Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

Упражнение 9. «Слушаем музыку».

«Турецкий марш» Моцарта. Обсуждается, какие чувства вызывает эта музыка, что под нее хотелось бы сделать. При желании дети могут показать, как бы они двигались под эту музыку.

«Лунная соната» Бетховена. Обсуждается.

 

2 блок. Обучение ребенка новой ролевой позиции

 

Диагностика:

«Особенности межличностных отношений ребенка» (методика Рене— Жиля).

— Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях).

—  Наблюдение за игрой.

 Коррекционная работа:

Расширение репертуара форм самовыражения ребенка, поиск новых способов реагирования.

Оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок-взрослый».

Повышение уровня социальной компетенции ребенка и его взаимодействия со сверстниками.

Организация среды:

Игровая комната — стол, стулья, коврики, набор игрушек, краски, пластилин, бумага, песочница или ящик с песком.

На 1-м этапе обеспечить полную свободу выбора, отсутствие ограничений, невербальный контакт и т.д.

 

А. Неструктурированные игры

 

1.  «Игра с песком»

—  2 песочницы с сухим и влажным песком, наборы фигурок (люди, животные, здания, посуда, техника и т.д.).

Диагностично, какие фигурки дети выбирают, в какой части песочницы располагают игрушки, что рассказывают при этом.

2. Арт-терапевтические игры: рисование, лепка, техника «коллаж»

—  выразить чувства в ненаправленной форме, испытать чувство достижения; проявление эмоций.

Б. Сюжетно-ролевые игры

 

1.Игры с набором игрушек «Семья» (направлены на преодоление барьеров в общении, повышение самооценки, ответственности за другого).

2.  Обыгрывание сюжетов, придуманных  детьми (с перчаточными куклами).

3.  «Строители».

Предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям (для строительства можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате):

— удобно ли тебе будет жить в этом доме?

—  кто здесь будет жить кроме тебя?

— где ты разместишь комнаты братьев и сестер, приехавших в гости, и т.д.?

4.  Разыгрывание ситуаций:

—  ты очень хочешь поиграть той же игрушкой, что у твоего брата (сестры). Попроси ее;

— ты очень обидел бабушку. Попробуй помириться с ней;

— твоя маленькая сестренка испортила твой рисунок.

5.  Рисование «Моя семья».

Предложить нарисовать членов семьи в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.д. Обсудить рисунки.

6.  Игра - драматизация «Какая я», «Какая у меня мама», «Какой у меня папа» (развивается воображение, выплескиваются подавляемые в конфликтных ситуациях чувства).

7.  Разыгрывание ситуаций:

—  к вам пришли гости, покажи им свою комнату, свои игрушки;

—- ты с мамой в магазине, хочешь, чтобы тебе купили понравившуюся игрушку;

— ты разбил любимую мамину чашку, мама огорчена. Как ты себя поведешь?

 

В.Совместные игры (родители — дети)

 

1.  «Кораблик».

Двое взрослых раскачивают за углы одеяло, это «кораблик». При словах «Тихая спокойная погода, светит солнышко» дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они создают шум, кораблик качается сильнее. Ребенок, находящийся в «кораблике», должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»

Игра повышает самооценку, уверенность в себе и поддержке взрослых.

2.  «Дочки-матери» (дети играют  роли родителей, взрослые — детей).

3.  Общее семейное рисование «Наш дом».

4.  Разыгрывание семейных ситуаций  со сменой ролей.

5.  Сюжетная игра «На балу  у короля».

Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они придумывают себе маскарадные костюмы и рассказывают о них. Разыгрывается ситуация бала: представление королю и королеве, вручение им подарков, игры, танцы (способствует развитию уверенности в себе, формирует навыки общения со старшими).

6.  «Комплименты».

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе...»; ребенок говорит эту фразу всем участникам, детям и взрослым. Обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли говорить и принимать комплименты (помогает увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми).

 

3 блок Коррекция детско-родительских отношений

ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

 

Диагностика: методика «АСВ», «Опросник Айзенка», рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное», беседа.

Беседа по результатам диагностики (индивидуально).

Обучающая дискуссия «Психическое здоровье ребенка».

Занятие 1 (с родителями)

Цель: осознание того, что является для нас настоящими жизненными ценностями, необходимости открыто говорить о своих чувствах.

Упражнение «Последний день».

1.  Инструкция: сядьте удобно, закройте глаза и представьте себе, что сегодня вечером Вас не станет. Останутся жить Ваши родители, Ваши дети и Ваши друзья. Не будет только Вас. Что Вы будете делать в оставшееся время?

(Выслушав ответы, подвести итог: мы в обычной жизни очень  мало говорим о любви, не успеваем рассказать окружающим нас близким, насколько они нам дороги).

  1. Обучающая дискуссия «Что значит для меня любовь к ребенку?»

 

Занятие 2

 

Цель: развитие умения понимать и чувствовать состояние других, умения строить совместные действия. Обучение эмоциональной отзывчивости.

Упражнение 1. «Архитектор».

Два листа бумаги, разделенные на 4 квадрата. Один — перед ребенком, другой — перед мамой (между ними ширма). Рисуют одновременно, мама дает указания, в какой клетке какие линии должны находиться, чтобы получился совместный рисунок (не называя тему).

Упражнение 2. «Подарки».

Мама и ребенок делают списки: ребенок пишет, что хотел бы получить на День рождения, мама — что она подарила бы ребенку (списки сравниваются).

Упражнение 3. «Общение».

Мама и ребенок в парах по очереди общаются только звуками и мимикой (мама-лягушка ругает сына-лягушонка, а он оправдывается; мама хвалит сына; меняются ролями). То же в ролях кошки и котенка.

