Социальный интелект у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «социальный интеллект» - относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.
В настоящее время развитие информационных технологий становится все более важным как свойство человеческой способности передавать информацию воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок учится, традиции, ценности и культура общества, к которому он принадлежит.

Вложенные файлы: 1 файл

Первая глава.docx

— 69.54 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Понятие «социальный интеллект» - относительно новое направление  в социальной психологии, понятие  находится в процессе развития и  восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.

В настоящее время развитие информационных технологий становится все более важным как свойство человеческой способности передавать информацию воспринимать и реагировать  на все изменения, происходящие в  мире. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок учится, традиции, ценности и культура общества, к которому он принадлежит. Восприятие социального мира у детей дошкольного  возраста, отличается от таковой у  взрослых. Это связано с тем, что  дошкольники мало жизненного опыта, особенностей развития, мышления, восприятия, высокой чувствительностью и  эмоциональностью. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного  возраста. На то, что ребенок знает  о себе, своих родных и близких, о мире вокруг него, что он чувствует, зависит от правильного формирования черт социальных личности. Это, в свою очередь, влияет на успех адаптации  в новой системе общественных отношений, на развитие своей активной ,познавательной позиции. Игра, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе. Актуальность исследований  развития социального интеллекта в дошкольном возрасте, определяется недостаточное знание этой проблемы в психологической литературе и ее несомненную социальную значимость. Проблемой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые, как Торндайк, Г. Олпорт, Н. Кантора,  ​​и М. Салливан Гилфорд, представителями национальной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина О.П., О.Б. Чеснакова, Е.В.  Субботский и т.д. . Однако аспект развития социального интеллекта у детей еще не достаточно изучен. В основном, в работах ученых по развитию социального интеллекта рассматривается на примере студентов и взрослых.

Социальный опыт, приобретенный в детском общении зависит от разнообразия социальных отношений его ближайшего окружения. Усвоение  ребенком  человеческого опыта, накопленный предыдущими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общения с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поведения и действий людей, понимая человеческой речи, а также невербальные реакции (мимика, позы, жесты). Социальный интеллект является фактором социальной адаптации человека, и успешная адаптация приводит к снижению невротизации личности и к росту личных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценить собственные сильные и слабые стороны, а так же социальный интеллект является необходимым условием для эффективного межличностного взаимодействия.

Цель: доказать теоретически и экспериментально проверить условия  развития социального интеллекта у  детей дошкольного возраста.

Объект исследования является социальный интеллект дошкольников.

Задачи исследования:

1.найти  особенности социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

2.Определить  условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

3.Подобрать  методы для изучения социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Методы:

1) Теоретическая: Анализ  литературы по изучению;

2) Эмпирические: Включенное  наблюдение;

3) Анкета; тесты; 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении, представляет обоснование для выбора темы исследования, цели и задачи, актуальность и целесообразность исследования.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты изучения социального интеллекта, подходы  к изучению их структуры и функции. Вторая глава является отчетом  о эмпирическом исследовании.

В заключение, представил результаты исследования по этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1Теоритические основы исследования

1.1. Понятие «социальный  интеллект»

 

В истории психологических исследований  проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изученной  и наиболее распространенной (ей посвящена наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самым спорным. Например, до сих пор не было четкого определения интеллекта, хотя это понятие широко используется в различных областях психологии. Указанная двусмысленность еще более очевидна в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в отечественной социальной психологии, которая находится в процессе разработки, проверки.

Понятие «социальный интеллект» был впервые использован в 1920 Торндайком, обозначив им предвидение в межличностных отношениях и приравнивая его к способности действовать мудро в человеческих отношениях. По Торндайку, есть три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и делает их действия; конкретный интеллект  как способность понимать вещи и предметы материального мира ; социальное интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними. Торндайк утверждал, что социальный интеллект является отдельным от обычного интеллекта [40].

В 1937 году Г. Олпорт описывает социальный интеллект как особое умение правильно судить людей прогнозировать их поведение и обеспечить адекватную приспособление  в межличностных отношений. Он определяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей , в структуре этих качеств социальный  интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорт - особый «социальный дар», который обеспечивает плавность в общении с людьми [37]. Тем не менее, автор отметил, что социальный интеллект имеет больше отношение к поведения, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальная адаптация, а не оперирование понятиями.

 Многие известные ученые выявили социальный интеллект в структуре общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены  модели интеллекта, предложенная Д. Гилфорд, Айзенк.

Айзенк отметил, что большая часть трудностей в определении интеллекта исходит из того, что сегодня есть три сравнительно различающиеся  и относительно независимые концепции интеллекта. В то же время, он не противопоставляет их друг с другом и даже пытается объяснить "под одной крышей". Такое объединение продемонстрировано на схеме (рис. 1).

Биологическая интеллект, по его мнению, - это врожденная способность установить обработку информации, касающейся структуры и функции коры головного мозга. Это основная, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, неврологической, биохимической и гормональной основой когнитивного поведения, то есть в основном связанной со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно не какое осмысленное поведение.

Психометрический интеллект - это своего рода связующее звено между биологическим  и социальным интеллектом Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (G).

Социальный интеллект - это  интеллект индивида, который формируется  в процессе социализации, при определенных условиях влияния социальной среды.

Рис. 1.Модель интеллекта по Г.Ю. Айзенку

Дж. Гилфорд (1960), изобретатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта , рассматривает его как систему интеллектуальных способностей , независимо от общего фактора интеллекта и связанных , прежде всего, к познанию поведения информации , в том числе невербального компонента. [11] Факторно - аналитические исследования были проведены по Дж. Гилфорд  и его коллегами, они пришли  к разработке тестовых программ, которые измеряли общие навыки, эти разработки привели к созданию кубической одели интеллекта . Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта , которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными процесса обработки информации . Эти переменные являются следующие:

1) содержание информации  ( символов стимулом материал) ;

2 ) операция обработки информации ( умственной деятельности );

3 ) результат исследования информации.

 

Все интеллектуальный потенциал  эквивалентен кубу , состоящей из трех координатных осей : содержание , результаты деятельности (рис. 2) Согласно концепции Д. . Гилфорд , системные социальный интеллект интеллектуальный потенциал , независимо от фактора общего интеллекта . Эти навыки и общеинтелликтуальные могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание,результат,операция .

Рис.2. Концепция интеллекта по Д. Гилфорду

Иногда в литературе , в частности, у Дж. Годфри , социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, часто ассоциируется с общественной мыслью и социальным  восприятем (Д. Майерс ) . Вопросы социального интеллекта в решении одаренности интеллекта рассматривается здесь как ранняя форма навыков ,которые определяется генетически . А социальный интеллект часто идентифицируется как форма мудрости, одаренности .

Разработка методологии  исследования социального интеллекта относятся к 1980-х годов, когда   Д. Китинг создал тест оценки  морального или этического мышление.  М.Форд  и М. Tисак (1983) в качестве основы для измерения интеллекта продолжить успешное решение проблем [38] . Они могли показать, что социальный интеллект является четким и согласованным набором умственных способностей с обработкой социальной информации.

В национальной психологии работы по вопросам социального интеллекта , прежде всего,рассматриваются с точки зрения коммуникативной компетентности ( Н. А. Аминов , М. В. Молоканов , М.И. Bobneva , Ю.Н. Емельянов , А. Кедров , А. Южанинова Л. ) , и отражают предлагаемую структуру и функцию социального интеллекта . [15]

 Первые попытки определить  социальный интеллект в национальной  психологии предложил Ю.Н.Емельянов, который провел тесную связь с понятием « социальной чувствительности» . Он считал, что рассуждения и выводы на основе интуиции ,приводит к формированию у человекаиндивидуальные " эвристики " , которые человек использует в условиях межличностного взаимодействия .

Структура социального интеллекта определяется наличием чувствительности, способности к развитию эмпатии на основе социального интеллекта . Социальный интеллект рассматривается здесь с точки зрения фундаментальных характеристик , которые способствуют его формирования. [8]

Иногда исследователи  отождествляют социальный интеллект с практическим  мышлением , социальный интеллект определяется как " практический  ум " , что инструктирует его влияние абстрактного мышления  к практике( Л.И. Уманский , М. А. Холода, и т.д).

Изучение критериев одаренности  М.А. Холодной, привело к выделению  шести видов интеллектуального поведения [ 40 , с. 62] :

  1. высокий " общий интеллект " в форме производительности IQ > 135 до 140 единиц ( определенных психометрических тестов интеллекта - «сообразительный») ;

2) лица с высоким уровнем  академической успешности в виде  показателей учебных достижений (выявляются с использованием  критериально-ориентированных тестов – «блестящие ученики»);

3) лица с высоким уровнем  развития творческих интеллектуальных  способностей в виде показателей  беглости и оригинальности порождаемых  идей (выявляются на основе тестов  креативности – «креативы»);

4) лица с высокой успешностью  в выполнении тех или иных  реальных видов деятельности, имеющие  большой объем предметно-специфических  знаний, а также значительный  практический опыт работы в  соответствующей области («компетентные»);

5) лица с высокими интеллектуальными  достижениями, которые нашли свое  воплощение в объективно-значимых, в той или иной мере общепризнанных  формах («талантливые»)

6) лица с высокими интеллектуальными  возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий  обыденной жизни людей («мудрые»).

В работах Н.А. Аминов и М.В. Молоканова социальный интеллект рассматривается как необходимое условие для выбора профиля  деятельности в будущем у  психологов . В исследовании , ученые обнаружили связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельностью [ 23, с . 11] .

Н. А. Кудрявцева (1994) попыталась в рамках своего исследования , соотнести общий и социальный интеллект . Социальный интеллект понимается автором, как способность к рациональным мыслительным операциям , к процессам межличностного взаимодействия . Н. А. Кудрявцева сделала вывод , что социальный интеллект не зависит от общего интеллекта . Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка людей [37 , с. 189 ] .

М. Г. Некрасов обращается к  понятию «социальное мышление», близкому по содержанию понятию «социальный  интеллект», определяя им способность  к пониманию и оперированию информацией  о взаимоотношении людей и  групп. Развитое социальное мышление позволяет  его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия [42, с. 112].

Проблема социального  интеллекта отражается и в трудах Е. С. Михайлова [33] , в соответствии с исследованиями коммуникативных и рефлексивных умений лиц и их достижения в профессиональной жизни. Автор считает, что социальный интеллект дает представление о поведении и действиях людей , понимание производства человеческой речи. E.С. Михайлов является автором адаптации к российским к нашим условиям , теста Дж. Гилфорда и М. Салливана для изучения социальный интеллект .

Информация о работе Социальный интелект у дошкольников