Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54
Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности.
Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.
В
11 классе на первый план
Однако формирование временной перспективы идет у юношей и девушек достаточно сложно: нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Это выражается в том, что юноши как бы не желают задумываться над важными вопросами, откладывая их решение на потом. Родители должны помочь своему ребенку спланировать последний учебный год, чтобы не было спешки в последний месяц. В то же время не следует создавать слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о будущем ребенка.
Таким образом, каждый возрастной период характеризуется своими новообразованиями. Особенно важными периодами для становления личности школьника являются подросковый и юношеский.
Сегодня в социальной сфере высокоразвитых зарубежных стран (прежде всего, США, Германия, Япония, Великобритания) ведутся поиски эффективных технологий профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков через взаимодействие с семьей. Одну из самых перспективных технологий предлагает международная программа «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International», далее - ББ/БС).
Идущие во всем мире процессы глобализации способствовали расширению контактов и сотрудничества России с прогрессивным мировым сообществом, различными его субъектами. Изучение опыта развитых стран показало, что данная программа может быть адаптирована к российской действительности при условии учета социально-экономических особенностей и культурно-исторических традиций социального воспитания в стране.
Услуги в рамках этой программы оказывают волонтеры, которые регулярно в индивидуальном порядке (один на один) проводят время с детьми и подростками. Технология строится на принципе систематического ведения личного дела каждого участника, которое включает первое ознакомительное собеседование с ребенком и волонтером, ориентацию и обучение, подбор партнеров, руководство и надзор за деятельностью партнерской пары и, наконец, прекращение ее деятельности. Эту работу делает «ведущий» с профессиональной подготовкой, позволяющей ему выявить нужды ребенка; определить, насколько волонтер подходит на роль «старшего»; составить партнерскую пару, которая будет поддерживать, и направлять взаимоотношения в ней в ходе осуществления программы.
Рыночные отношения приводят к тому, что дети и подростки предоставлены сами себе: большинство родителей (по разным оценкам, до 80%) посвящают воспитанию детей менее 1 часа в день. Особенно сильно это проявляется в условиях неполной семьи. B.C. Торохтий утверждает: «На фоне общего снижения ее собственного потенциала отмечается устойчивая тенденция падения уровня социального здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей» [21, с. 199]. В таких семьях, в силу специфики их жизнедеятельности, особенно обострились проблемы социально-педагогического характера. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений искажают условия социализации детей и подростков, являются причиной развития нервно-психических расстройств, фактором риска увеличения случаев асоциального поведения, личностной деформации, вызывают возникновение проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.
Возрастающий кризис семейных отношений способствует бездуховному времяпрепровождению детей и подростков, их агрессивности, неуверенности в завтрашнем дне, росту количества бездомных и безнадзорных.
По данным Минздрава России, из общего количества детей, являющихся клиентами медико-социальных служб, 62% воспитывается в неполной семье, в том числе 47% - матерями-одиночками.
За последние
годы государство принимает
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации важнейшим направлением профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков считает развитие молодежного волонтерского движения. Т.Г. Лодкина говорит: «Участие молодежи в указанной деятельности позволяет одновременно решить насколько задач:
- привлечь значительное количество добровольных помощников,
- облегчить установление контактов между волонтерами и детьми за счет сравнительно небольшой разницы в возрасте,
- способности волонтеров говорить на одном языке со своими подопечными,
- стать для них неформальными лидерами,
- сформировать как у самих детей, так и у волонтеров, с, которыми, они работают, устойчивые социально-позитивные установки и навыки, важные для последующей жизни,
- развить у них чувство самоуважения и ответственности» [12, с. 36].
В социальной сфере высокоразвитых зарубежных стран (прежде всего, США, Германия, Япония, Великобритания и др.) ведутся поиски эффективных технологий профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков через взаимодействие с семьей. Одну из самых перспективных технологий предлагает международная программа «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»).
В 2008 году начала работу школьная волонтерская программа наставничества «Рука в руке», в которой формируются пары «старшеклассник – младшеклассник». Программа «Рука в руке» - этот региональный вариант программы «Большие Братья/Большие Сестры», который внедряется в школах Республики Марий Эл. Организация действует в Соединенных Штатах и во многих уголках мира с 1904 года.
У человека есть потребность творить добро, ощущая себя при этом немножко добрым волшебником. Творить по отношению к людям вокруг – и в первую очередь к тем, чья потребность в помощи заметна и очевидна.
