Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 646.23 Кб (Скачать файл)

 

Для того, чтоб навык четко отрабатывался, алгоритм и советы предлагались родителям в виде дневника, где родители после каждого мытья отмечали успешность (Приложение 6).

II. Аналогично проводилась работа по приучению к полосканию рта. Она оказалась очень трудной, т.к. дома на это никогда не обращалось внимания.

Предварительные игры [44].

«Бассейн», «Озеро», «Море». Наполнив таз водой, организуем игру в «бассейн», где учатся плавать  игрушки. Наполнив большой таз водой: теперь это «озеро», в котором  плавают рыбки или уточки: «от  какое глубокое озеро – много  воды! озере плавают уточки. от мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!» от уточки вышли на бережок и греются на солнышке». «Море» - дуем – ветер гонит кораблик, кораблик перевернулся, достаём; обливаем кораблики струёй воды изо рта и т. д.

Обучающие игры:

- взрослый набирает в  рот как можно больше воды  и просит ребенка резко нажать  пальцами на надутые щеки. Бах!  Вот это плевок! (кто ж из  детей не захочет сам повторить  такое?),

- то же со щеками  ребёнка,

- заполняем таз и пускаем  маленькие бумажные кораблики.  Теперь набираем в рот воду  и, плевками стараемся потопить корабли. 

Обучающие занятия по тому же алгоритму, что и ранее описан.

III. Приучение к туалету.

Общий подход (и для родителей):   очень важно, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. Каждый знак неудовольствия, даже разочарованный взгляд, ребёнок чувствует. Работать тем же способом, как и при обучении другим навыкам. Регулярно оказывать помощь и использовать простые слова, такие, как «мокрый» и «чистый». На каждый успех реагировать радостной похвалой. Обычно эффективнее великодушно похвалить ребенка за успешные старания, чем наказать после какого-либо инцидента или показать свое неодобрение. Раздевать его только в туалете, и если бывают инциденты, то меняйте штаны только там. Это поможет   связать гигиену с соответствующим помещением.

Специальные действия (и  для родителей): сажать ежечасно на горшок не более чем на 5 минут. Следить  за тем, чтобы мы отводили   в  туалет спокойно и приветливо, не показывая  недовольства, даже если она «намочила» в штаны. Постоянно оставаться возле ребёнка, пока он сидит на горшке. Держать что-нибудь наготове, чем можно  его поощрить, когда он справится. Если у него через 5 минут ничего не получится, то забрать его спокойно и приветливо, но без похвал. Каждый раз фиксировать, когда он «намочил» в штаны, чтобы установить естественный ритм его выделений. Особое внимание обращать на то, чтобы по утрам после подъема, перед едой, перед прогулкой и перед сном водить его в туалет. Записывать также, как часто он успешно справляется в туалете. Показывать ребёнку свои записи, приклеивая на карту золотую звездочку при каждом успехе так, чтобы он мог видеть, что мы довольны им.

Использование визуальных подсказок (лёб-системы) в туалете поможет ребенку понять, каких действий от него ожидают: спустить штаны, спустить трусы, сесть на унитаз, покакать/помочиться в унитаз, вытереть (нужно указать, сколько взять квадратиков туалетной бумаги), натянуть трусы, натянуть штаны, смыть воду в унитазе, помыть руки.

Алгоритм:

1. В течение недели  специалисты центра и мама ведут дневник, в какое время у ребёнка совершались «промахи». Для исследования нужно, чтобы ребёнок в эту неделю ежедневно потреблял примерно одинаковое количество жидкости.  В какие-то часы (± 30 минут) «промахи» наиболее часты. Именно в это время и мы ставим ребёнку в режим обязательный поход в туалет.

2. Специалисты центра приблизительно знали, когда ребёнок, как правило, хочет в туалет. Это время выбирается для обучения навыку опрятности. Ребёнку показывается карточка с изображением унитаза и говорится «Юля хочет писать, Юля идёт писать в унитаз». Такая же картинка вешается на дверь туалета. Ребёнок ведётся к туалету, ему ещё раз показывается картинка и говорятся те же слова.

