Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-психологические особенности взаимоотношений школьников при реализации школьного варианта программы Рука в руке.docx

— 175.21 Кб (Скачать файл)

Дальнейшие  формулы самовнушения идут в следующем  порядке:

  • Мое внимание на моем лице (надо мысленно увидеть свое лицо).
  • Мое лицо спокойно.
  • Губы и зубы разжаты.
  • Расслабляются мышцы шеи и затылка.
  • Лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.
  • Мое внимание переходит на мои руки. Пальцы и кисти расслабляются
  • Предплечья и локти расслабляются.
  • Мои руки полностью расслаблены, неподвижны.
  • Мое внимание переходит на мое лицо.
  • Мое лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.
  • Мое внимание переходит на мои ноги.
  • Мои ноги начинают расслабляться и тяжелеть.
  • Мои подошвы и голеностопы расслабляются и тяжелеют.
  • Мой бедра и таз расслабляются и тяжелеют.
  • Мои ноги полностью расслабленные, неподвижные и тяжелые.
  • Мое внимание на моих расслабленных стопах и пальцах.
  • Они расслабленные, вялые, приятно утомленные.
  • Мое внимание переходит на мое туловише.
  • Мое туловище полностью расслабленное.
  • Мое внимание на моей груди.
  • Мое дыхание спокойное, ритмичное, легкое и свободное.
  • Сердце бьется спокойно, ровно, оно отдыхает.
  • Весь мой организм отдыхает.
  • Я отдыхаю и успокаиваюсь.
  • Мне удобно и спокойно.
  • Я совершенно спокоен.

 Сеанс  релаксации длится 15-20 минут. Очень  эффективно совмещать процесс  расслабления с элементами музыкотерапии,  или просто использовать различные  варианты звукового фона (спокойная  музыка, плеск воды, шум дождя,  звуки природы.

С целью  развития коммуникативных и организаторских  склонностей были предложены следующие  игры и упражнения:

