Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-психологические особенности взаимоотношений школьников при реализации школьного варианта программы Рука в руке.docx

— 175.21 Кб (Скачать файл)

- продумать рекомендации по последующему подбору конкретного волонтера в качестве партнера конкретного ребенка.

Критерии  отбора детей:

- возраст 7-12 лет;

- обучается в данной школе;

- в семье только один родитель;

- хочет принять участие в программе;

- родитель/опекун готов поддержать «партнерское взаимодействие»;

- повышенно зависим;

- переживает психологический кризис, причина которого: развод родителей; неуспеваемость в школе; отсутствие друзей среди сверстников; низкая самооценка; культурные или материальные затруднения; недостаток адекватной поддержки и внимания со стороны взрослых; эмоциональное или психологическое жестокое обращение.

Критерии  отбора для волонтеров:

- возраст – 14-18 лет;

- учится в данной школе;

- отличается соответствующими мотивами, определяющими желание участвовать в программе;

- готов выполнять основные правила программы;

- демонстрирует такие позитивные черты характера, как: способность поддерживать долгосрочные взаимоотношения; достаточная гибкость и терпимость в новых ситуациях; приверженность общественным нормам; здоровый баланс соответствующих возрасту интересов; психологическая и эмоциональная стабильность.

Интервью  с волонтером:

- личностные установки;

- интересы;

- мотивы;

- особенности личности.

Тестирование  будущего волонтера:

- опросник личностных акцентуаций Леонгарда - Шмишека (акцентуации характера);

- анкета Рокича (ценностные ориентации);

- тест Кеттела (черты характера).

Мотивы  волонтерской деятельности:

- приобретение важного жизненного опыта, ведущего к саморазвитию;

- радость общения с детьми, любовь к детям;

- другие гуманистические мотивы.

Анкета-заявка для волонтеров и для родителей.

Она позволяет  получить ознакомительную информацию от потенциальных волонтеров и от родителей/опекунов относительно данной семьи и ребенка. Эта анкета является официальной заявкой на участие в программе и должна учитывать следующие сведения:

- личные биографические данные;

- контактная информация;

- исходный движущий мотив, определяющий желание участвовать в программе.

Подготовка  волонтеров сосредоточена на основных навыках, знаниях и психологических  установках, необходимых, чтобы завязать осмысленные отношения с ребенком. Программа обучения должна учитывать три основные области:

- самосознание дает волонтерам возможность отдавать себе отчет в собственных взглядах и ценностях, в работе с детьми, семьей и т. д.;

- знания, обучение волонтеров основным сведениям о детском развитии, общении и других аспектах межличностных отношений;

- навыки, обучение волонтеров навыкам общения, решения спорных вопросов, владения собой.

Процедура подбора партнерских пар.

На этом этапе собирается воедино и оценивается  информация, полученная из заявочных анкет, на собеседовании, во время ориентации и учебных занятий. При решении вопроса о составе партнерских пар принимаются нужды и интересы ребенка, его положение в семье, а также интересы и свободное время волонтера.

 Не  существует волшебного слова  для завязывания взаимоотношений.  Некоторые партнерские пары с  самого начала окажутся успешными.  Другие поначалу испытают серьёзные  трудности. Однако со временем  у большинства из них сложатся позитивные взаимоотношения.

 Процедура  принятия решения по составу  партнерских пар имеет несколько существенных фактов, которые следует иметь в виду:

- сходство и/или различия в темпераменте и чертах характера;

- общность интересов;

- совместимость ценностей и убеждений.

Знакомство  волонтера, родителей и ребенка  должно проходит в непринужденной, неофициальной обстановке. Каждому из участников должна быть предоставлена возможность задавать вопросы и выражать свои чувства и сомнения. Роль руководителя заключается в том, чтобы развеять страхи, нервозность и ответить на вопросы. Во время этой ознакомительной встречи рекомендуется вновь повторить основные правила поведения для всех участников, чтобы скорректировать ожидания, руководитель должен предоставить волонтеру, ребенку родителю/опекуну возможность дать согласие или отказаться предлагаемого партнера.

 Стороны  должны обменяться контактной  информацией. К концу встречи  у всех участников должно сложиться  четкое понимание роли руководителя, который будет содействовать взаимоотношениям, и руководить ими.

 В  конце встречи члены новой  партнерской пары должны договориться  о следующей встрече. Полезно  сделать фотографию во время  первой встречи.

 Необходимо  разработать правила и обязанности  участников программы. Основные правила покрывают, в частности, следующие вопросы:

- продолжительность взаимоотношений партнерской пары;

- длительность каждой встречи;

- частота проведения встреч;

- сотрудничество с руководителем;

- присутствие на встречах посторонних лиц;

- роль родителей/опекунов.

Установка процедуры для прекращения деятельности партнерской пары.

Следует назвать исходно предполагаемую продолжительность взаимоотношений партнерской пары всем сторонам – родителям, ребенку и волонтеру – во время знакомства партнеров. Когда этот срок подходит к концу, стороны могут принять решение о продлении его, еще на какое – время. Либо взаимоотношения могут быть прекращены.

 Может  возникнуть ситуация, когда деятельность  партнерской пары будет прекращена  до срока, назначенного в начале. Есть много причин, по которым  взаимоотношения кончаются раньше:

- волонтер или ребенок переезжают на новое место жительства, и переходит в другую школу;

- в жизни волонтера или ребенка происходят непредвиденные изменения;

- партнерам не удалось завязать позитивные и конструктивные взаимоотношения.

Каковы  бы ни были причины, деятельность партнерской  пары нужно официально прекратить, чтобы все стороны поняли, что  в дальнейшем программа «Рука в руке» снимает с себя ответственность, и никаких других официальных шагов предпринимать не будет. В этот момент следует, по возможности, обсудить ситуацию со всеми участвующими сторонами и направить письма родителю и волонтеру с сообщением о прекращении деятельности партнерской пары. Кроме этого, в личное дело клиента должна быть внесена запись с указанием причины прекращения деятельности с сообщение о том, что все участники партнерской пары были об этом извещены. Затем, если это потребуется, всем участникам будет предложена возможность войти в состав других партнерских пар.

III этап. Осуществление и развитие программы.

В ходе третьего этапа основное место занимает проведение программы в жизнь и её развитие.

Цель  данного этапа: организация и  поддержка бесперебойной и эффективной деятельности программы.

Основные  направления данного этапа:

- набор волонтеров и их подготовка. Основным содержанием данного этапа является проведение социально-психологической диагностики волонтёра и его обучение;

- определение и работа партнерских пар;

- организация партнерского взаимодействия и их психолого-педагогического сопровождения.

Рассмотрим  рекомендуемый план реализации данного  проекта.

1 этап. Сентябрь. 

Отбор участников проекта (определение детей нуждающихся  в помощи волонтеров программы). 

 Октябрь. 

Отбор и  обучение волонтеров для работы с  детьми (проведение специальных занятий и тренингов по целям и задачам проекта, формам и психолого-педагогическим особенностям работы с детьми – партнерами, формирование общественных навыков).  Психолого-педагогическая подготовка волонтеров.

2 этап. Ноябрь. 

Работа  волонтерских пар:

- тренинги, игры на тему дружбы и сплочения, социальная адаптация.

Декабрь. 

-консультации  специалистов в различных областях (нарколога, врача, юриста), социальная адаптация.

В течение  года: 

- самостоятельное  и индивидуальное общение с  ребенком (совместные занятия общественно-полезными  и творческими делами, занятия  в кружках, секциях, студиях  и т.д.) ;

- выходы  в кино, театры, выставки, экскурсии;

- психолого-педагогическое сопровождение деятельности партнёрских пар  (консультирование, помощь в организации деятельности);

Январь. 

- участие  и посещение елок праздничных концертов;

- тренинги на тему толерантности.

Февраль.  

- выпуск  мини книжек раскладушек «Что  такое «Я».

Март .

- тренинг  на тему «Конфликт и способы  его разрешения»

Апрель. 

- выпуск  рукописной газеты «Я и МЫ».

3 этап.

Май. 

Конференция участников программы:

- подведение  итогов работы по данной программе,

-определение  дальнейшего взаимодействия волонтерских  пар 

Обобщение результатов деятельности, анализ результатов, распространение опыта.

   IV этап. Анализ и обобщение результатов деятельности партнерских пар.

 По итогам работы волонтеры составляют отчет, в котором отражают результаты совместной деятельности.

 Прогнозируемые результаты реализации программы:

- эмоциональное и духовное оздоровление участников программы;

- профессиональный рост социальных педагогов, психологов;

- общественное признание значимости первых результатов;

- формирование банка данных инновационных педагогических технологий.

- выявление и развитие творческих способностей активных ребят, укрепление связей с другими общественными организациями, выполнение социального заказа.

Координация и контроль реализации программы.

Координация и контроль реализации программы  возложен на управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», которое:

- осуществляет организационное и научно методическое обеспечение программы;

- координирует взаимодействие образовательных организаций по вопросам социально незащищенных детей;

- анализирует, и обобщат опыт работы в данном направлении.

 

 

2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»

2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка

Для изучения социально-психологическихособенностей волонтёров нами была подобрана батарея тестов и методик. Таким образом, мы определились с экспериментальной базой исследования: 20 школьников волонтёров в возрасте от 14 до 17 лет.

С учётом подобранных нами диагностических  методик, мы провели подростковый тест Айзенка для изучения типа темперамента школьников волонтёров (Приложение №2). В таблице №1 представлены результаты диагностики школьников волонтеров по методике Айзенка. В исследовании принимали участие 20 подростков от 14 до 17 лет, среди которых 14 мальчиков и 6 девочек. Диагностика проводилась с ноября 2011 года по февраль 2012 года.

 

Таблица 1 - Результаты диагностики по методике Айзенка школьников волонтёров МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»

 

 

№ п/п

ФИО

Пол

Возраст

Эмоциональная

устойчивость –

неустойчивость

Экстраверсия –

 интроверсия

Тип

темперамента

1

Е.М.

м

16

низкий (10)

умеренная

экстраверсия (14)

сангвиник

2

Б.А.

м

14

очень низкий (6)

умеренная

 экстраверсия (12)

сангвиник +

флегматик

3

Ш.Д.

м

17

высокий (18)

умеренная

экстраверсия (12)

холерик

4

Л.Н.

м

16

средний (13)

умеренная

экстраверсия (12)

холерик

5

Ц.В.

ж

15

очень высокий (20)

умеренная

экстраверсия (15)

холерик

6

К.Д.

м

14

средний (13)

значительная

 экстраверсия (19)

холерик

7

Ш.И.

м

17

высокий (16)

умеренная

экстраверсия (10)

меланхолик

8

Ж.У.

ж

14

низкий (8)

значительная

 экстраверсия (19)

сангвиник

9

Г.Д.

м

16

средний (13)

значительная

 экстраверсия (19)

холерик

10

К.В.

ж

16

высокий (16)

умеренная

экстраверсия (15)

холерик

11

Л.К.

м

14

средний (11)

значительная

 экстраверсия (19)

сангвиник

12

М.И.

ж

17

высокий (15)

значительная

 экстраверсия (19)

холерик

13

П.К.

ж

15

очень высокий (20)

умеренная

экстраверсия (14)

холерик

14

З.Ж.

ж

14

очень высокий (19)

умеренная

экстраверсия (14)

холерик

15

Д.О.

м

16

очень высокий (19)

умеренная

экстраверсия (14)

холерик

16

В.И.

м

14

высокий (16)

умеренная

экстраверсия (15)

холерик

17

Б.Д.

м

17

низкий (9)

умеренная

экстраверсия (13)

сангвиник

18

С.Д.

м

14

высокий (15)

умеренная

экстраверсия (15)

холерик

19

Л.А.

м

16

высокий (16)

умеренная

экстраверсия (14)

холерик

20

З.А.

м

14

очень высокий (19)

умеренная

экстраверсия (13)

холерик

Информация о работе Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»