3. Учим спускать трусы.  Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает приспустить трусы. Постепенно ослабляем помощь, однако в случае неуспеха предоставить ее вновь.

4. Если ребёнок не сидит на унитазе (горшке), его к этому приучали. Варю удалось приучить сидеть 2-3 минуты при  выдувания ею мыльных пузырей. Это позволяло девочке и до некоторой степени тужится. Можно предварительно обыгрывать ситуацию высаживания на горшок куклы.

5. Ребёнка усаживаем на унитаз и помогаем ему пробыть на унитазе 3-4 минуты. Если ребёнок пописал, его вознаграждают. Приучение туалету невозможно без системы поощрений, потому что за правильное поведение ребёнок должен получить позитивные эмоции. При поощрении детей с нарушением развития делать это выразительно и говорить «Хорошо», «Прекрасно» или «Ты молодец».   Основные поощрения включают: дать попробовать кусочек еды, глоток сока, вербальное (словесное) одобрение, активность: прыганье, бег.  Еда и активность - биологические или первичные поощрения, с них начинается обучение. Похвала и одобрение - социальные поощрения, они используются на более поздних этапах. Вознаграждать ребёнка надо понемногу, чтобы избежать быстрого пресыщения. Например, не давать ему весь леденец, а позволять его лизнуть в течение 1 секунды, или дать ему небольшой глоток сока, позволить подпрыгивать в течение 5 секунд. В течение дня ребёнку ни в коем случае в других ситуациях это же лакомство не даётся.

6. Учим надевать трусы. Аналогично п.3.

7. Учим спускать воду – с этим проблем не было.

8. Если ребёнок совершил  «промах». Нужно показать негативную реакцию. Тут важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами, особенно на ранних стадиях обучения. Если ребёнок не осознаёт дискомфорт или осознает его поздно (спустя 10 минут после намокания трусов), то в мозгу ребёнка процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника не связываются с дискомфортом от мокрых штанишек. И, тем более, ребёнку неясно, что для предотвращения дискомфорта надо заранее сходить в туалет. Специфика обучения в таком случае заключается в том, что после каждого «промаха» необходимо искусственно создать ребёнку некоторый дискомфорт, который должен устойчиво ассоциироваться с данной ситуацией.  Снимать мокрую и испачканную одежду ребёнок должен самостоятельно, пусть даже это производится при придержании рук ребёнка нашими руками. После каждого «промаха»   говорим «Лиля написала в трусы, Лиле  надо мыться». Сначала это пустые слова, но постепенно, по ходу обучения, эти слова запоминаются ребёнком и станут ассоциироваться с определённой ситуацией. Теперь ребёнку нужно искусственно создать неприятную ситуацию, например, подмывать ребёнка некомфортной водой - чуть холоднее или горячее комфортной, чтобы у ребёнка начали появляться негативные ассоциации с намокающими штанишками. При этом можно не только подмыть, а легонько окатить ребёнка прохладной водичкой (комнатной температуры). Категорически нельзя ругать ребёнка, никогда нельзя – шлёпать, стыдить, агрессивно кричать на ребёнка. Но наш тон должен меняться - говорить строгим и немного сердитым тоном, но не кричим и не обзываем.

Итак, при приучении к  опрятности были даны следующие рекомендации родителям:

1. Получение позитивов  является вознаграждением.

2. Избежание негативов также вознаграждение. Чувство беспокойства от ожидания порицания является для ребенка неприятным; поэтому все, что приводит к уменьшению беспокойства, является вознаграждением. Неодобрение - пример социального негатива.

3. Необходимо немедленное  осуществление поощрения или  неодобрения поступка – сразу,  а не через 2 минуты или 4. если вы заметили, что ребёнок описался спустя уже полчаса после инцидента, то ругать ребёнка или наказывать бессмысленно. В таком случае просто поменяйте ему одежду.

4. Необходимо заранее  заготовить штук 20 карточек с  унитазом, чтобы в случае потери  картинку быстро восстановить.

5. Приучение к туалету - процесс долгий и последовательный.