Упражнение 4. «Лицом к лицу».

Участники ходят парами вокруг ведущего, который отдает команды: «нос к носу», «локти к локтям», спина к спине», «ухо к уху» и т.д.

Упражнение 5. Ролевая игра. «Опять двойка». Мама и ребенок по очереди изображают провинившегося школьника и ответную реакцию. Рисуют портреты друг друга.

 

Занятие 3

 

Цель: обучение навыкам телесных контактов между родителем и ребенком, снятие отрицательных эмоций.

Упражнение 1. Разминочное. «Хлопки по кругу». «Погонять» хлопки по кругу: один хлопок, два, три...

Упражнение 2. «Путешествие по лицу».

Ребенок и родитель садятся напротив друг друга, закрывают глаза, исследуют лицо друг друга с помощью рук.

Упражнение 3. «Я люблю», «Я не люблю».

Участники по очереди мимикой и жестами показывают, что они любят и что не любят. Остальные должны догадаться.

Упражнение 4. «Моечная машинка».

Группа становится в две шеренги — это мойка; играющие по очереди выходят и называют себя (автомобиль, игрушка, предмет, мебель, посуда) и проходят сквозь мойку. Стоящие в шеренгах моют его руками-щетками, как он того заслуживает. В конце шеренги сушилка обнимает играющего.

Упражнение 5. «Встреча».

Участники представляют, что они очень близкие люди, которые давно не виделись и вот случайно встретились после долгого путешествия (показывают, как они обрадовались встрече).

Упражнение 6. «Ты мой маленький котенок». Дети внутри круга изображают маленьких испуганных котят. Потом мама-хозяйка старается успокоить, приласкать своего котенка.

Упражнение 7. «Волшебный магазин».

Участники «сдают в магазин» свои отрицательные черты, а взамен берут те качества, которых им не хватает, но хотелось бы иметь.

 

Занятие 4

 

Цель: обучение умению открыто говорить о своих чувствах, эмоциях, смелому проявлению этих чувств перед другими.

Упражнение 1. «Нежные имена».

Бросая мяч друг другу, называют различные ласковые имена.

Упражнение 2. «Дерево талантов».

Рисуют заготовку-дерево, вырезают листочки из бумаги (по 5—6 на каждого). Мамы пишут на листочках положительные качества или добрые дела ребенка и прикрепляют на дерево.

Упражнение 3. «На что мы похожи».

Участники по очереди сравнивают друг друга с растением, животным, игрушкой, погодой и т.д.

Упражнение 4. «Зеркало любви».

Проводится в парах (мама — ребенок). Один — говорящий, другой — «зеркало». Первый говорит: «Я люблю тебя за...». «Зеркало» отражает: «Я люблю тебя за...»

«Я хороший, потому что...». «Зеркало»: «Ты хороший, потому, что...»

Упражнение 5. «Письмо в будущее».

Дети и родители пишут о том, как они видят свою дальнейшую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

 

АНКЕТА 2

 

Уважаемые респонденты!

Вашему вниманию предлагается анкета, целью которой является оценка результативности проведенной с Вами работы. Анкета проводится анонимно. Данные анкеты будут использованы в научных целях.

Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов. Внимательно прочитайте их. Подберите ваш вариант ответа. Обозначьте выбранный ответ кружком слева.

  1. Сколько занятий программы по повышению уровня адаптации  приемных детей Вы посетили?

а)1;      б)2;     в)4 и более.

 

  1. Проведенные занятия способствовали повышению Ваших знаний в данной области?

а) да;    б) нет;    в) пока не определил.

 

  1. Какие из перечисленных ниже занятий для Вас были наиболее интересными?

а) «Праздник семьи»;

б) беседа «Приемная семья в вопросах и ответах»;

в) праздник «Путешествие в страну Фокусляндия»;

г) групповые занятия с элементами тренинга;

д) анкетирование по выявлению уровня адаптивности ребенка в замещающей семье.

 

  1. Какие новые знания Вы приобрели при посещении ряда занятий?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

  1. Хотели бы Вы дальше посещать предложенные Вам занятия?

а) да;     б) нет;    в) затрудняюсь ответить.

 

  1. Оцените, пожалуйста, уровень проведенных с Вами занятий?

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

 

Благодарим за сотрудничество!

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ 2

 

1. Сколько занятий программы по повышению уровня адаптации  приемных детей Вы посетили?

а)1(12%);      б)2(70%);     в)4 и более(48%).

 

2. Проведенные занятия способствовали  повышению Ваших знаний в данной  области?

а) да(80%);    б) нет(0%);    в) пока не определил(20%).

 

3. Какие из перечисленных ниже  занятий для Вас были наиболее  интересными?

а) «Праздник семьи»(20%);

б) беседа «Приемная семья в вопросах и ответах»(24%);

в) праздник «Путешествие в страну Фокусляндия»(36%);

г) групповые занятия с элементами тренинга(44%);

д) анкетирование по выявлению уровня адаптивности ребенка в замещающей семье(28%).

 

4. Какие новые знания Вы приобрели  при посещении ряда занятий?


Навыки и упражнения для общения с приемным ребенком(36%);

Правовое информирование в данной области(32%);

Планирование семейных праздников(8%);

Опросник для выявления уровня адаптивности ребенка в приемной семье(4%)

 

5. Хотели бы Вы дальше посещать  предложенные Вам занятия?

а) да(84%);     б) нет(0%);    в) затрудняюсь ответить(16%).

 

6. Оцените, пожалуйста, уровень проведенных с Вами занятий?

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района