Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
В.2 Что, же правдиво это утверждение можно проверить прямо сейчас! Дорогие гости, давайте попробуем! Для этого нужно собрать одну целую картинку из того множества мелких деталей, которые лежат перед Вами на столе.
(участники составляют разрезные картинки).
В.2 Что же, народная мудрость никогда не подводит! У Вас у всех отлично получилось! Молодцы!
ЦВЕТЫ
В.1 Скажите, а Вы любите получать подарки? А сами дарить их? Приятно? Да? Раз так, то мы предлагаем Вам это сделать! Подарить цветы своим мамам, бабушкам, тетям!
В.2 Особенно приятно получать в подарок цветы, а если это еще и необычные, волшебные цветы – то это приятнее в двойне.
В.1 Способ выращивания таких цветов прост: для этого нужно взять цветную бумагу, которая лежит перед Вами, и придумать свой волшебный цветок, у которого обязательно должны быть сердцевина, лепестки и стебель. Придумать и изготовить его нужно при помощи клея и ножниц. В сердцевинке написать, кому Вы его дарите, а на лепестках те качества, которыми обладает этот человек: например, ласковая, добрая, умная.
(участники вырезают, клюют цветы)
В.2 У нас получилась целая цветочная поляна. Давайте всем покажем свои волшебные цветы и расскажем, кому их дарим.
НАЙДИ МЕНЯ
В.1 Скажите, хорошо ли родители знают своих детей, и наоборот?
В.2 Сейчас мы узнаем насколько хорошо!
В.1 Каждому из Вас будут заданы вопросы. Отвечайте на них честно и никому не говорите, как Вы на них ответили. И так, дети подойдите ко мне, а взрослые оставайтесь на своих местах.
(заполняются анкеты)
В.2 Ответили все? Сейчас посмотрим, смогут ли родители узнать своих детей по зачитанным ответам, а дети своих родителей.
(зачитываются ответы анкеты, дети и родители угадывают)
В.1 Молодцы.
В.2 Умнички.
ПОРТРЕТ ДВУХ ХУДОЖНИКОВ
В.1 Вам нравится рисовать? А помните ли, Вы, когда последний раз рисовали?
В.2 Я Вам предлагаю порисовать. Делать мы это будем необычным способам, а именно, родителям и детям свяжем ручки ленточкой. И Вы должны будете нарисовать что-нибудь связанное с семьей (на ваше усмотрение).
(рисунки вывешиваются на стенку)
В.1 Посмотрите, как здорово у Вас получилось. С Вашей помощью у нас есть своя картинная галерея.
ТАНЦЫ СИДЯ
В.2 Что-то мы с Вами засиделись, давайте немножко потанцуем!
В.1 Потанцуем сидя.
(звучит музыка, ведущие показывают движения, которые родители и дети повторяют)
СЕРДЕЧКИ
В.1 Человеку приятно слышать в свой адрес хорошие, приятные, ласковые слова.
В.2 Особенно в праздник! Но не будем забывать, какой сегодня день. Хочется дарить улыбки, смех, радость всем окружающим.
В.1 Вот и Вам представился случай поздравить друг друга.
В.2 Каждой семье раздали по праздничной открытке в виде сердечек. Ваша задача наполнить ее теплыми, приятными пожеланиями, поздравлениями. Когда Вы закончите выполнять задание, повесьте сердечко на веревочку около дверей и при выходе из зала каждая семья возьмет по сердечку. Таким образом, заберет с собой кусочек этого праздничного дня.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В.1 Как жаль, что все имеет свой конец.
В.2 Да, и наш праздник не исключение.
В.1 Спасибо, что пришли к нам вместе. Мы были рады Вас видеть. Наш праздник удался.
В.2 На прощание хотим пожелать, чтобы над вашими головами было всегда только самое чистое, светлое, безоблачное, солнечное небо. В доме всегда было тепло и уютно. А в его двери никогда не постучались беда, горе, грусть!
В.1 Всего доброго! Мы не говорим вам до свидания!
В.2 Мы говорим Вам до новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета к заданию «Найди меня»
Анкета для детей
Ф.И.О.
ЛЮБИМОЕ БЛЮДО
ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ
ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА
БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ |
Ф.И.О.
Любимое блюдо семьи
Любимый семейный праздник
Как называете ребенка
Совместное занятие
Ваша яркая черта характера |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
БЕСЕДА
«Приемная семья в вопросах и ответах»
1.Что такое приемная семья?
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновление, опека) – временным характером и договорным способом оформления отношений.
2. Почему детям нужно воспитание в приемных семьях?
Чаще всего в приемную семью приходят дети, имеющие определенный опыт, так называемый «жизненный сценарий», И у всех он разный, У кого-то родители погибли, чьих-то родителей лишили родительских прав, чьи-то родители, отказались от дочери или сына. Все это не может бесследно пройти для ребенка. Поэтому очень важно помочь ему изменить это сценарий, подарив ему тепло своей души, любовь, знания и умения, да и просто состояние счастья и благополучия.
Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые принимали бы его как личность, с которыми бы он жил одними интересами.
Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.
Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она так же естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения. Создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимопонимание, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
3. Кто может быть приемными родителями?
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом
- лиц, лишенных по суду родительских
прав или ограниченных в
- отстраненных от обязанностей
опекуна (попечителя) за ненадлежащее
выполнение возложенных на
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).
Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей, или же родственникам этих детей.
4. Какие дети передаются
на воспитание в приемные семьи
На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:
- дети-сироты;
- дети, родители которых неизвестны;
- дети, родители которых лишены родительских прав;
- дети, родители которых ограничены в родительских правах;
- дети, родители которых признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
- дети, родители которых по состоянию
здоровья не могут лично
- дети, оставшиеся без попечительства родителей, находившихся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.
По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью:
- ребенка (детей) с ослабленным здоровьем;
- больного ребенка;
- ребенка с отклонениями в развитии;
- ребенка-инвалида.
5. Сколько детей может быть в приемной семье?
Общее количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
6. Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка?
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, обращаются в районный (городской, областной) социально-педагогический центр по месту своего проживания.
7. Какие документы должны
представить лица, желающие взять
на воспитание приемного
Лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка, предоставляют с заявлением определенные «Положением о приемной семье» документы:
справку с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;
документ, подтверждающий наличие жилья (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписки из домовой книги, либо документ, подтверждающий право на собственное жилое помещение);
копию свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
медицинскую справку о состоянии здоровья. Кроме того, необходимо предъявить паспорт, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.
8. Какое медицинское
освидетельствование должны
Медицинское освидетельствование при необходимости - дополнительное обследование, осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата в приемные родители. Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного.
Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя учреждения и гербовой печатью. В медицинскую карту амбулаторного больного вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3-х месяцев.
9. При каких заболеваниях
кандидатов в приемные
- туберкулез (активный и хронический)
всех форм локализации у
- заболевания внутренних
- злокачественные
- наркомания, токсикомания, алкоголизм;
- психические заболевания до снятия с диспансерного учета;
- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие работоспособность.
10. Какие жилищные условия должны быть у приемной семьи?
На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.
11. Кто готовит заключение о возможности быть приемными родителями?
Для оценки личных качеств, способностей к выполнению обязанностей по воспитанию детей психологии социально-педагогических центров проводят психодиагностическое обследование приемных родителей. При отсутствии в районе подготовленных специалистов психодиагностическое обследование приемных родителей проводит психолог Областного (районного) социально-педагогического центра. На основании представленных кандидатами в приемные родители документов, а также результатов медицинского обследования, обследования жилищно-бытовых условий при положительных результатах психодиагностического обследования кандидатам в приемные родители дается заключение о возможности быть приемными родителями, предоставляется возможность подбора ребенка.
12. Из каких учреждения кандидаты в приемные родители могут подобрать ребенка в свою семью?
Лица, получившие от органов опеки и попечительства заключение о возможности быть приемными родителями, могут поободрать ребенка (детей), находящихся в доме ребенка, детском доме, приюте, для несовершеннолетних, центре усыновления, опеки и попечительства. При посещении этих учреждений они должны иметь сопроводительное письмо из органа опеки и попечительства.