Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

13. Какую подготовку проходят  кандидаты в приемные родители?

Кандидаты в приемные родители проходят первичную психолого-педагогическую подготовку в областном (районных) социально-педагогических центрах.

14. Кто заключает договор  с приемными родителями?

Орган опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей заключает с приемными родителями Договор о передаче на воспитание ребенка (детей) в их семью. В договоре предусматривается ответственность и права приемных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной  программы реабилитации ребенка в приемной семье.

15. Как долго дети могут  находиться в приемной семье?

Дети в приемной семье могут находиться до достижения ими совершеннолетия или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в профессионально-техническое училище, средне-специальное, высшее учебное заведение; при желании приемных  родителей и дольше, однако отношения уже не будут носить правого характера. При желании родителей, приемный ребенок может быть или усыновлен, взят под опеку (попечительство).

16. Учитывается ли мнение  ребенка при передаче его в  приемную семью?

Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется с его согласия.

17. Для чего  составляется  индивидуальная программа реабилитации  ребенка в приемной семье?

При передаче ребенка в приемную семью до заключения договора с приемными родителями составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье, которая включает в себя комплексное социально-медико-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье составляется  социально-педагогическим центром, на основании потребностей ребенка, заключений и рекомендаций специалистов медико-психолого-педагогических центров  диагностики детей, заключений и рекомендаций специалистов   учреждения (приютов, домов ребенка, детских домов, областного и регионального СПЦ), заключения и рекомендаций медицинских учреждений, школ, информации о наличии (закреплений) жилья, имущества приемного ребенка, информации о биологических родителях, информации других субъектов социализации ребенка, а также реальных возможностей данной приемной семьи, учреждений социального блока данной территории.

18. Какие права имеет  ребенок в приемной семье?

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.

За ребенком находящимся в приемной семье, право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещение. При отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), которая перечисляется на счет, открываемый на имя ребенка в кредитом учреждении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на полном государственном содержании.

19. Какие права имеют  приемные родители?

Приемные родители, в соответствии с Кодексом о Браке и семье РБ, по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

1. Приемный родитель имеет право  выразить свои предпочтения при  выборе ребенка: пол; возраст; допустимые дефекты здоровья.

2. Вернуть ребенка органам опеки  до истечения срока договора, если возникли проблемы в отношениях, которые он не может решить.

3. Применять педагогически проверенные (рекомендованные на курсах обучения) санкции ограничения и наказания к ребенку:

- замечания

- запрет на развлечение

- лишение сладостей

- отказ  от приобретения желаемой  вещи

- наказание бездействием (остаться  в комнате…)

4. Предотвращать проявления дурных  привычек у ребенка.

5. Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие.

6. Препятствовать контактам ребенка  с кровными родителями, если наблюдается  прямое отрицательное влияние  этих встреч.

Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический Центр, орган опеки и попечительства.

20. Какие обязанности  возлагаются на приемных родителей?

Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

Приемные родители обязаны:

1. Осуществлять  физическую, психическую  и моральную защиту ребенка.

2. Предоставлять ребенку соответствующие  условия проживания: отдельную комнату  или угол в комнате, отдельную  кровать; заботиться о здоровье.

3. Не делать различий в воспитании  своих детей и приемных: не  унижать ребенка, не применять  меры физического насилия к  ребенку.

4. Разъяснять ребенку временный  характер пребывания в этом  доме, не допускать излишне эмоционального  привыкания.

5. Прививать ребенку уважение  к своей семье, готовность вернуться  домой.

6. В соответствии с рекомендациями  органа опеки поддерживать контакты  с биологической семьей.

7. Создать условия для интеллектуального  развития ребенка, обеспечивать  обучение, следя за физическим и психическим здоровьем.

8. Представлять регулярные отчеты  в органы опеки и расходования  опекунских средств: социально-педагогический  центр о результате пребывания  ребенка в семье (достижении проблемы) по установленной форме.

9. Вести дневник наблюдения за ребенком.

10. Регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию.

11. Сотрудничать со специалистами  СПЦ по повышению знаний в  вопросах воспитания детей.

21. Допускается ли контакт  кровных родителей и других  родственников с приемным ребенком?

Контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общении между ребенком, его кровными родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

22. Какую финансовую помощь  получают приемные родители?

Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой и лишь в определенной части компенсируется государством.

На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для воспитанников опекунских (приемных) семей, и в порядке, определяемом Министерством образования и Министерством финансов.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру.

Размер денежных средств, необходимых для содержании приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.

Денежные  средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемным родителям в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.

Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание на детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об  израсходованных средствах и управлении имуществом ребенка, в том числе жилым помещением, предоставляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Имущество, приобретенные для приемной семьи за счет бюджетных средств принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.

23. Какую поддержку могут  получить приемные родители?

Приемные родители могут получить необходимые консультации  и психолого-педагогическую поддержку СПЦ Октябрьского района г. Витебска.

24. Что делать, если придется  вернуть приемного ребенка?

Если приемные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребенка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуютно и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в социально-педагогический центр. Если и после помощи ситуация в семье не изменилась, родительско-детские отношения не нормализуются, приемным родителям необходимо поставить в известность орган по охране детства, который решит вопрос жизнеустройства ребенка в установленном порядке.

25. Какие существуют нормативные  документы по организации приемных  семей?

1. Кодекс Республики Беларусь о Браке и семье (статьи 169-174)

2. Положение о «приемной семье», утвержденное постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  №1678 от 28.10.1999г.

3. Приказ Министерства образования  Республики Беларусь от 24 ноября 1999г. №701 «Об утверждении формы договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям».

4. Приказ Министерства образования  Республики Беларусь от 09.08.2000 года  №363 «Об организации работы по  созданию приемных семей».

26.  Каких детей лучше брать в приемную семью?

Ребенок от 1 года до 3-х лет

Плюсы:

- видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья  ребенка, а также заметить патологии  развития;

- ребенок податлив к внешним  влияниям,  можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;

- ребенок начинает говорить, речь  своеобразная и забавная;

- много передвигается, интересуется  окружающим.

Минусы:

- нужно много времени уделять  уходу за ребенком; не остается  времени на себя и других  членов семьи, потому что все время занимает подвижный и любознательный малыш;

- ребенок, подвержен различным  заболеваниям, простудам, инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет

Плюсы:

- ребенок уже самостоятелен  и независим;

- можно определить отдельные  черты характера, темперамент;

- проявляются его способности,  склонности и интересы;

- он реже более;

- он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как  со взрослым, побеседовать на  разные темы.

Минусы:

- он еще помнит отдельные  эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей, и, возможно, эти воспоминания наложили негативный отпечаток на его сознание и  поведение.

Ребенок от 7 до 10 дет

Плюсы:

- ребенок самостоятелен и не  требует много времени для  ухода, он независим и трудолюбив;

- видны особенности характера, поведения, привычка склонности, способности, уровень интеллекта;

- ребенок очень хочет иметь  хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание  и позаботившегося о нем, готов  назвать родителем;

- ребенок может оценить желание  приемных родителей заменить ему родных.

Минусы:

- трудно бывает приспособиться  к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять  его таким, как он есть;

- если что-то не нравится, ребенок  проявляет характере;

- нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражался понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых.

ПОДРОСТКИ, воспитывавшиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослым, рискнувшим взять такого ребенка в семью, нужны огромные терпимость, тактичность, мудрость и уважение к его личности, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития. Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а  также приемных родителей.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района