Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа
Понятие «социальный интеллект» - относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.
В настоящее время развитие информационных технологий становится все более важным как свойство человеческой способности передавать информацию воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок учится, традиции, ценности и культура общества, к которому он принадлежит.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «социальный интеллект» - относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.
В настоящее время развитие
информационных технологий становится
все более важным как свойство
человеческой способности передавать
информацию воспринимать и реагировать
на все изменения, происходящие в
мире. Социальное развитие - это процесс,
во время которого ребенок учится,
традиции, ценности и культура общества,
к которому он принадлежит. Восприятие
социального мира у детей дошкольного
возраста, отличается от таковой у
взрослых. Это связано с тем, что
дошкольники мало жизненного опыта,
особенностей развития, мышления, восприятия,
высокой чувствительностью и
эмоциональностью. Социальное развитие
очень важно для детей
Социальный опыт, приобретенный в детском общении зависит от разнообразия социальных отношений его ближайшего окружения. Усвоение ребенком человеческого опыта, накопленный предыдущими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общения с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поведения и действий людей, понимая человеческой речи, а также невербальные реакции (мимика, позы, жесты). Социальный интеллект является фактором социальной адаптации человека, и успешная адаптация приводит к снижению невротизации личности и к росту личных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценить собственные сильные и слабые стороны, а так же социальный интеллект является необходимым условием для эффективного межличностного взаимодействия.
Цель: доказать теоретически и экспериментально проверить условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Объект исследования является социальный интеллект дошкольников.
Задачи исследования:
1.найти особенности социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
2.Определить условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3.Подобрать методы для изучения социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Методы:
1) Теоретическая: Анализ литературы по изучению;
2) Эмпирические: Включенное наблюдение;
3) Анкета; тесты;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении, представляет обоснование для выбора темы исследования, цели и задачи, актуальность и целесообразность исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения социального интеллекта, подходы к изучению их структуры и функции. Вторая глава является отчетом о эмпирическом исследовании.
В заключение, представил результаты исследования по этой теме.
ГЛАВА 1Теоритические основы исследования
1.1. Понятие «социальный интеллект»
В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изученной и наиболее распространенной (ей посвящена наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самым спорным. Например, до сих пор не было четкого определения интеллекта, хотя это понятие широко используется в различных областях психологии. Указанная двусмысленность еще более очевидна в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в отечественной социальной психологии, которая находится в процессе разработки, проверки.
Понятие «социальный интеллект» был впервые использован в 1920 Торндайком, обозначив им предвидение в межличностных отношениях и приравнивая его к способности действовать мудро в человеческих отношениях. По Торндайку, есть три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и делает их действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира ; социальное интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними. Торндайк утверждал, что социальный интеллект является отдельным от обычного интеллекта [40].
В 1937 году Г. Олпорт описывает социальный интеллект как особое умение правильно судить людей прогнозировать их поведение и обеспечить адекватную приспособление в межличностных отношений. Он определяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей , в структуре этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорт - особый «социальный дар», который обеспечивает плавность в общении с людьми [37]. Тем не менее, автор отметил, что социальный интеллект имеет больше отношение к поведения, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальная адаптация, а не оперирование понятиями.
Многие известные ученые выявили социальный интеллект в структуре общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенная Д. Гилфорд, Айзенк.
Айзенк отметил, что большая часть трудностей в определении интеллекта исходит из того, что сегодня есть три сравнительно различающиеся и относительно независимые концепции интеллекта. В то же время, он не противопоставляет их друг с другом и даже пытается объяснить "под одной крышей". Такое объединение продемонстрировано на схеме (рис. 1).
Биологическая интеллект, по его мнению, - это врожденная способность установить обработку информации, касающейся структуры и функции коры головного мозга. Это основная, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, неврологической, биохимической и гормональной основой когнитивного поведения, то есть в основном связанной со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно не какое осмысленное поведение.
Психометрический интеллект - это своего рода связующее звено между биологическим и социальным интеллектом Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (G).
Социальный интеллект - это интеллект индивида, который формируется в процессе социализации, при определенных условиях влияния социальной среды.
