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметно-практическая

Игровая

 

 

 

 

Предметно-практическая

 

 

 

-Наблюдение за отправлениями  в течении недели

-Сажать ежечасно на  унитаз не более чем на 5 минут.

-Обучение отдельным операциям

-Игры с куклой, с мыльными  пузырями.

-Изготовление поделок  из кусков туалетной бумаги

 

Практические и игровые занятия

 по обучению алгоритму  выполнения процедуры

 

Наблюдение

Помощь при затруднениях

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

Карта наблюдений

Гигиенические принадлежности и оборудование Лёб-карты

Кукла  и горшочек

Вознаграждения

 

 

 

 

 

 

 

Вознаграждения

Лёб-карты

Кукла  и горшочек

 

 

 

Вознаграждения

Лёб-карты

 

Работа с родителями

Подготовительный 

 

 

 

 

 

Формирующий

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

Мотивация родителей

Организация взаимодействия

педагога и родителей

 

 

Обучение родителей  формированию  умения 

 

 

 

 

 

При необходимости помощь родителям

Коммуникативная

Практическая

 

 

 

 

Коммуникативная

Практическая

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

Беседа

Анкетирование

 

Знакомство с лёб-системой

 

Посещение родителями занятий  и режимных моментов.

Участие в процедурах. Обсуждение

 

Беседы

Индивидуально

 

 

Групповая консультация

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

Дневник наблюдений

Анкета

Лёб-карты

 

 

Дневник связи с родителями

 

 

 

 

 

 

Лёб-карты


 

При реализации социально  – педагогических мероприятий учитывались психологические особенности детей с РДА, особенности  их социально-бытовой адаптации и  социализации. Например, проводились упражнения на создание эмоционального контакта, учитывалась стереотипность поведения. Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения   способствовала организация   жизни детей по четкому расписанию, распорядку дня, в том числе и дома (по согласованию с родителями), когда последовательность событий предсказуема. Обращалось особое внимание на специфические проявления ребёнка в процессе выполнения санитарно-гигиенических процедур (глотает воду при полоскании,  не любит воду, разбрасывает вещи и т. д.).

С учётом особенностей детей  подбирались игры, которые были широко использовали в обучении. Т.к. Лиля и Юля проявляют некоторый интерес к куклам, то использовались игры с куклой, например «Кукла Катя моет руки». Т.к. Варя только манипулирует с предметами, использовались манипуляционные игры с водой, мылом.

Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА   включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка. Научить ребенка самообслуживанию помогали многократно повторяющиеся в течение дня ситуации бытового характера (по приходу в учреждение, при укладывании, до и после еды, прогулки и др.). В процессе обучения вначале вырабатывался эмоциональный стереотип поведения. Взрослый убеждал ребенка в его положительных качествах: что он быстро и хорошо спускает и одевает трусики, моет ручки, умывается, помогает педагогу (маме) и т. д., и только после этого идет терпеливое обучение самообслуживанию, гигиеническим навыкам. Сначала почти все делал взрослый в присутствии ребенка и рассказывал, как хорошо у них получается «вместе». Ребенка подключал лишь для оказания незначительной помощи (подержать, положить). Если тот безучастен к работе взрослого, то взрослый выполнял эти действия руками ребенка, говоря при этом, что он «очень хорошо помог». Затем вместе оканчивали работу, производя все больше действий руками ребенка. При этом помощь должна быть неболезненной, но достаточно неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, стремясь выполнить действия самостоятельно. По наблюдениям, аутичный ребенок становится очень зависимым от подсказки, если она предоставляется в приятной или нейтральной форме. Поэтому старались побыстрее уменьшать подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя возможность ребенку выполнить это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Помощь была также в виде указательного жеста или словесной подсказки. При обучении навыку   взрослый был  сзади или сбоку от ребенка, чтобы у него возникало ощущение самостоятельного выполнения действий. При этом   подбадривали ребенка и игнорировали неудачу.

Использовались   поощрения  за малейшие успехи. Однако, чтобы не произошло пресыщение похвалой, сохранилась ее ценность, ее  ослабляли за те действия, которые автоматизировались, постепенно перенося внимание на операции, требующие освоения. 

Использовались карточки (лёб-системы) как средства формирования навыка.

Проектируя систему занятий  по формированию санитарно-гигиенических  навыков у детей с РДА и  учитывая низкую мотивацию родителей, нами поддерживалась постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией  о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий, когда  педагог отрабатывает с ребенком конкретный навык в присутствии  родителей, а через несколько  занятий место педагога занимает родитель.

Проектирование деятельности по формированию санитарно-гигиенических навыков.

I. Мытьё рук и умывание.

1. Включение этих процедур  в режим дня.

Использовалась лёб-система, т.е. последовательные карточки (формат ½ листа А4). Например, для умывания - «просыпайся-умывайся» (после сна дома). Пример карточки в Приложении 5. Аналогичные карточки для мытья рук («пришел с прогулки» - «вымой руки», «сходил в туалет» - «вымыл руки»; «вымыл руки» - «сел кушать»). Например, если после туалета ребенок пытается убежать, его необходимо вернуть и попросить взять карточку «вымыть руки», тем самым обозначив нужное действие.

2. Предваряющие и поддерживающие  игры.

Для Вари это игры на приучение  к воде (сенсорные). Кроме того, в начале занятий задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта с ребенком. Первые трудности в работе с ней   возникли  при первом знакомстве: обычная ситуация, когда она становится напряженной. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Например, игры, предложенные Е.А. Янушко [44].

«Переливание».   Взять пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполнять их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Открывай-закрывай». Перевернуть наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставить ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментировать свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Варя,   открывай!» Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуем ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

Игра для всех «Купание кукол». Искупать кукол-голышей в теплой водичке, потереть их    мылом, вытереть полотенцем: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

Для Лили и Юли (позднее и Вари) игра-занятие «Кукла моет руки» в трёх вариантах: выполнение отдельных операций; подробная - с выполнением всех операций, их проговариванием, картинкам по лёб-системе; свёрнутая. Конспект варианта игры в Приложении 5.

Эти и другие игры повторялись часто, в ходе всего предварительного этапа (этапа выполнения преддействий к формируемому умению).

3. Обучение отдельным  операциям процесса. Проводится  сначала в предварительной игре, чтоб вызвать эмоциональный отклик, затем на занятиях по формированию навыка с помощью лёб-системы.

Например, при обучению открыванию крана игра «Фонтанчик» [44]. Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставить пальчик под струю «фонтана», побудить ребенка повторить действие.

Широко использовалось художественное слово: стихи, потешки. Например, при объединению двух операций в одну (открывание крана, намыливание):

Тра-та-та, тра-та-та,

Где там прячется вода?

Выходи, водица,

Мы хотим умыться. (открыли кран)

Каждый день я мою мыло

Кипяченою водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись! (мылим ручки)

Вот оно и не упало,

Нам не мыть его сначала! (если не упало )

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала! (если упало, но тут не увлекаться, а то оно долго падать может!)

Алгоритм мытья рук представлен в виде системы картинок (Приложение 4) (засучивание рукавов, открытие крана, пользование мылом, мытье рук, вытирание рук). Каждый шаг отрабатывался как отдельно, так и в целостном процессе или его части, сначала педагог действует руками ребёнка, проговаривает каждый элемент, побуждая ребёнка повторять, постепенно даёт всё больше самостоятельности. Отработка не ограничивается временем, повторяется, пока ребёнок не начнет действовать самостоятельно.

Например, несколько занятий  по смыванию пены.

Учебная цель: самостоятельное  умывание

Задание: намылить  руки.

Материал:   мыло

Намылить ребёнку руку так, чтобы в ней было полно мыльной пены.

Обратить  внимание ребёнка на пену.  Сказать: «Сполосни руку!» - и помочь смыть пену.  Если увидим, что ребёнку понятен ход движений, то снижаем свой контроль за рукой ребёнка. Когда смыта вся мыльная пена, говорим: «Готово!». Затем покажем ребёнку, как отряхнуть руки, взять полотенце, вытереть руки, повесить полотенце. Это важная часть серии упражнения, потому что она   является видимым завершением всего действия.

В таблице 8 (стр. 59) представлена технологическая карта по формированию умения мыть руки.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Технологическая карта по формированию умения мыть руки

Этапы формирования умения

Подготовительный (выполнение преддействий к формируемому умению)

Формирующий

(выполнение формируемого  умения в ходе практического  действия по алгоритму и   в практической деятельности)

Репродуктивный (выполнение формируемого умения в игре, применение сформированных умений в жизненно-практических ситуациях).

Игры  «Переливание воды из одного кувшина в другой»

«Переливание» «Открывай-закрывай»  «Фонтанчик», «Плыви, рыбка», «Поймай  мыло».

  • совершенствование работы обеих рук;
  • развитие согласованной работы;
  • переливание воды
  • захватывание предметов одной рукой;

1. Умение мыть руки  с мылом:

  • засучить рукава
  • встать позади ребенка и взять своими руками его руки, проделать вместе с ним следующее:
  • включить воду;
  • подставить обе руки ребенка под воду и сказать: «Вымой руки!»;
  • помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;

1. «Девочка чумазая»

Задача: закреплять полученные умения  мытья рук на кукле, на себе.

2. «Водичка, водичка, умой  мое личико!»

Задача: совершенствовать умение мыть лицо, усваивать последовательность выполнения действий по алгоритму.

  • увеличение объема активных движений;
  • снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук.

 удерживание мыла;

  • выпускание из рук скользкого мыла.
  • потереть мыло между ладонями;
  • снова положить мыло на раковину;
  • потереть тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь;
  • то же самое сделать с тыльной стороной другой ладони;
  • подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена;
  • поощрить ребенка, закрыть кран.

3. «Купание куклы»

Задача: закреплять умение умывания (намыливать, смывать пену, вытирать полотенцем тело куклы и свое тело).

Информация о работе Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА