Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПЛАН  КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНЫХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЕЙ «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА»

 

1-е занятие «Здравствуйте», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия.

2-е занятие «Я и другие», способствует  укреплению  уверенности в своих  силах и возможностях строить  хорошие, доверительные отношения  с другими людьми.

3-е занятие «Мир вокруг нас, посвящено сплочению группы, повышению  коммуникативной  грамотности общения, умения слушать, высказывать точку зрения, приходить к компромиссному решению, пониманию других людей.

4-е – 5-е занятия «Мы чувствуем…», посвящено расширению знания  участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

6-е занятие – «Твой внутренний  мир», посвящено созданию условий  для самопознания, погружения в  собственный внутренний мир и  ориентации в нем.

7-е – 8-е занятия – «Вчера, сегодня, завтра», посвящено созданию условий, способствующих  осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

9-е – занятие – «До свидания», посвящено подведению итогов, закреплению  достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из  контакта.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ

 

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы … кошка».

 

«Прогноз погоды»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

 

«Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текс, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

 

 

«Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят, а на команду: «Карлики!» - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

 

«Сигнал»

Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде  усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

 

«Посылка»

Участники  сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан, как можно скорее и вернуться  по кругу к  своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

 

«Меняющаяся комната»

Инструкция: «Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы пробираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как  пузырьки в «Фанте»… В теперь пошел дождь, все вокруг стало хмурым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…»

 

 

«Ревущий мотор»

Инструкция: «Вы видели настоящие автомобильные гонки?

Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Р-р-р-м-м!» Один из вас начинает, произнося «Р-р-р-м-м!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Р-р-р-м-м!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ

 

«Аплодисменты по кругу»

Инструкция: «мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты  сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д., последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

«Подарок»

Участники встают в круг.

Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с меня, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)»

 

 

«Спасибо за приятное занятие»

Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая  поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим  образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем  подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным  крепким троекратным пожатием руки».

 

 

ЗАНЯТИЕ №1 – «Здравствуйте»

 

«Снежный ком»

Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В занятиях  нам предоставляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется чтобы  к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и я в том числе в течение всего курса занятий  будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Эта процедура называется «Снежный ком». Почему? Представьте, что каждый из нас часть заснеженного склона, и небольшой снежок катиться  с самой вершины вниз. Так он постепенно становится больше и больше. Так же и наше представление будет организовано следующим образом: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать и подсказывать имена нельзя – только запоминать».

 

«Принятие законопроекта»

 Ведущий предлагает на обсуждение следующие правила поведения в группе.

1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2. Правило поднятой руки: высказываются  по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде  чем взять слово, поднимают руку.

3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

4. Конфиденциальность: то, что происходит  на занятии, остается между участниками.

5. Правило «Стоп»: если обсуждение  какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему,  сказать «Стоп».

6. Активность: чаше всего, те, кто  проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса  больше, чем те, кто был пассивен  на занятиях.

Группа обсуждает каждое правило и решает, будет оно принято, или нет. Так же принимаются на рассмотрение правила предложенные самой группой.

При обсуждении учитывается мнение каждого члена группы.

 

 

«Сходства»

Гораздо легче общаться с другими людьми, зная, что вас многое объединяет. Эта игра поможет нам увидеть сходства между собой. Кроме того, это упражнение, поможет нам лучше познакомиться  друг с другом.

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нужно будет рассказать о себе,  причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько вещей, объединяющих вас между собой. Например, может выяснится, что каждый из вас хоть раз в жизни побывал в Минске, или, что каждый из вас не любит манную кашу или какао. Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.

Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо крикнуть: «Первое!». Пусть все услышат, как вы рады. Затем снова сядьте на корточки и дальше также быстро рассказывайте друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы снова подпрыгните вверх и прокричите:  «Второе!». Задача каждой тройки – в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.

Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы – творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. «Вы любите смотреть телевизор? – Естественно. -  Вот вам и первое!». «Ты ногти стрижешь?- Самой собой! – Вот вам и второе!». «Ты по-русски говоришь? – Конечно. – Вот вам и третье!». Но такие родства очень скучны.  Ваша задача найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные. Например: «Моя мама учит испанский…- А у меня брат знает испанский – А я сам  знаю несколько фраз по-испански». Вот это, действительно, первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда, начали».

Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью.

 

 

ЗАНЯТИЕ №2-№3 – «Мир вокруг нас»

 

«Рекламный ролик»

Инструкция: «Всем  нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим  рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представлении, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький  нюанс – объектом нашей рекламы будут являться … конкретные люди, сидящие здесь, в это кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность   каждого рекламного ролика – не более двух минут. После этого группа должна будет  угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Время на подготовку – десять минут».

 

 

«Дигикон»

Порядок действий:

В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и «роботов» (то есть тех, кто ведет себя подобно механизмам). На каждую «камеру» с 3-5 «узниками» положено по одному «роботу». Таким образом, из 12 участников можно сформировать 3 «камеры» по 3 «узника» в каждой и к ним 3 «роботов». Снабдите каждого бумагой и карандашом.

1.   Разбейте игроков на  группы любой численности от 4 до 8 – размеры могут варьировать.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района