Рис. 1.Модель интеллекта по Г.Ю. Айзенку
Дж. Гилфорд (1960), изобретатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта , рассматривает его как систему интеллектуальных способностей , независимо от общего фактора интеллекта и связанных , прежде всего, к познанию поведения информации , в том числе невербального компонента. [11] Факторно - аналитические исследования были проведены по Дж. Гилфорд и его коллегами, они пришли к разработке тестовых программ, которые измеряли общие навыки, эти разработки привели к созданию кубической одели интеллекта . Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта , которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными процесса обработки информации . Эти переменные являются следующие:
1) содержание информации ( символов стимулом материал) ;
2 ) операция обработки информации ( умственной деятельности );
3 ) результат исследования информации.
Все интеллектуальный потенциал эквивалентен кубу , состоящей из трех координатных осей : содержание , результаты деятельности (рис. 2) Согласно концепции Д. . Гилфорд , системные социальный интеллект интеллектуальный потенциал , независимо от фактора общего интеллекта . Эти навыки и общеинтелликтуальные могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание,результат,операция .
Рис.2. Концепция интеллекта по Д. Гилфорду
Иногда в литературе , в частности, у Дж. Годфри , социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, часто ассоциируется с общественной мыслью и социальным восприятем (Д. Майерс ) . Вопросы социального интеллекта в решении одаренности интеллекта рассматривается здесь как ранняя форма навыков ,которые определяется генетически . А социальный интеллект часто идентифицируется как форма мудрости, одаренности .
Разработка методологии исследования социального интеллекта относятся к 1980-х годов, когда Д. Китинг создал тест оценки морального или этического мышление. М.Форд и М. Tисак (1983) в качестве основы для измерения интеллекта продолжить успешное решение проблем [38] . Они могли показать, что социальный интеллект является четким и согласованным набором умственных способностей с обработкой социальной информации.
В национальной психологии работы по вопросам социального интеллекта , прежде всего,рассматриваются с точки зрения коммуникативной компетентности ( Н. А. Аминов , М. В. Молоканов , М.И. Bobneva , Ю.Н. Емельянов , А. Кедров , А. Южанинова Л. ) , и отражают предлагаемую структуру и функцию социального интеллекта . [15]
Первые попытки определить
социальный интеллект в
Структура социального интеллекта определяется наличием чувствительности, способности к развитию эмпатии на основе социального интеллекта . Социальный интеллект рассматривается здесь с точки зрения фундаментальных характеристик , которые способствуют его формирования. [8]
Иногда исследователи отождествляют социальный интеллект с практическим мышлением , социальный интеллект определяется как " практический ум " , что инструктирует его влияние абстрактного мышления к практике( Л.И. Уманский , М. А. Холода, и т.д).
Изучение критериев
2) лица с высоким уровнем
академической успешности в
3) лица с высоким уровнем
развития творческих
4) лица с высокой успешностью
в выполнении тех или иных
реальных видов деятельности, имеющие
большой объем предметно-
5) лица с высокими
6) лица с высокими
В работах Н.А. Аминов и М.В. Молоканова социальный интеллект рассматривается как необходимое условие для выбора профиля деятельности в будущем у психологов . В исследовании , ученые обнаружили связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельностью [ 23, с . 11] .
Н. А. Кудрявцева (1994) попыталась в рамках своего исследования , соотнести общий и социальный интеллект . Социальный интеллект понимается автором, как способность к рациональным мыслительным операциям , к процессам межличностного взаимодействия . Н. А. Кудрявцева сделала вывод , что социальный интеллект не зависит от общего интеллекта . Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка людей [37 , с. 189 ] .
М. Г. Некрасов обращается к понятию «социальное мышление», близкому по содержанию понятию «социальный интеллект», определяя им способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношении людей и групп. Развитое социальное мышление позволяет его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия [42, с. 112].
Проблема социального интеллекта отражается и в трудах Е. С. Михайлова [33] , в соответствии с исследованиями коммуникативных и рефлексивных умений лиц и их достижения в профессиональной жизни. Автор считает, что социальный интеллект дает представление о поведении и действиях людей , понимание производства человеческой речи. E.С. Михайлов является автором адаптации к российским к нашим условиям , теста Дж. Гилфорда и М. Салливана для изучения социальный интеллект .