Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа
Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….
Для того, чтоб навык четко отрабатывался, алгоритм и советы предлагались родителям в виде дневника, где родители после каждого мытья отмечали успешность (Приложение 6).
II. Аналогично проводилась работа по приучению к полосканию рта. Она оказалась очень трудной, т.к. дома на это никогда не обращалось внимания.
Предварительные игры [44].
«Бассейн», «Озеро», «Море». Наполнив таз водой, организуем игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Наполнив большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «от какое глубокое озеро – много воды! озере плавают уточки. от мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!» от уточки вышли на бережок и греются на солнышке». «Море» - дуем – ветер гонит кораблик, кораблик перевернулся, достаём; обливаем кораблики струёй воды изо рта и т. д.
Обучающие игры:
- взрослый набирает в
рот как можно больше воды
и просит ребенка резко нажать
пальцами на надутые щеки. Бах!
Вот это плевок! (кто ж из
детей не захочет сам
- то же со щеками ребёнка,
- заполняем таз и пускаем маленькие бумажные кораблики. Теперь набираем в рот воду и, плевками стараемся потопить корабли.
Обучающие занятия по тому же алгоритму, что и ранее описан.
III. Приучение к туалету.
Общий подход (и для родителей): очень важно, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. Каждый знак неудовольствия, даже разочарованный взгляд, ребёнок чувствует. Работать тем же способом, как и при обучении другим навыкам. Регулярно оказывать помощь и использовать простые слова, такие, как «мокрый» и «чистый». На каждый успех реагировать радостной похвалой. Обычно эффективнее великодушно похвалить ребенка за успешные старания, чем наказать после какого-либо инцидента или показать свое неодобрение. Раздевать его только в туалете, и если бывают инциденты, то меняйте штаны только там. Это поможет связать гигиену с соответствующим помещением.
Специальные действия (и для родителей): сажать ежечасно на горшок не более чем на 5 минут. Следить за тем, чтобы мы отводили в туалет спокойно и приветливо, не показывая недовольства, даже если она «намочила» в штаны. Постоянно оставаться возле ребёнка, пока он сидит на горшке. Держать что-нибудь наготове, чем можно его поощрить, когда он справится. Если у него через 5 минут ничего не получится, то забрать его спокойно и приветливо, но без похвал. Каждый раз фиксировать, когда он «намочил» в штаны, чтобы установить естественный ритм его выделений. Особое внимание обращать на то, чтобы по утрам после подъема, перед едой, перед прогулкой и перед сном водить его в туалет. Записывать также, как часто он успешно справляется в туалете. Показывать ребёнку свои записи, приклеивая на карту золотую звездочку при каждом успехе так, чтобы он мог видеть, что мы довольны им.
Использование визуальных подсказок (лёб-системы) в туалете поможет ребенку понять, каких действий от него ожидают: спустить штаны, спустить трусы, сесть на унитаз, покакать/помочиться в унитаз, вытереть (нужно указать, сколько взять квадратиков туалетной бумаги), натянуть трусы, натянуть штаны, смыть воду в унитазе, помыть руки.
Алгоритм:
1. В течение недели специалисты центра и мама ведут дневник, в какое время у ребёнка совершались «промахи». Для исследования нужно, чтобы ребёнок в эту неделю ежедневно потреблял примерно одинаковое количество жидкости. В какие-то часы (± 30 минут) «промахи» наиболее часты. Именно в это время и мы ставим ребёнку в режим обязательный поход в туалет.
2. Специалисты центра приблизительно знали, когда ребёнок, как правило, хочет в туалет. Это время выбирается для обучения навыку опрятности. Ребёнку показывается карточка с изображением унитаза и говорится «Юля хочет писать, Юля идёт писать в унитаз». Такая же картинка вешается на дверь туалета. Ребёнок ведётся к туалету, ему ещё раз показывается картинка и говорятся те же слова.
