Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

—  Диагностика самооценки.

— Диагностика познавательных процессов.

—  Беседа.

—  Наблюдение.

 Коррекционная работа

 

Занятие 1

 

Цель: вызвать у детей желание общаться, стимулирование двигательной и зрительной памяти, снятие мышечного напряжения.

Упражнение 1. Разыгрывание сценки «Знакомство» (театрализованные куклы).

Психолог задает модель поведения во время знакомства. Куклы-игрушки дети выбирают самостоятельно.

Упражнение 2. «Зеркало».

Ребенок смотрит в зеркало, которое повторяет все его движения и жесты.

Упражнение 3. «Общение».

Детям предлагается поговорить «по-лягушачьи». Разыгрывается ситуация: мама-лягушка ругает сына-лягушонка, хвалит его, меняются местами.

Такие же ситуации разыгрываются с мамой-кошкой и сыном (дочкой) - котенком.

Упражнение 4. «Брыкание».

Вариант 1. Вы часто замечаете, как маленькие дети капризничают: они кричат, лежа на спине, при этом «брыкаются» руками и ногами. Попробуйте стать такими вредными карапузами.

Вариант 2 выполняется в парах. Один ребенок лежит на полу, другой сюит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего, который при этом сопротивляется и кричит: «Нет!» (2—3 минуты, и участники меняются местами).

Упражнение 5. «Повтори за мной».

Ведущий отстукивает карандашом несложный ритм, а ребенок его должен прохлопать. Остальные дети оценивают: большой палец вверх — если хлопки правильные, и вниз — если неправильные.

Упражнение 6. «Запомни движение».

Дети повторяют движение рук и ног за ведущим.

Упражнение 7. «Слушай хлопки».

Играющие идут по кругу. На i хлопок ведущего дети останавливаются и принимают позу аиста, на 2 хлопка — позу лягушки, на 3 хлопка — возобновляют ходьбу.

Упражнение 8. Психогимнастика, упражнение «Медвежата в берлоге».

В лесу темнеет. Маленькие медвежата забрались в берлогу. Но им хочется поиграть перед сном.

—   Мама-медведица «бросает им шишки» (имитация движений). Медвежата с силой сжимают их в лапах, крошат на кусочки, откидывают шишки в сторону и роняют лапки вдоль тела — лапки отряхивают (2—3 раза).

— Подул ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки. Греются. Стало жарко, медвежата развернулись (2—3 раза).

— Мама укутала медвежат шарфиком, чтоб они не мерзли. Сонные медвежата покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло.

—  В берлогу залетела пчелка, хочет сесть медвежатам на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губки трубочкой и крутят ими в разные стороны. Пчелка хочет сесть им на нос, медвежата зажмурились, сморщили носы. Пчелка садится им на лоб, они двигают брови вверх-вниз, чтобы пчелка покаталась.

—  Медвежата улеглись поудобнее, стали дремать, а мама поглаживает их по спинкам и каждому нашептывает, какими они будут хорошими, когда проснутся. Медвежата досмотрели сны, медленно открывают глаза и потягиваются.

 

Занятие 2

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревоги, повышение самооценки ребенка, развитие способности фантазировать.

1 ч. — «Путешествие на облаке».

Хотелось ли вам уехать куда-нибудь далеко-далеко? Увидеть что-нибудь необычное, интересное или загадочное? А может, вы увидите то, что никто и никогда не видел...

Для этого стоит только закрыть глаза и рассматривать те картинки, которые вам нарисует ваша фантазия.

Лягте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к себе. Вы медленно и глубоко дышите (вдох — выдох, 3 раза). Воздух согревается внутри вас, и согревается тело, и теплеют руки: правая рука, левая, каждый пальчик...

Слышен легкий звон, как будто маленькие колокольчики звенят вдали, а может быть, внутри вас. И ваше тело становится легким и невесомым, как будто мягкое облако окутало вас. Оно теплое, как подушка после сна, как котенок, спящий на солнце.

И это облако уносит вас далеко-далеко отсюда, в чудесное место, где вас давно ждут и любят. Осмотритесь вокруг, как здесь все необычно. Побродите по своей чудесной стране. Потрогайте мягкую траву, понюхайте цветы...

Может быть, в вашей стране живут какие-нибудь жители? Присмотритесь к ним повнимательнее. Если они не умеют говорить на нашем языке, то просто улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту и нежность ладоней. Они любят вас и в этом прикосновении отдают вам свою любовь, доброту. Вам становится тепло и спокойно. Вы забираете эти чувства с собой и отправляетесь в обратный путь на своем чудесном облаке. Вам не жаль уезжать, потому что ваше волшебное облако всегда с вами. Стоит только закрыть глаза — и оно снова унесет вас в это дивное место, где вы можете отдохнуть... Вот вы и возвратились из путешествия. Открываем глаза...

2 ч. — нарисуй, что ты видел  в путешествии.

3 ч. — беседа по рисункам.

 

Занятие 3

 

Цель: снижение эмоционального напряжения, тренировка психомоторных функций, работа над произвольностью внимания.

Упражнение 1. «Дыши и думай красиво».

Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни.

—  Мысленно скажи «Я — лев», вдохни, выдохни

—  Скажи «Я — птица», вдохни, выдохни

—  Скажи «Я — цветок», вдохни, выдохни

—  Скажи «Я — камень», вдохни, выдохни

—  Скажи «Я — спокоен», вдохни, выдохни

 Упражнение 2. «Спаси птенца».

Представь, что у тебя в руках маленький, беспомощный птенчик. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, приложи к своей груди, пусть услышит, как стучит твое сердце. А теперь раскрой ладони. Ты увидишь, что птенчик радостно взлетел. Улыбнись ему — он еще прилетит к тебе.

Упражнение 3. «Пальцы».

Детям предлагается пощупать пальчиками различные поверхности: веточки елки, кусочки наждачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата, кожи и т.д., а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из прикосновений.

Упражнение 4. «Четыре стихии».

Играющие сидят по кругу. Когда ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками в локтевых суставах.

Упражнение 5. «Лабиринты».

Детям даются изображения лабиринтов разной сложности, предлагается помочь героям найти выход (3—4 варианта).

Упражнение 6. «Я очень хороший, ты очень хороший».

Детям предлагается повторять слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, очень громко, громко.

Упражнение 7. «Чудесные сны».

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и в течение одной минуты пытаются вспомнить, какой сон им приснился ночью. Потом высказываются те, кому приснился веселый сон, потом смешной, потом грустный сон.

Упражнение 8. Психогимнастика «Котенок спит».

Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох—выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. Вот он отдохнул, потянулся, выгнул спину и встал.

 

Занятие 4

 

Цель: повышение уверенности в себе, снятие страхов, снижение эмоционального напряжения.

Упражнение 1. «Расскажи свой страх».

В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как вы, то...»

Затем задает вопрос: «А у вас было такое?»; «А кто чего боится, расскажите!». Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Упражнение 2. «Нарисуй свой страх, измени его».

Детям предлагается нарисовать то, чего они боятся (предложить большой лист бумаги, краски, карандаши). После рисования еще раз поговорить, чего же они конкретно боятся.

Вариант 1. Предложить ребенку сделать его смешным, а не страшным (дорисовать различные детали, которые меняют облик предыдущего рисунка).

Вариант 2. Предложить разрезать «страх» на мелкие кусочки. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, показать ребенку, что его невозможно собрать. Завернуть кусочки в бумагу, выкинуть в мусорное ведро. Вместе с ребенком выбросить весь мусор — его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Упражнение 3. Психогимнастика «На берегу моря» (музыкальное сопровождение— « Звуки воды»).

—  Дети играют на берегу моря, светит солнце, тихо плещутся волны, дети ложатся на теплый песок пляжа, закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной истоме руки и ноги.

—  Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжать пальцы в кулак, удержать песок (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхнуть песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками) — 2—3 раза.

—  На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Расслабить ноги, ноги отдыхают (2—3 раза).

—  Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы погреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко — расслабиться — разморило на солнце (на выдохе).

—  В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

—   Подбородок загорает: подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Спать хочется, расслабление мышц. Не открывая глаз, принять удобную позу. Дети слушают шум моря. С окончанием музыки дети тихо встают.

 

Занятие 5

 

Цель: развитие умения понимать и чувствовать состояние других, обучение эмоциональной отзывчивости и произвольному проявлению чувств.

Упражнение 1. «Дотронься до...».

Обратить внимание, что все дети одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотроньтесь до... синего». Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-нибудь синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий.

Упражнение 2. «Салют».

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем в течение пяти минут мелко порезать их (материал для салюта). Потом каждый подбрасывает вверх свои кусочки (изображает свой салют), остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют был красивее и почему. Обсуждаются чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Упражнение 3. «Снег».

Выполняется аналогично предыдущему, только в качестве материала используют белые бумажные салфетки. Дети стараются «засыпать снегом» других детей. Обсуждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под снег (легкое кружение снежинок, метель, пурга).

Упражнение 4. «Синьоры».

Уточняется мнение детей о том, какое настроение может быть у человека, когда он слышит от окружающих грубые слова. Обсуждение, показ маски с печальным выражением. Ведется беседа о том, как дети догадались, что у этого синьора именно печальное настроение. Уточнить представление о причинах, по которым у людей может портиться настроение. Аналогично рассматривается маска синьора-злюки, синьора-весельчака, испуганного и спокойного синьора (должны быть маски или изображения, передающие различные эмоциональные состояния).

Упражнение 5. «Попугай».

Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство, остальные дети отгадывают, что это за чувство.

Упражнение 6. «Встреча».

Участника представляют, что они очень близкие люди, которые давно не виделись и случайно встретились после долгого путешествия (показывают, как они обрадовались друг другу).

Упражнение 7. «Ты мой маленький котенок».

Один из детей изображает маму-кошку, остальные — испуганных, маленьких котят. Мама старается успокоить, приласкать котят. Меняются ролями до тех пор, пока все не побудут в роли кошки и котят.

Упражнение 8. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе».

Ведущий приглашает всех на деревенский двор (в качестве обитателей). Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Важно и гордо прохаживается петух, поет свою утреннюю песню. На крыльцо мягко и осторожно выходит кот. Он умывает языком лапки, мордочку, ушки, плечики, мурлыча при этом. Неуклюже переваливаясь, выходит утка, покрякивая, и чистит перышки. Хрюшка валяется в луже, щурит глаза и хрюкает.   

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района