  1. Упр. ”Расскажи о себе от имени своей любимой вещи”. Участник должен от имени своей вещи рассказать о себе, своих увлечениях и проблемах.
  2. Упр. ”Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем”. Участник должен нарисовать три автопортрета: я в будущем, я в настоящем, я в прошлом.
  3. Игра “Знаменитые личности”. Водящий выходит из комнаты. Остальные участники загадывают, какой же знаменитой личностью будет водящий. Когда тот войдёт в комнату, он должен с помощью закрытых вопросов отгадать, кем же его загадала группа.
  4. Игра “Ассоциации - 1”. Водящий выходит из комнаты. Остальные участники загадывают кого – то из группы. Когда тот войдёт в комнату, он должен с помощью вопросов, типа: ”С каким цветком можно проассоциировать этого человека?” по ассоциациям, которые ему будет называть группа, отгадать, кто же был загадан.
  5. Игра “Птицы”. Водящий выходит из комнаты. Остальные участники загадывают, какой птицей каждый будет. Когда тот войдёт в комнату, он должен сказать, за какой птицей пришёл. Если такая птица есть, то участники начинают описывать этого человека, а водящий должен его отгадать.
  6. Упр. ”Комплимент – парафраз”. Каждый по кругу говорит комплимент своему соседу, а тот в свою очередь благодарит и произносит новый комплимент самому себе.
  7. Игра “Скала”. Участники выстраиваются в ряд плечо к плечу и образуют, так называемую, скалу. Каждый должен пройти эту скалу, и не упасть в пропасть.
  8. Игра “История по кругу”. Участники по предложению по кругу сочиняют сказку, например, “Колобок” на новый лад. Однако, каждый получает карточку с той ролью, в которой он должен рассказывать (например, заводила, нигилист, оптимист и т.д.).
  9. Игра “Меняются местами те, кто…” Водящий стоит в середине круга. Остальные сидят на стульях в кругу. Водящий говорит: “ Меняются местами те, кто, любит читать книги” и т.д. Все, кто любит читать книги, должны поменяться местами, водящий тоже пытается занять чей – то стул. Тот, кто остался без стула, становится новым водящим.
  10. Игра “Стражники”. Участники делятся по парам. Один из пары становится “стражником” позади стула, а другой – “принцем” или  ”принцессой” этого стражника и садится на стул. Главный стражник должен моргнуть кому – то из принцев или принцесс. Его стражник должен задержать и не пустить своего принца или принцессу.
  11. Упр. ”Ассоциации - 2”. Водящий должен проассоциировать каждого участника в группе так, как ему кажется.
  12. Игра “Пойми меня”. Участники выстраиваются в затылок друг другу. Психолог говорит последнему в шеренге какое – то слово (например, спортсмен). Каждый участник должен объяснить без слов впереди стоящему, какое же слово было загадано. Последний говорит, какое слово в конце до него дошло.
  13. Упр. ”Инопланетяне”. Участники делятся на две группы. Первая придумывает какое – то слово, а затем на ухо говорят это слово участнику из второй группы. Тот в свою очередь без слов показывает это слово своей группе, которая и должна отгадать, что же за слово загадано.
  14. Упр. ”Поцелуи”. Выбирается водящий. Он закрывает глаза. Ведущий игры указывает на пальцах, число поцелуев и от кого и задаёт вопрос: ”Этот?” Водящий говорит: ”Да” или “Нет”. Если нет, то ведущий указывает на другого и на пальцах количество поцелуев и опять спрашивает то же самое. Если водящий отвечает да, то тот человек, на которого показывали, выходит в центр и целует водящего столько раз, сколько на пальцах показывал ведущий. Водящий должен с закрытыми глазами определить, кто его целует. Если отгадал, то этот человек становится новым водящим и игра продолжается.
  15. Игра “Нарисуй свой самый интересный сон”. Участники должны нарисовать свой самый интересный сон и рассказать о нём.
  16. Игра “Чемодан в дорогу”. Все “собирают чемодан в дорогу” из положительных и отрицательных качеств  одному участнику в группе.
  17. Упр. ”Спина к спине”. Два участника в группе пытаются договориться о встрече, разговаривая друг с другом спинами. Затем идёт обсуждение, удобно ли так разговаривать.
  18. Игра “Нарисуй радость”. Участники должны нарисовать радость так, как они её понимают. Затем идёт обсуждение, что же такое радость для разных людей.
  19. Упр. ”Восторженный комплиментщик”. Каждый по кругу должен сказать какой-то комплимент рядом сидящему.
  20. Упр. ”Угости чашечкой кофе”. Участники по кругу должны представить, что у них в руке чашечка горячего кофе. Каждый по кругу угощает ею своего соседа, и что – то желает на прощание.
  21. Игра “Устройство на работу”. Один из участников тренинга играет роль руководителя. Остальные члены группы приходят устраиваться к нему на работу. Заранее договариваются о том, что это за работа, и на какую должность претендует каждый участник игры.
  22. Упр. ”Нарисуй автопортрет”. Участники тренинга рисуют себя так, как они сами себя представляют. Затем каждый по кругу должен рассказать о своих положительных и отрицательных качеств личности.
  23. Игра ”Дискуссия”. Три участника тренинга получают записки, в которых указывается какие роли каждый будет исполнять в процессе игры: ”слепой и глухой”, “немой и глухой” и “немой и слепой”. В данных ролях необходимо договориться ”В какой цвет нужно покрасить забор, чтобы все остались довольны” и “Какой общий подарок следует купить другу на день рождения”. Затем необходимо обсудить и подвести итоги, сделать выводы по игре.
  24. Игра ”Таможня”. Выбирается водящий – ”таможенник”. Он выходит из комнаты. Остальные участники игры прячут у кого - воображаемые ”наркотики” (ими может стать, например, колпачок от ручки). Когда водящий зайдёт в комнату, то он должен найти эти ”наркотики” любыми способами: договориться, используя различные способы общения и т.д.
  25. Упр. “Нахвали себя”. Участникам тренинга предлагается нахвалить себя, представить перед группой свои положительные черты личности.
  26. Игра “Штирлиц”. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. В это время участники тренинга делают пять изменений в комнате. “Штирлиц” затем должен определить, что же изменилось и найти эти пять изменений в комнате.
  27. Упр. “Число”. Водящий показывает определённое количество пальцев (от 1 до 5). После этого с мест должно встать столько человек, сколько было показано пальцев. При этом разговаривать нельзя. Более того, нужно следить за тем, чтобы не вставали одни и те же. Если кто–то встанет со своего места более трёх раз подряд – он выходит из игры.
  28. Игра “Счёт до 10”. Задача группы – сосчитать до 10 по порядку. Каждый участник встаёт и называет следующее по счёту число. При этом участники тренинга не договариваются о том, кто за кем будет называть числа. Если одновременно встают два и более участников, то счёт начинается сначала.
  29. Упр. “Изобрази пословицу”. Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа придумывает, какую пословицу она будет изображать без слов. Другая подгруппа должна отгадать по жестам, мимике, телодвижениям, какую пословицу загадала первая подгруппа. Затем подгруппы меняются ролями.
  30. Игра “Изобрази без слов”. Водящий без слов, но с помощью жестов, мимики, телодвижений и эмоций изобразить кого – то из присутствующих участников тренинга. Все остальные должны отгадать, кого же изображает водящий.