Учитывая, что в рамках тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог реабилитационная работа с ребенком с РДА является наиболее оптимальной, социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей   осуществлялась    совместно с их   родителями. Взаимодействие с ними осуществлялось в   соответствии с  проблемно-ориентированной моделью социально-педагогической работы с родителями ребёнка с ОВЗ.

Мотивировать родителей на совместную работу было очень не просто, потому что родители исследуемых детей привыкли опекать своих детей, и для них, безусловно, было гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Поэтому при ежедневных встречах и в беседе решалась первая задача мотивации - происходило постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому цель работы специалистов центра сделать его максимально адаптированным.

Вторая задача состояла в формировании у родителей адекватного восприятия и осознания возможностей своего ребенка. Выше отмечено, что родители их завышают. Важно было сформировать у родителей правильное отношение к ребенку. Для этого родители были  ознакомлены с результатами диагностики санитарно-гигиенических навыков и обсудили их, выделив ближайшие перспективы и направления работы.

Групповая консультация по применению лёб-системы в работе с детьми способствовала включению родителей в работу, т.к. давала чёткий алгоритм деятельности, сделала их более подготовленными к обучению своих детей и более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с педагогом на следующих этапах работы.

После реализации программы  первого реабилитационного периода  была проведена промежуточная диагностика по схеме наблюдения за ребёнком. Протокол в приложении 7. Результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9

Особенности овладения  детьми санитарно-гигиеническими навыками (промежуточная диагностика)

 

Навык

Варя С.

Юля В.

Лиля В.

Мытьё рук с мылом:

- закатывает рукава

- включает воду

- берёт мыло

- намыливает руки

- смывает мыло

- отряхивает руки

- выключает воду

- берёт полотенце

- вытирает руки

- вешает полотенце

±

+

±

±

±

+

±

±

±

+

±

+

+

±

±

+

+

±

+

±

+

+

±

±

+

+

Умывание:

- делает руки ковшиком

- умывает лицо из «ковшика»

- вытирает лицо

±

±

±

±

+

±

±

±

+

±

±

Полоскание рта:

- удерживает воду во  рту

- совершает движения прополаскивания

выплёвывает

±

+

+

±

+

+

±

+

+

Туалет:

- просится

- спускает штаны

- садится на унитаз (горшок)

- сидит до выполнения

- отрывает бумагу

- пользуется бумагой

- одевает штаны

- спускает воду

- моет руки

- чувствует дискомфорт  при дефекации и мочеиспускании  в штаны

±

±

+

±

±

+

+

±

 

±

±

±

+

+

±

±

±

±

±

 

+

±

±

±

+

+

±

±

±

±

±

 

+


 

Рис.3. Сформированность санитарно-гигиенических навыков (промежуточная диагностика)

 

Сравнительный анализ данных таблиц 6-8 и диаграмм на рисунках 2-3 говорит о том, что работа по формированию санитарно-гигиенических навыков  оказалась эффективной.

Процентные показатели сформированности навыка в среднем увеличились:

- умывание на 43%,

- мытьё рук на 28%,

- полоскание рта на 10%,

- туалетные на 28%.

Обобщая вышесказанное, можно  сделать выводы о том, что 

-    спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА, в которой обучение навыку предполагало целенаправленное формирование  мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

 -  произошли позитивные продвижения по пути формирования санитарно-гигиенических навыков:   перемещение с позиции, описывающей состояние развития данного навыка на предыдущем этапе, на следующую позицию;       пошаговое сокращение помощи педагога; положительный итог сравнения данных первичной диагностики с последующей;  установление партнерских отношений между педагогами и родителями, диалога в обсуждении работы по программе;

- гипотеза исследования  подтвердилась, а именно: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА     будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации; социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА будет включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

 

Преодолеть проявление аутизма  возможно только с участием в коррекционном  процессе родителей. Их задача - создать  комфортную обстановку ребенку. Обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к  выполнению чего - либо, так как настойчивость  будет лишь стимулировать сопротивление. Важно придерживаться четкого режима, чтобы предупредить возникновение  страхов. Особенно это касается гигиенических  процедур, поэтому необходимо стараться  избегать возникновения неприятных ощущений. Главное - последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным, успехом.

Информация о работе Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА