Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
161
House, 1956.
162 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Полный список критериев командной работы
1. |
Равнозначность статусов членов группы |
2. |
Признание права каждого на ошибку |
3. |
Признание вклада каждого в общегрупповое решение |
4. |
Отсутствие статусной дифференциации членов группы |
5. |
Степень влияния на других членов группы определяется неформальным статусом |
6. |
Роль лидера не закреплена за одним членом группы |
7. |
Способность быстро адаптироваться к изменениям окружающей действител ьности |
8. |
Способность к стратегическому видению ситуации |
9. |
Способность всесторонне анализировать существующую ситуацию |
10. |
Наличие отлаженных коммуникативных связей между членами группы |
11. |
Достижение личных целей через достижение общих целей команды |
12. |
Приоритет организационных общегрупповых целей над индивидуальными |
13. |
Недопустимость игнорирования индивидуальных целей членов группы |
14. |
Учёт индивидуальных потребностей всех членов группы |
15. |
Стремление и умение выслушать и понять друг друга |
16. |
Гибкость и адаптивность поведения каждого по отношению к другим членам группы |
17. |
Организация группового взаимодействия с учётом индивидуальных особенностей каждого |
18. |
Признание индивидуальности каждого члена группы |
19. |
Учёт мнения каждого при принятии групповых решений |
20. |
Стремление к регулярному групповому взаимодействию |
21. |
Стремления каждого члена группы к профессиональному развитию |
22. |
Наличие высокой степени самоорганизации у каждого члена группы |
23. |
Самооценка и самоконтроль деятельности членов группы и группы в целом |
24. |
Нацеленность группы на самосохранение и саморазвитие |
25. |
Удовлетворённость от самого процесса группового взаимодействия |
163
26. |
Наличие принятых и разделяемых всеми норм и правил работы в группе |
27. |
Наличие общих всеми разделяемых основополагающих групповых ценностей |
28. |
Наличие общих разделяемых всеми целей |
29. |
Наличие разделяемых всеми членами группы ценностей и норм совместной деятельности |
ЗО. |
Направленность на совместное достижение общих целей |
31. |
Взаимосогласованность и скоординированность действий членов группы |
32. |
Способность принимать согласованные решения |
33. |
Наличие синергетического эффекта: групповое решение лучше любого индивидуального |
34. |
Готовность каждого члена группы при необходимости исполнять организационные функции |
35. |
Принятие личной ответственности за групповые решения |
36. |
Положительный результат приводит к поощрению каждого члена группы |
37. |
Отрицательный результат приводит к наказанию каждого члена группы |
38. |
Наличие ролей, необходимых для эффективной групповой работы |
39. |
Исполнение членами группы всех необходимых ролей |
40. |
Отсутствие фиксированных ролевых позиций |
41. |
Готовность каждого члена группы при необходимости брать на себя функции интегрального лидера |
42. |
Функционально-ролевая взаимозаменяемость членов группы |
43. |
Способность отдельных членов группы выполнять роли других |
44. |
Отсутствие межличностной конфронтации |
45. |
Отсутствие деструктивных межличностных конфликтов |
46. |
Психологическая совместимость всех членов группы |
47. |
Уверенность каждого в других членах группы и в группе в целом |
48. |
Взаимоподдержка членов группы |
49. |
Постоянная включённость каждого в совместную деятельность |
50. |
Наличие общего единого информационного поля |
51. |
Любые индивидуальные точки зрения по проблеме должны выноситься на общее обсуждение |
52. |
Готовность каждого члена группы сделать всё* от него зависящее для достижения общей цели |
164
Приложение 2
Примеры результатов проведенного экспертного опроса
Эксперт №1.
1. Особая ролевая структура
1. Наличие ролей, необходимых
для эффективной групповой
работы
себя функции интегрального лидера
6.Готовность каждого члена группы при необходимости исполнять
организационные функции
2. Индивидуальный вклад
5. Организация группового
взаимодействия с
учётом
индивидуальных особенностей каждого
6. Учёт мнения каждого при принятии групповых решений
7. Любые индивидуальные точки зрения
по проблеме должны
выноситься на общее обсуждение
4. Членство, идентификация с группой, сверхидентичность
1. Наличие высокой
степени самоорганизации у каждого члена
группы
2. Нацеленность группы на самосохранение и саморазвитие
165
6. Достижение личных целей через
достижение общих целей
команды
7. Приоритет организационных
общегрупповых целей
над
индивидуальными
10. Наличие синергетического эффекта: групповое решение лучше
любого индивидуального
5. Наличие разделяемых целей и ценностей
5. Наличие общих всеми
разделяемых основополагающих
групповых ценностей
6. Взаимодействие с окружающей средой
3. Способность всесторонне
анализировать существующую
ситуацию
7. Наличие каналов взаимодействия
3. Удовлетворённость от
самого процесса
группового
взаимодействия
6. Наличие отлаженных
коммуникативных связей между членами
группы
0. Не относятся к понятию «команда»
1. Степень влияния на
других членов группы
определяется
неформальным статусом
2. Роль лидера не закреплена за одним членом группы
166
6. Стремления
каждого члена группы
к профессиональному
развитию
7. Отсутствие фиксированных ролевых позиций
Модель командообразования:
Особенности:
Все это свидетельствует о представлении «команды» в качестве строго формализованной рабочей структуры, которая строится вокруг одного лица -лидера. Есть команда, а есть командир, который создает и полностью управляет своей командой. Именно роль лидера делает обычную группу командой.
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования