Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда
ли ты выполняешь просьбы
29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
30. Любишь
ли ты поставить кого - нибудь
в неловкое положение,
31. Ты часто ли чувствуешь , что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Ты любишь иногда похвастаться?
33. Ты часто
всего молчишь в обществе
34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35. Ты быстро решаешься на что - нибудь?
36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38.Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей , подруг?
39. Тебя легко огорчить, чем нибудь?
40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком нибудь?
41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42. Если тебе случится попасть в неловкое положение , ты потом долго, переживаешь?
43. Ты любишь шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь все , что тебе предлагают?
45. Тебе трудно отказаться , если тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
48. Ты когда
нибудь был грубым с
49. Тебя считают веселым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься , когда делаешь уроки?
51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть , чем самому принимать участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
54. Часто
ли ты чувствуешь себя
55. Ты стесняешься
первым заговорить с
56. Часто
ли ты решаешься на что -
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя , ты тоже кричишь в ответ?
58. Ты иногда
чувствуешь себя особенно
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
60. Тебе часто приходиться волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав? Спасибо за работу!
Результаты тестирования
1. Экстраверсия – интроверсия.
«Да» (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«Нет» (-): 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм.
«Да» (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
3. «Шкала лжи».
«Да» (+): 8, 16, 24, 28, 44. «Нет» (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Приложение №3
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качества и места среди других людей – безусловно, и безоговорочно относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Будучи ядерным качеством, самооценка человека зависит от множества факторов. Вместе с тем, психологи давно уже пользуются так называемой формулой «формулой Джемса», гласящий:
Самооценка = Успех/Притязания
Из этой, пусть упрощённой, но весьма наглядной формулы явственно следует, что повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи, и старшеклассники должны достаточно чётко понимать, что расхождения между притязаниями и реальным поведением человека ведёт к искажениям самооценки и, как следствие , неадекватному , чреватому эмоциональными срывами поведения. Само же по себе исследование самооценки оказывается чрезвычайно полезным и для организации учебного процесса, и для самопознания учащихся, отношения которых к себе, как известно, обычно описывается полной драматически противоречий формулой «гений или ничтожество».
Выявить самооценку можно с помощью несложного тест - опросника.
Опросник этот включает 32 суждения, по поводу которых возможно5 вариантов ответов каждый который кодируется баллами по схеме: очень часто – «4», часто – «3», никогда – «2», редко – «1», никогда – «0».
Для того, что бы определить уровень самооценки, необходимо сложит баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов 0 до 25 о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладится под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считается с мнением других и часто страдает от комплекса неполноценности.
СУЖДЕНИЯ.
Опросник этот включает 32 суждения, по поводу которых возможно5 вариантов ответов: очень часто, часто, никогда, редко, никогда.
______________________________
______________________________
Спасибо за работу!
Приложение №4
Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Долго не задумывайтесь над ответами. Первая реакция будет верной».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА.
(детский вариант)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Обработка данных
1. Демонстративный тип.
«Да» - 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. * 2
«Нет» - 51.
2. Застревающий тип.
«Да» - 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. * 2
«Нет» - 12, 46, 59.
3. Педантичный тип.
«Да» - 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. * 2
«Нет» - 36.
4. Возбудимый тип.
«Да» - 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. * 3
5. Гипертимный тип.
«Да» - 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. * 3
6. Дистимический тип.
«Да» - 9, 21, 43, 75, 87.
«Нет» - 31, 53, 65. * 3
7. Тревожно-боязливый тип.
«Да» - 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. * 3
«Нет» - 5.
8. Аффективно-экзальтированный
«Да» - 10, 32, 54, 76. * 6
9. Эмотивный тип.
«Да» - 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
«Нет» - 25.
10. Циклотимный тип.
«Да» - 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. * 3
Приложение №5
Часть 1.
Инструкция: Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
№п/п |
Самооценка |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется изучать то, что меня окружает |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я несдержан |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я доволен собой |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я испытываю любопытство |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я вспыльчив |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я нервничаю и беспокоюсь |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне интересно |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я горячий человек |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я любознателен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходиться действовать медленнее |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я неудачник |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я энергичен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне становится не по себе. Когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую себя исследователем |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я легко выхожу из себя |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я легко возбуждаюсь |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Когда я взбешен, я могу сказать все, что угодно |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Меня ничто не интересует |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Меня бесит, когда меня критикуют при других |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую, что не приспособлен к жизни |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую. Что у меня хорошо работает голова |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Когда мне мешают, мне хочется кого-нибудь ударить |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне скучно |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку |
1 |
2 |
3 |
4 |
Часть 2.
Инструкция: А теперь постарайся оценить, как ты чувствуешь себя на уроках в школе.
№п/п |
Самооценка |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я разъярен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я напряжен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я испытываю любопытство |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется стукнуть кулаком по столу |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую себя совершенно свободно |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я заинтересован |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я рассержен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется знать, понять, докопаться до сути |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется на кого-нибудь накричать |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую себя исследователем |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется что-нибудь сломать |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я возбужден |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я взбешен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я раскован |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я раздражен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне скучно |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется кого-нибудь ударить |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я уравновешен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я энергичен |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я чувствую себя обманутым |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Я испуган |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне не интересно |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Мне хочется ругаться |
1 |
2 |
3 |
4 |