Если «объектом» такой помощи становится взрослый – тяжелобольной или старый человек, существующая между ним и его добровольным помощником – ребенком дистанция преодолевается с огромным трудом. Сколько бы сочувствия ни было проявлено с одной стороны, и благодарности - с другой, чаще всего их взаимоотношения все равно связаны с одним фактом помощи. Отношения «на равных» устанавливаются довольно редко, дистанция в возрасте мешает стать действительно друзьями.
Иное дело, если партнером подростка становится ребенок чуть младшего возраста. Постепенно сама «помощь» отходит на второй план, растворяется внутри процесса взаимозаинтересованного общения, просто дружбы. В этой ситуации у второго ребенка возникает возможность самому творить добро, почувствовать себя нужным и значимым. Быть старшим другом это не значит только дарить подарки или показывать концерт, это дарить тепло своего сердца, стараться понять партнера и быть искренне заинтересованным в нем. Дети выстраивают общими усилиями среду доброго, внимательного, реального общения.
А.Н. Бруднов считает: «В основе программы лежит простая идея: построить взаимодействия между двумя участниками, один из которых старше другого» [2, с. 2]. Заботливый, умный, старший друг объяснит одинокому, или из неблагополучной семьи ребенку, как вести себя в той или иной трудной ситуации. Он поможет справиться с психологическими стрессами, найти выход из кажущихся безвыходными положений.
Принципиально изменить социальную ситуацию в России, спасти и наших детей от случайной гибели в стремительно криминализирующемся обществе смогут лишь объединенные усилия широко развитой сети благотворительных организаций, четко координирующих свои действия. За последнее время неуклонно растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, на долю несовершеннолетних приходится каждое восьмое, раскрытое преступление, происшедшее в России. Как показывает статистика, большая часть преступлений совершается детьми из неполных и малообеспеченных семей.
Основными субъектами программы являются ребенок, нуждающийся в социально - педагогической поддержке и старший волонтер, встречающиеся в течение года на условиях, оговоренных в контракте, для совместного общения и деятельности. Между ними формируются отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, осуществляемые на принципах добровольности, социальной активности, учета возрастных и личностных особенностей.
В программе принимают участие дети и подростки с 7 до 18 лет.
Партнером волонтера могут стать:
- дети из неполных, неблагополучных, многодетных семей, дети «группы риска»;
- дети с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП, интеллектуальная недостаточность, слабослышащие, слабовидящие);
- дети с проблемами в развитии (ЗПР, СДВГ, и др.);
- дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи.
Цель программы - гармонизация социального поля ребенка из неполной и малообеспеченной семьи, профилактика девиантного поведения детей и подростков путем адаптации региональной модели парных неформальных взаимоотношений между ребенком, нуждающимся в социально-педагогической поддержке и старшим волонтером.
Выделим следующие задачи представленной нами программы:
развитие у детей и молодежи социальной активности, милосердия, патриотизма;
- формирование социального опыта и готовность к его развитию;
- пропаганда новых форм социальной работы;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование навыков, важных для будущей профессиональной деятельности, через общественно полезное дело;
- привлечение внимания общественности к социальным проблемам детей;
- помощь в организации досуга;
- помощь в получении образования, развитие кругозора.
Выявим основные направления деятельности по реализации программы «Рука в руке»: [10, с. 78]
I этап: Организационный.
Определение запроса:
Формы помощи,
насколько поддержка
Как реагируют родители на идею появления программы «Рука в руке»? Какие вопросы возникают у них в связи с этой программой? По каким критериям будут отбираться дети и семьи, которым будут предложены услуги программы «Рука в руке»?
Как реагируют
дети на перспективу появления «
Как лучше рассказать о программе будущим волонтерам и их отношение к ней?
Разработка организационной структуры:
- выберите руководителя программы и консультантов, которые консультируют либо помогают в составлении планов, направления и оценки деятельности программы;
- определение места для конфиденциального собеседования с детьми, родителями и волонтерами, а так же помещение для встреч «партнерских пар» и проведения групповых мероприятий.
II этап: Организация процесса оказания помощи.
Организация системы ответов на вопросы волонтеров.
Исходная информация для потенциальных волонтеров:
- история и задачи программы;
- критерии отбора волонтеров;
- процедура подачи заявки;
- процедура проверки кандидатов;
- часы и дни обучения волонтеров;
- требования и правила программы.
Организация системы ответов на вопросы детей и родителей.
Исходная
информация для детей и родителей/
- история и задачи программы;
- критерии отбора участников программы;
- процедура подачи заявки;
- процедура проверки кандидатов и обучения волонтеров;
- требования и правила программы;
- сколько времени пройдет, прежде чем ребенку будет подобран волонтер.
Разработка процедуры ознакомительного собеседования:
- отвечает ли волонтер и клиент требованиям и условиям программы;