Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 646.23 Кб (Скачать файл)

Если   просьба не по силам ребенку, надо переключить  его внимание на более легкую и  приятную задачу, не доводя его до протеста и крика, порадоваться результату, восхитится «как замечательно он все сделал».

Для успешного овладения  бытовыми навыками и (что представляет для аутичного ребенка особую проблему) их самостоятельного использования необходимо, чтобы конкретная повседневная ситуация приобретала для ребенка особую значимость. Важно построить его день, опираясь на привычные, любимые им дела, так, чтобы обучение навыку или его самостоятельное выполнение стали закономерной и необходимой «ступенькой» к удовольствию. Например, если ребенок любит гулять, то при обучении одеваться, можно заранее помечтать, «куда мы с тобой пойдем, после того как ты так ловко и красиво оденешься».

Аутичный ребенок может очень недолго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Иногда он способен вступать в контакт на короткие промежутки времени, самостоятельно дозируя продолжительность и насыщенность своего взаимодействия с другими. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время -   1-2 минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено и чтобы ребенок сразу испытал успех (поэтому особенно важно определить доступную для него задачу). Когда взрослый действует руками ребенка, он должен делать это быстро и уверенно, чтобы поскорее завершить действие. Важно эмоционально обыграть удачу: «Ты так чисто вымыл свои ручки! Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды». Во время обыгрывания удачи взрослый находится впереди ребенка, облегчая этим зрительный контакт с ним и заражая его своей радостью от успеха.

То, что при отработке  действия взрослый стоит позади ребенка, дает последнему ощущение, что он что-то делает сам, и в то же время рассчитывает на помощь взрослого в случае своей  неудачи. Вначале взрослый действует  руками ребенка, крепко их удерживая, затем  постепенно ослабляет поддержку, будучи готовым оказать ее вновь, чтобы предупредить наступление аффективного  взрыва из-за неуспеха.

Важно отмечать комментарием, что ребенок просто терпеливо  ждет или помогает взрослому, позволяет  действовать  совместно с ним: «Мы вместе моем ручки, ты так мне помогаешь!».  Затем руками ребенка взрослый, к примеру, начинает закатывать рукава и, по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия, освобождает его руки, лишь подталкивая их вверх. При этом ребенка следует хвалить за мельчайшие самостоятельные движения: «Ты сам закатал рукав». Чтобы не происходило пресыщения похвалой, сохранялась её ценность, желательно меньше хвалить за те действия, которые стали уже автоматическими, и переносить свое внимание на те операции, которые еще требуют освоения. Например, вначале близкие радуются и всячески поощряют ребенка, когда он с их помощью или самостоятельно просовывает руки в рукава, однако когда ребенок уже свободно делает это сам без напоминания, можно постепенно ограничиться ласковым похлопыванием по плечу или спокойным «Хорошо», а запас любимых поощрений оставить на процесс застегивания пуговиц. Со временем накапливается большой арсенал подкреплений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т. п.), которые можно гибко использовать.

Необходимо тщательно  продумать схему действий чтобы повторялись одни и те же шаги при обучении навыку, и все взрослые могли учить ребенка одинаково. Прежде чем начать обучение, желательно познакомить с данной схемой родственников, проверить доступность всех необходимых материалов и определить последовательности действий. Например, при умывании надо найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше держать щетку. Эти детали, не имеющие часто значения   для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении аутичного ребенка - моторно неловкого, с трудностями произвольного сосредоточения.

Когда ребенок освоит необходимые  моторные навыки в целом, взрослый может  занять более пассивную позицию, отступив в сторону, но не забывая радоваться его успеху и игнорируя неуспех. Многие аутичные дети резко отрицательно реагируют на слово «нет», которое часто непроизвольно вырывается у взрослого при неверном действии ребёнка. Более продуктивный выход из этой ситуации состоит в том, что взрослый формулирует еще раз то, что ребенку нужно сделать, не фиксируясь на ошибке. Вообще многие специалисты считают, что при обучении навыкам важно предупреждать ошибку ребенка, направляя его по верному пути. Нередко отмечают быстро появляющуюся зависимость от словесной подсказки: ребенок, казалось бы, отлично зная последовательность действий, ждет инструкции, чтобы перейти к следующему шагу. Поэтому желательно максимально ограничить свою речь во время выполнения действий, которые должны в дальнейшем стать самостоятельными. В то же время, перед началом бывает важно напомнить ребенку, что он будет сейчас делать, а в конце подчеркнуть его достижения.

Некоторые операции, которые  особенно трудны ребенку, например застегивание пуговиц, можно вставить в интересный для него игровой сюжет. Так, играя  в поиски клада, ребенок сталкивается с необходимостью расстегнуть пуговицы на мешочке (помощь предоставляется  здесь точно так же, как и  в реальной бытовой ситуации). Или, если ребенок увлечен игрой с  конструктором, материалы он может  доставать также из мешочка с  пуговицами, а потом убирать их обратно.

Не стоит пытаться научить  ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, лишь очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других бытовых ситуациях. Близких не должно раздражать и огорчать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых [2,2-56].

Как пример, приведём предлагаемый Э. Шоплер алгоритм обучения чистке зубов, на освоение которого отводится 12-15 уроков.

«Возьмите мягкую детскую  зубную щетку. Если щетка окажется слишком  жесткой, подержите ее под горячей  водой, и она станет мягче. Сначала  паста не нужна. Учите ребенка  пользоваться щеткой без пасты. Помогать ребенку удобнее, стоя у него за спиной. Щетка должна двигаться в направлении  роста зубов: вниз, когда чистятся верхние зубы, и вверх, когда чистятся нижние. Награду держите наготове.

1. Скажите: «Покажи свои  зубки! Посмотри, как я показываю!»  Улыбнитесь, не разжимая зубов.  Потом скажите: «Отлично, я вижу  твои зубы».

  1. Поместите зубную щетку на внешнюю сторону зубов ребенка. Начните чистить их, двигая щетку вверх-вниз. Скажите: «Чистим вверх-вниз!»
  2. Выньте щетку изо рта ребенка и разверните его кисть так, чтобы теперь щетка была обращена к правой стороне его рта. Поместите щетку на зубы и начните чистить, правую сторону, двигая щетку вверх-вниз.

Проделайте шаги с 1-го по 3-й, помогая ребенку удерживать щетку.

  1. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой кисть ребенка.
  2. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой предплечье ребенка.
  3. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого, по третий, держа своей рукой локоть ребенка.
  4. Уберите свою руку, давайте только словесные указания» [42,34-35].

Обобщая вышесказанное, можно  сделать следующие выводы:

- социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА осуществляется одновременно в двух направлениях: с собственно ребёнком и с его окружением (родителями);

- в работе с семьёй, в зависимости от состояния  семьи и уровня тяжести дефекта,  оправдано применение следующих  технологий:   проблемно-ориентированная  модель, психосоциальный подход, патронаж;

- существует несколько  популярных методик, обучающих  ребёнка азам самообслуживания,   санитарно-гигиеническим  навыкам:  программа коррекционной работы  «Мягкий старт», основанная на  идее, что дети лучше всего  осваивают навыки во время  активной деятельности, которую  планируют и осуществляют самостоятельно; «Поведенческая терапия» - взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью, вплоть до жёстких мер.

- отечественный подход  к формированию санитарно-гигиенических  навыков у детей с РДА   опирается на необходимость эмоционального  контакта с ребёнком в тесной  связи с твёрдым обучением. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 

 

Важная задача социально  – педагогической работы с аутичными детьми – привитие  культурно-гигиенических навыков, к которым относят, в том числе и санитарно-гигиенические.  Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков является отражением их адекватного развития и начальной социализации. 

К числу основных условий  успешного формирования санитарно  – гигиенических навыков относят:  рационально организованную обстановку,   четкий режим дня, руководство взрослых. Основные методы и приёмы привития культурно-гигиенических   навыков: личный пример взрослых,  непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно- гигиенических норм, показ, объяснение, пояснение, поощрение,  беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки,  стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приемы, викторины, развлечения, прием повторения действий.

При формировании санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие.

Синдром раннего детского аутизма  -  нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями -стереотипичность в поведении. Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций.

Связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития. Искажения  психического развития выступают при аутизме и как связанная с этими нарушениями и затруднениями социальной адаптации, асинхрония развития в целом, искажение нормального взаимодействия формирующихся психических функций.

Социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических  навыков у детей с РДА осуществляется одновременно в двух направлениях: с ребёнком и с его окружением (родителями). В работе с семьёй, в  зависимости от состояния семьи  и уровня тяжести дефекта, оправдано  применение следующих технологий:   проблемно-ориентированная модель, психосоциальный подход, патронаж.

Существует несколько  популярных западных методик, обучающих  ребёнка азам самообслуживания,   санитарно-гигиеническим  навыкам:  программа коррекционной работы  «Мягкий старт», основанная на идее, что дети лучше всего осваивают  навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно; «Поведенческая терапия» - взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет  его деятельностью, вплоть до жёстких  мер.

Подход к формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА в отечественной дефектологии и педагогике опирается на необходимость эмоционального контакта с ребёнком в тесной связи с твёрдым обучением. 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА

 

2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

 

Цель практической части  исследования заключается в доказательстве прикладной гипотезы: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА     будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации; социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА будет включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические  особенности исследуемых детей  с РДА дошкольного возраста.

2. Изучить особенности   их социально-бытовой адаптации  и  социализации в плане  овладения санитарно-гигиеническими  навыками.

3. Спроектировать и реализовать  с исследуемыми детьми систему  занятий по формированию санитарно-гигиенических  навыков, выявить их эффективность.

4. Разработать методические  рекомендации для родителей детей  с РДА по формированию санитарно-гигиенических  навыков.

Сроки исследования: октябрь – февраль 2013 года.

Методы исследования:

1. Наблюдение с использованием методики «рейтинговая шкала аутизма C.A.R.S.» (методика - Приложение 1, протокол–Приложение 2)).

Цель: выявить характер проявления аутизма, психологические особенности, особенности   социально-бытовой адаптации и социализации дошкольников  с РДА.

Шкала основана на непосредственном наблюдении за поведением ребенка. В  процессе исследования оценивают 15 признаков

2. Беседа с родителями (разработанная совместно со специалистами центра):

Цель: выявить особенности владения санитарно-гигиеническими навыками    дошкольниками с РДА (Приложение3).

3.Наблюдение в условиях учреждения по пооперационной схеме (Приложение 4).

Цель: выявить особенности владения санитарно-гигиеническими навыками    дошкольниками с РДА.

Базой социально- педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА стало Государственное Бюджетное Учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» (РЦДПОВ).

Информация о работе Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА