Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54
Дальнейшие формулы самовнушения идут в следующем порядке:
Сеанс
релаксации длится 15-20 минут. Очень
эффективно совмещать процесс
расслабления с элементами
С целью
развития коммуникативных и
Волонтёры
программы «Рука в руке» с
удовольствием принимали
Таким образом, выбранная нами тема для настоящей курсовой работы является довольно актуальной на сегодняшний день. Миссия «Рука в руке» состоит в том, чтобы помочь детям из неблагополучного окружения («Маленьким») раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым добровольцем («Большим»). Дружеские отношения специально подобранной пары взрослый-ребенок строятся под наблюдением профессионалов.
Так, если уделять ребенку из неблагополучного окружения несколько часов в месяц, он начинает лучше учиться, становится здоровее физически, повышается уровень его самооценки и уверенности в себе, ребенок начинает заниматься спортом или участвовать в других школьных мероприятиях.
Каждому ребенку необходимы, как забота, так и внимание. Ему нужен взрослый, сформировавшийся человек, который послужит примером для подражания, поможет советом, расскажет о чем-то новом и интересном. Да, сейчас стало «модным» помогать различным приютам и детским домам, но какой характер подчас носит эта помощь? Приедет человек, как Дед Мороз – один раз в году, подарит всем одинаковые подарки и... уедет. А ребенок снова останется один на один со своими проблемами и переживаниями. Межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Рука в руке» действует иначе: уже более пятнадцати лет здесь успешно проводят социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми из неблагополучных семей. Главное в их методе - формирование особых, доверительных отношений между ребенком и специально подготовленным добровольцем.
Во второй главе представленной работы мы провели диагностическое исследование личностных особенностей волонтёров. Для диагностики использовали такие методики, как:
- Методика Айзенка;
- Методика Шмишека;
- Методика Спилбергера-Ханина;
- Методика изучения самооценки у подростков.
С помощью подобранных нами методик были выявлены те личностные особенности, которые следует развивать подросткам волонтёрам.
Так, нами были определены задачи коммуникативного тренинга с волонтёрами:
- Коррекция самооценки: развивать адекватную самооценку;
- Снятие
тревожности и психической
- Развитие
умения контролировать и
- Развитие уверенности в себе;
- Коррекция
взаимоотношений волонтёров
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная вначале исследования, подтверждена, а цели и задачи исследования достигнуты.
1. Березина, В.А. Социальный педагог в школе/ В.А. Березина, Г.С. Ермоленко // Воспитание школьников. - 2005. - № 2. - С.205.
2. Бруднов, А.Н. Социально-педагогическая работа в школе/ А.Н. Бруднов, В.А. Березина // Воспитание школьников. - 2004. - №3. - С.2-3.
3. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). - / Ю.В. Василькова. - 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы” - М., 2008. - с.424
4. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания/ Б.З. Вульфов //Педагогика. - 2002. - № 5/6. - С.45-49.
5. Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы/ В.Н. Гуров// Педагогика. - 2003. - № 4. - С.54-58.
6. Гуров, В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми/ В.Н. Гуров, Н.О. Шинкаренко// Воспитание школьника. - 2004. - № 2.
7. Гурьянова, М.П. Новая профессия в социальной сфере/ М.П. Гурьянова// ПК Консультант. - 1997, июль. С.14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”).
8. Гурьянова, М.П. Новая профессия в социальной сфере/ М.П. Гурьянова //Специалист. - 2006. - № 11/12. - С.28-29.
9. Концепция
о правах ребенка (в
10. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр./ Р.М. Куличенко. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - 240с.
11. Лебедев, О.В. Когда крепости пали/ О.В. Лебедев// Народное образование. - 1994. - № 5. - С.26-30.
12.Лодкина, Т.Г. Социальный педагог приходит в семью/ Т.Г. Лодкина // Воспитание школьника. - 2006. - № 5. - С.35-38.
13.Михайлова, А.М. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается/ А.М. Михайлова // Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2.
14. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов/ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.
15.Никитина, Л. А. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении/ Л.А. Никитина // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36
16.Организация
воспитательной работы в школе:
17. Педагогическая
копилка: Материалы из опыта
учебно-воспитательной работы
18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). - Самара: Издательский дом “Бархат”, 2008. - 672 с. (С.117-121).
19.Психолого-педагогический
словарь для учителей и
20. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
21. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. – С. 199.
22. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997. – 113 с.
Приложение №1
Глоссарий
Волонтёр - Согласно статье 5 Федерального Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «добровольцы (волонтёры) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)».
(http://www.japanese-page.
Волонтёрское движение - движение добровольцев с открытым сердцем, своей любовью и заботой, помогающие больным или брошенным детям.
(http://www.miloserdie-nn.ru/)
Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те психологические особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. (А. М. Гоман).
Самооценка - это представление человека о важности
своей личной деятельности в обществе
и оценивание себя и собственных качеств
и чувств, достоинств и недостатков, выражение
их открыто или закрыто. В качестве основного
критерия оценивания выступает система
личностных смыслов индивида. (http://psi.webzone.ru/st/
Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования)
(Т.Р. Алимханова А.В. Дмитриева).
Приложение №2
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно, то поставьте знак + , если отрицательно, то знак -. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА.
1.Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях?
3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебе о чём-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4.Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
5.Часто ли у тебя меняется настроение?
6.Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с друзьями?
7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
9, Любишь ли ты подшутить над кем- нибудь?
10. Ты когда нибудь чувствовал себя несчастным , хотя для этого не было настоящей причины?
11. Ты веселый человек?
12. Ты когда
нибудь нарушал правила
13. Многое ли раздражает тебя?
14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь
из-за всяких страшных событий,
16. Тебе можно доверять любую тайну?
17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19. Делаешь
ли ты первый шаг для того,
чтобы с кем нибудь
20. Ты когда - нибудь говорил неправду?
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22. Любишь
ли ты рассказывать смешные
истории, шутить со своими
23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда
сначала делаешь уроки, а
25. Ты обычно весел и всем доволен?