Волонтёры программы «Рука в руке» с  удовольствием принимали участие в преложенных тренингах.-заменить (в практике воплощали)Примечательно отметить следующие отличительные и положительные моменты подобных занятий: доброжелательная атмосфера в процессе работы с подростками, доверительные отношения на занятии, которые переносились в обыденные ситуации, простота и необычность игр и упражнений на занятиях, своеобразные и интересные психологические игры и упражнения, способные вызвать интерес к занятиям у школьников, а также способствующие самораскрытию детей в процессе серьёзной работы над собой. Надо отметить, что дети с удовольствием посещали подобные занятия, у них почти всегда было хорошее настроение на занятиях, они стали коммуникабельнее, общительнее, искреннее, доброжелательнее друг к другу. 

Заключение

Таким образом, выбранная нами тема для настоящей курсовой работы является довольно актуальной на сегодняшний день. Миссия «Рука в руке» состоит в том, чтобы помочь детям из неблагополучного окружения («Маленьким») раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым добровольцем («Большим»). Дружеские отношения специально подобранной пары взрослый-ребенок строятся под наблюдением профессионалов.

Так, если уделять ребенку из неблагополучного окружения несколько часов в месяц, он начинает лучше учиться, становится здоровее физически, повышается уровень его самооценки и уверенности в себе, ребенок начинает заниматься спортом или участвовать в других школьных мероприятиях.

Каждому ребенку необходимы, как забота, так и внимание. Ему нужен взрослый, сформировавшийся человек, который послужит примером для подражания, поможет советом, расскажет о чем-то новом и интересном. Да, сейчас стало «модным» помогать различным приютам и детским домам, но какой характер подчас носит эта помощь? Приедет человек, как Дед Мороз – один раз в году, подарит всем одинаковые подарки и... уедет. А ребенок снова останется один на один со своими проблемами и переживаниями. Межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Рука в руке» действует иначе: уже более пятнадцати лет здесь успешно проводят социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми из неблагополучных семей. Главное в их методе - формирование особых, доверительных отношений между ребенком и специально подготовленным добровольцем.

Во второй главе представленной работы мы провели диагностическое исследование личностных особенностей волонтёров. Для диагностики использовали такие методики, как:

- Методика Айзенка;

- Методика Шмишека;

- Методика Спилбергера-Ханина;

- Методика изучения самооценки у подростков.

С помощью  подобранных нами методик были выявлены те личностные особенности, которые  следует развивать подросткам волонтёрам.

Так, нами были определены задачи коммуникативного тренинга с волонтёрами:

- Коррекция  самооценки: развивать адекватную  самооценку;

- Снятие  тревожности и психической напряжённости  у волонтёров;

- Развитие  умения контролировать и сдерживать  себя;

- Развитие уверенности в себе;

- Коррекция  взаимоотношений волонтёров между  собой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная вначале  исследования, подтверждена, а цели и задачи исследования достигнуты.

 

Список использованных источников и литературы

1. Березина, В.А. Социальный педагог в школе/ В.А. Березина, Г.С. Ермоленко // Воспитание школьников. - 2005. - № 2. - С.205.

2.  Бруднов, А.Н. Социально-педагогическая работа в школе/ А.Н. Бруднов, В.А. Березина // Воспитание школьников. - 2004. - №3. - С.2-3.

3.  Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). - / Ю.В. Василькова. - 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы” - М., 2008. - с.424

4. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания/ Б.З. Вульфов //Педагогика. - 2002. - № 5/6. - С.45-49.

5.  Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы/ В.Н. Гуров// Педагогика. - 2003. - № 4. - С.54-58.

6. Гуров,  В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми/ В.Н. Гуров, Н.О. Шинкаренко// Воспитание школьника. - 2004. - № 2.

7. Гурьянова, М.П. Новая профессия в социальной сфере/ М.П. Гурьянова// ПК Консультант. - 1997, июль. С.14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”).

8. Гурьянова, М.П. Новая профессия в социальной сфере/ М.П. Гурьянова //Специалист. - 2006. - № 11/12. - С.28-29.

9. Концепция  о правах ребенка (в приложении  к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед.агентство. - 1996. - № 5. – (С.356-366).

10. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр./ Р.М. Куличенко. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - 240с.

11. Лебедев, О.В. Когда крепости пали/ О.В. Лебедев// Народное образование. - 1994. - № 5. - С.26-30.

12.Лодкина, Т.Г. Социальный педагог приходит в семью/ Т.Г. Лодкина // Воспитание школьника. - 2006. - № 5. - С.35-38.

13.Михайлова,  А.М. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается/ А.М. Михайлова // Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2.

14. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов/ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

15.Никитина, Л. А. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении/ Л.А. Никитина // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36

16.Организация  воспитательной работы в школе:  для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/ Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 2006. - 79 с.,  (С.44-54).

17. Педагогическая  копилка: Материалы из опыта  учебно-воспитательной работы школ  г.Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 2006. – 32 с.

18. Практическая  психодиагностика. Методики и тесты.  учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). - Самара: Издательский дом “Бархат”, 2008. - 672 с. (С.117-121).

19.Психолого-педагогический  словарь для учителей и руководителей  общеобразовательных учреждений  – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008, - 544 с.

20. Социальная  педагогика: курс лекций  / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

21. Теория  и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. – С. 199.

22. Учитель  социальный педагог - социальный  работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997. – 113 с.

 

Приложение №1

Глоссарий

Волонтёр - Согласно статье 5 Федерального Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «добровольцы (волонтёры) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)».

(http://www.japanese-page.kiev.ua/rus/help_the_project_who_are_volunters.htm)

Волонтёрское движение - движение добровольцев с открытым сердцем, своей любовью и заботой, помогающие больным или брошенным детям.

(http://www.miloserdie-nn.ru/)

Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те психологические особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. (А. М. Гоман).

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. (http://psi.webzone.ru/st/102000.htm)

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования)

(Т.Р. Алимханова А.В. Дмитриева).

 

 

Приложение №2

Опросник Айзенка.

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно, то поставьте знак + , если отрицательно, то знак -. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА.

1.Любишь  ли ты шум и суету вокруг  себя?

2.Часто ли  ты нуждаешься в друзьях?

3.Ты всегда  находишь быстрый ответ, когда  тебе о чём-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4.Бываешь  ли ты иногда сердитым, раздражительным,  злишься?

5.Часто ли  у тебя меняется настроение?

6.Тебе больше  нравится быть одному, чем встречаться  с друзьями?

7. Бывает  ли так иногда, что тебе мешают  уснуть разные мысли?

8. Всегда  ли ты делаешь так, как тебе  говорят?

9, Любишь  ли ты подшутить над кем-  нибудь?

10. Ты когда  нибудь  чувствовал себя несчастным , хотя для этого не было  настоящей причины?

11. Ты веселый  человек?

12. Ты когда  нибудь нарушал правила поведения  в школе?

13. Многое  ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится  такая работа, где надо делать  все быстро?

15. Ты переживаешь  из-за всяких страшных событий,  которые чуть было не произошли,  хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно  доверять любую тайну?

17. Можешь  ли ты  развеселить заскучавших  ребят?

18. Бывает  ли так иногда, что у тебя  без всякой причины сильно  бьется сердце?

19. Делаешь  ли ты первый шаг для того, чтобы с кем нибудь подружиться?

20. Ты когда  - нибудь говорил неправду?

21. Сильно  ли ты огорчаешься, если люди  находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь  ли ты рассказывать смешные  истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто  ли ты чувствуешь себя усталым  без всякой причины?

24. Ты всегда  сначала делаешь уроки, а играешь  уже потом?

25. Ты обычно  весел и всем доволен?

Информация о работе Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»