3. Учим спускать трусы. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает приспустить трусы. Постепенно ослабляем помощь, однако в случае неуспеха предоставить ее вновь.
4. Если ребёнок не сидит на унитазе (горшке), его к этому приучали. Варю удалось приучить сидеть 2-3 минуты при выдувания ею мыльных пузырей. Это позволяло девочке и до некоторой степени тужится. Можно предварительно обыгрывать ситуацию высаживания на горшок куклы.
5. Ребёнка усаживаем на унитаз и помогаем ему пробыть на унитазе 3-4 минуты. Если ребёнок пописал, его вознаграждают. Приучение туалету невозможно без системы поощрений, потому что за правильное поведение ребёнок должен получить позитивные эмоции. При поощрении детей с нарушением развития делать это выразительно и говорить «Хорошо», «Прекрасно» или «Ты молодец». Основные поощрения включают: дать попробовать кусочек еды, глоток сока, вербальное (словесное) одобрение, активность: прыганье, бег. Еда и активность - биологические или первичные поощрения, с них начинается обучение. Похвала и одобрение - социальные поощрения, они используются на более поздних этапах. Вознаграждать ребёнка надо понемногу, чтобы избежать быстрого пресыщения. Например, не давать ему весь леденец, а позволять его лизнуть в течение 1 секунды, или дать ему небольшой глоток сока, позволить подпрыгивать в течение 5 секунд. В течение дня ребёнку ни в коем случае в других ситуациях это же лакомство не даётся.
6. Учим надевать трусы. Аналогично п.3.
7. Учим спускать воду – с этим проблем не было.
8. Если ребёнок совершил «промах». Нужно показать негативную реакцию. Тут важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами, особенно на ранних стадиях обучения. Если ребёнок не осознаёт дискомфорт или осознает его поздно (спустя 10 минут после намокания трусов), то в мозгу ребёнка процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника не связываются с дискомфортом от мокрых штанишек. И, тем более, ребёнку неясно, что для предотвращения дискомфорта надо заранее сходить в туалет. Специфика обучения в таком случае заключается в том, что после каждого «промаха» необходимо искусственно создать ребёнку некоторый дискомфорт, который должен устойчиво ассоциироваться с данной ситуацией. Снимать мокрую и испачканную одежду ребёнок должен самостоятельно, пусть даже это производится при придержании рук ребёнка нашими руками. После каждого «промаха» говорим «Лиля написала в трусы, Лиле надо мыться». Сначала это пустые слова, но постепенно, по ходу обучения, эти слова запоминаются ребёнком и станут ассоциироваться с определённой ситуацией. Теперь ребёнку нужно искусственно создать неприятную ситуацию, например, подмывать ребёнка некомфортной водой - чуть холоднее или горячее комфортной, чтобы у ребёнка начали появляться негативные ассоциации с намокающими штанишками. При этом можно не только подмыть, а легонько окатить ребёнка прохладной водичкой (комнатной температуры). Категорически нельзя ругать ребёнка, никогда нельзя – шлёпать, стыдить, агрессивно кричать на ребёнка. Но наш тон должен меняться - говорить строгим и немного сердитым тоном, но не кричим и не обзываем.
Итак, при приучении к опрятности были даны следующие рекомендации родителям:
1. Получение позитивов является вознаграждением.
2. Избежание негативов также вознаграждение. Чувство беспокойства от ожидания порицания является для ребенка неприятным; поэтому все, что приводит к уменьшению беспокойства, является вознаграждением. Неодобрение - пример социального негатива.
3. Необходимо немедленное осуществление поощрения или неодобрения поступка – сразу, а не через 2 минуты или 4. если вы заметили, что ребёнок описался спустя уже полчаса после инцидента, то ругать ребёнка или наказывать бессмысленно. В таком случае просто поменяйте ему одежду.
4. Необходимо заранее заготовить штук 20 карточек с унитазом, чтобы в случае потери картинку быстро восстановить.
5. Приучение к туалету - процесс долгий и последовательный.
Учитывая, что в рамках тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог реабилитационная работа с ребенком с РДА является наиболее оптимальной, социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей осуществлялась совместно с их родителями. Взаимодействие с ними осуществлялось в соответствии с проблемно-ориентированной моделью социально-педагогической работы с родителями ребёнка с ОВЗ.
Мотивировать родителей на совместную работу было очень не просто, потому что родители исследуемых детей привыкли опекать своих детей, и для них, безусловно, было гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Поэтому при ежедневных встречах и в беседе решалась первая задача мотивации - происходило постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому цель работы специалистов центра сделать его максимально адаптированным.
Вторая задача состояла в формировании у родителей адекватного восприятия и осознания возможностей своего ребенка. Выше отмечено, что родители их завышают. Важно было сформировать у родителей правильное отношение к ребенку. Для этого родители были ознакомлены с результатами диагностики санитарно-гигиенических навыков и обсудили их, выделив ближайшие перспективы и направления работы.
Групповая консультация по применению лёб-системы в работе с детьми способствовала включению родителей в работу, т.к. давала чёткий алгоритм деятельности, сделала их более подготовленными к обучению своих детей и более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с педагогом на следующих этапах работы.
После реализации программы
первого реабилитационного
Таблица 9
Особенности овладения детьми санитарно-гигиеническими навыками (промежуточная диагностика)
Навык |
Варя С. |
Юля В. |
Лиля В. |
Мытьё рук с мылом: - закатывает рукава - включает воду - берёт мыло - намыливает руки - смывает мыло - отряхивает руки - выключает воду - берёт полотенце - вытирает руки - вешает полотенце |
± — + ± ± ± — + ± ± — |
± — + ± + + — ± ± + + |
± — + ± + + — ± ± + + |
Умывание: - делает руки ковшиком - умывает лицо из «ковшика» - вытирает лицо |
± ± — ± |
± + ± ± |
± + ± ± |
Полоскание рта: - удерживает воду во рту - совершает движения выплёвывает |
± + — + |
± + — + |
± + — + |
Туалет: - просится - спускает штаны - садится на унитаз (горшок) - сидит до выполнения - отрывает бумагу - пользуется бумагой - одевает штаны - спускает воду - моет руки - чувствует дискомфорт
при дефекации и |
± ± + ± ± — — + + ±
— |
± ± ± + + ± ± ± ± ±
+ |
± ± ± + + ± ± ± ± ±
+ |
Рис.3. Сформированность санитарно-гигиенических навыков (промежуточная диагностика)
Сравнительный анализ данных
таблиц 6-8 и диаграмм на рисунках 2-3
говорит о том, что работа по формированию
санитарно-гигиенических
Процентные показатели сформированности навыка в среднем увеличились:
- умывание на 43%,
- мытьё рук на 28%,
- полоскание рта на 10%,
- туалетные на 28%.
Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы о том, что
- спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА, в которой обучение навыку предполагало целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;
- произошли позитивные продвижения по пути формирования санитарно-гигиенических навыков: перемещение с позиции, описывающей состояние развития данного навыка на предыдущем этапе, на следующую позицию; пошаговое сокращение помощи педагога; положительный итог сравнения данных первичной диагностики с последующей; установление партнерских отношений между педагогами и родителями, диалога в обсуждении работы по программе;
- гипотеза исследования подтвердилась, а именно: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации; социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА будет включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
Преодолеть проявление аутизма
возможно только с участием в коррекционном
процессе родителей. Их задача - создать
комфортную обстановку ребенку. Обеспечить
чувство защищенности и уверенности.
Не следует принуждать ребенка к
выполнению чего - либо, так как настойчивость
будет лишь стимулировать сопротивление.
Важно придерживаться четкого режима,
чтобы предупредить возникновение
страхов. Особенно это касается гигиенических
процедур, поэтому необходимо стараться
избегать возникновения неприятных
ощущений. Главное - последовательность,
систематичность и