Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Здесь показательным является диаграмма ответов лидера этой группы по методике «Ваша команда», которая представлена на рис. 17.
На этом рисунке светло-серым обозначается контур представлений лидера исследуемой группы на этапе предварительной диагностики, а темно-серым — его позиция через месяц после проведения технологии командообразования.
145
Ясность целей
за принимаемые решения
Рис. 17. Изменение позиции лидера группы по методике «Ваша команда» после проведения технологии командообразования.
Таким образом, хорошо видно, что сам руководитель видит положительную динамику практически по всем показателям, а наибольшее развитие получило параметр «ясность целей» и «рефлексия». Это легко объясняется тем, что во время тренинга были сформулированы и приняты всеми как миссия организации, так и ее основополагающие цели. Что же касается параметра рефлексии, то здесь сыграл важную роль следующий момент. После тренинга в организации решено было пересмотреть внутренний распорядок работы. В результате этого было выработано решение о том, что команда собирается, когда возникают соответствующие проблемы или по предложению членов команды не чаще нескольких раз в месяц и команда собирается раз в неделю для решения и обсуждения дальнейших путей развития и решения текущих проблем.
146 3.3. Краткие выводы
В данной главе была рассмотрена эмпирическая база исследования, описан конкретный пример применения предлагаемой технологии командообразования в современной бизнес среде. В заключении сформулируем некоторые общие выводы по этой части:
4. Исходя из имеющихся исследовательских
ресурсов, в качестве
объекта апробации технологии командообразования
выступала реально
функционирующая управленческая команда
коммерческой организации.
Предварительная диагностика показала,
что основной направленностью
тренинга должна стать задача формирования
общего видения всей группой,
147 формулирование и осознание всеми миссии и стратегических целей организации.
5. Основные результаты проведенного тренинга командообразования можно разделить на две группы:
Во-первых, выработка согласованного определения миссии и основных целей организации на ближайший год помогла развитию важнейшей детерминанты командообразования — «общее видение», которая лежит в основе разработанной модели командообразования.
Во-вторых, выявление значимых характеристик командного взаимодействия и необходимых качеств современного преуспевающего лидера привело к пониманию того, какая команда необходима именно в данной организации, в чем ее специфические особенности и характерные черты.
Все это, безусловно, способствовало формирования базиса, основы функционирования и развития управленческой команды в организации.
148 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе теоретико-методологического и системного анализа проблематики командообразования в рамках данной диссертационной работы сделана попытка построения инновационной социально-психологической модели и технологии развития группы до уровня команды, выявлены основные детерминанты этого процесса.
Обобщая весь полученный в ходе исследования материал, обозначим основные выводы:
1. Различия в истории становления и развития
социальной психологии
в нашей стране и за рубежом определяют
отсталость отечественных
наработок в сфере командообразования
от зарубежных. В то время как за
рубежом первые представления о командах
сложились в 60-е гг. XX вв. и
сейчас история рассмотрения этого явления
насчитывает около 50 лет,
советская социальная психология в качестве
высшей формы развития группы
рассматривала коллектив, а к изучению
феномена команды подошла только в
постперестроечный период.
2. Большинство зарубежных психологов придерживаются,
так
называемого, психоаналитического подхода
к процессу развития группы до
уровня команды. Такой односторонний подход
не позволяет проводить
комплексный и системный анализ проблематики
командообразования и
характеризуется ограниченностью и узостью
рассмотрения данного вопроса.
Анализ современных отечественных разработок
показывает, что
самостоятельной социально-психологической
модели развития группы до
уровня команды не существует, те модели,
что имеются, являются аналогами
зарубежных представлений.
3. В зарубежной практике социальной психологии
имеется довольно
большое количество хорошо проработанных
и современных подходов к
возможным методам оценки эффективности
командного взаимодействия и
технологиям развития группы до уровня
команды. Зарубежные техники и
149 методики прогрессивны, стандартизованы и удобны для пользователей (большинство из них распространяется через сеть интернет), они открыто конкурируют между собой в современной рыночной среде и постоянно развиваются. К сожалению, отечественные наработки в этой области пока отстают от зарубежных, и здесь открывается огромное поле для современных креативных исследований и разработок.
150
7. Исходя из предлагаемой модели, команда
представляет собой группу
людей, которой присущи следующие отличительные
черты:
Наличие согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и норм работы у каждого члена команды;
Социально-психологическая сплоченность, гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим;
Развитая гибкая коммуникация как внутри группы (каждый с каждым), так и со внешней средой;
Гибкая ролевая структура, в которой все подменяют друг друга и даже роль лидера жестко не закреплена;
Высокий уровень самоконтроля деятельности каждым членом команды и гибкое распределение ответственности;
Наличие помимо базовых и специальных, общекомандных и управленческих компетенций;
Признание человека как личности со всем многообразием его особенностей и потребностей.
151 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Результаты, полученные в данном диссертационном
исследовании,
следует использовать при подготовке
лекционных и семинарских занятий в
ВУЗах по дисциплинам «социальная психология»,
«профессиональная
психология», «психология управления»,
«социология организаций» и
«менеджмент».
2. В послевузовском бизнес-образовании
и консалтинговой
деятельности учет выделенных детерминант
командообразования позволит
сформировать целостное видение процесса
формирования команды
менеджерам разного уровня и руководителям
организаций.
152 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд.
междунар. / Пер. с англ. и общ. научн. ред. А.А. Алексеева. - СПб.:
Питер, 2007 - 688с.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки
управленческого персонала государственных и коммерческих структур.
М.: ИПК госслужбы, 1995. - 112с.
Базаров Т.Ю., Рыбкин И.В., Пыркова Т.С. Управленческие команды и
их формирование. // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1 / Под
ред. Т.Ю. Базарова-М.: ИПКгосслужбы, 1997. - С. 51-67.
Баринов С.А. Социально-
командообразования с целью создания эффективных социальных
проектов: Автореф. дис... канд. психол. наук. -М., 2007. - 18с.
Безрукова Е.Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса
командообразования: Дис... канд. психол. наук. - М.,1998. - 289с.
Белбин Р. Мередит. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины
неудач / Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2003. - 315с.
Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология
научного коллектива. - М.: Изд-во «Наука», 1987. — 212с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих
отношений. Люди, которые играют в игры : психология человеческой
судьбы / Пер. с англ. - СПб; М.: Университетская книга, 1998. — 398с
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор //
Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. — С. 23-82
Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн.:
Кн. 1. - М.: Экономика. 1989. - 304с.
Большой психологический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред.
153
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. -М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования