Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа
Понятие «социальный интеллект» - относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.
В настоящее время развитие информационных технологий становится все более важным как свойство человеческой способности передавать информацию воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок учится, традиции, ценности и культура общества, к которому он принадлежит.
Таким образом социальный интеллект - относительно новое понятие в науке психологии , которая находится в процессе развития и совершенствования . В последние годы , считается, что социальный интеллект является представителем группы умственных способностей, которая связана с обработкой социальной информации , набором навыков. Социальный интеллект определяет адекватность и эффективность социального взаимодействия. Особенностью и черты личности с высоким интеллектом является достаточно развитые социальные навыки во всех аспектах жизнидеятельности.
1.2. Структура и функции социального интеллекта
Рассмотрение анализа структуры и компонентов социального интеллекта, позволяет более глубокое и всестороннее понять природу этого психического явления. Как отечественные, так и зарубежные авторы выявили основные элементы социального интеллекта и их роль во взаимодействии между реальными людьми.
Чтобы определить структуру социального интеллекта , рассмотрим модель, предложенную Дж. Гилфорд [11] . В частности, Гилфорд, говорить о том, какие информации, обрабатываемые человеком ( образно-символические, семантические и социального поведения ) , выделяет 150 факторов интеллекта, которые могут быть отнесены к категории интеллектуальных способностей. Анализируя структуру интеллекта , Гилфорд выделяет четыре типа интеллекта , и в том числе семантическую и социальную формы интеллекта и соответствующие интеллектуальные способности.
Поведенческий или социальный интеллект включает в себя анализ поведения партнера по общению . Понимание поведения других людей и свои собственные , как правило, не только слова . Как выделяет сам Гилфорд, « в этой области теорией насчитывается не менее 30 способностей, некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые – к продуктивному мышлению в области поведения и некоторые – к его оценке» [11, с. 286-287].
Дж. Гилфорд понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей , независимо от общего фактора интеллекта и связанных , прежде всего, с общеинтелектуальными знаниями , которые как и поведенческие возможности могут быть описаны как пространство трех переменных : содержание , операция, результаты. Дж. Гилфорд выделял одну операции - познание - особенно сосредоточил свои исследования на познинии поведение . Эта способность состоит из шести факторов :
1 . Знание элементов поведения
- способность различать
2 . Когнитивно-поведенческой классы - способность распознавать некоторые общие атрибуты или информацию о местоположении потока экспрессивным поведением .
3 . Знание поведения - способность
понимать отношения между
4 . Знание поведения системы - способность понимать логику всей ситуации человеческих отношений .
5 . Знание поведение
6 . Знание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения , основанные на имеющейся информации.
В работах наших психологов достаточно развита модель (структура ) социального интеллекта , предложенная В.Н. Куницына [ 26, 27] . По мнению автора , социальный интеллект - многомерное , сложная структура, которая имеет следующие аспекты: личный коммуникативный потенциал (психологическая и коммуникативная совместимость понимание является основным ядром социального интеллекта ) характеристики личности , социального восприятия , социального мышления , социального воображения , социального представительства , способность понимание и моделирование социальных явлений , понимания людей и их мотивации лицензии; энергетической эффективности . Н. А. Кудрявцева обращает особое внимание на вопрос о мотивационной составляющей, как важный фактор в социальном интеллекте и способности к самостоятельному познанию. " В развитии социального интеллекта и развития навыков для самопознания и саморегуляции , конечно, играет важную роль в механизме мотивации » [26 ] .
В отличие от структуры общего интеллекта в структуре социального интеллекта играют важную роль личные качества и характеристики сознания , которые не должны быть " ослеплены ", перегружены комплексами и психологическими барьеры для защиты . Об этом говорят отечественные психологи , определяя данную проблему. Поэтому авторитарный человек редко достигает высокого уровня развития социального интеллекта, он испытывает трудности в общении с людьми , плохо понимают ( и часто бояться ) людей , особенно противоположного пола , часто ошибочно относят к людям непринадлежащие импульсы и мотивы . Авторитаризм и агрессия –являются серьезными препятствием к развитию способности понимать людей и руководствоваться в своих взаимоотношениях. Высокий уровень социального интеллекта отличает гуманистическую направленность : носителем её является социально зрелая личность, обладающая адекватной самооценкой, самодостаточная, хорошо адаптированная, с развитым чувством собственного достоинства, высоким социальным потенциалом, проявляющимся в способности позитивного влияния на других [14].
Исходя из вышесказанного , можно отметить, что анализ структуры социального интеллекта позволяет четко пониманить его механизмы и функции в межличностном взаимодействии .
Учитывая интеллект как индивидуально-личного свойства человека , отметим, что содержание функций влияют двойной обусловленность социального интеллекта. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает следующие особенности:
Познавательно- оценочный ,
- Коммуникативо- ценностная,
Корректирующие - рефлексивно [4] .
Познавательно- оценочный функция социального интеллекта выражается в индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности , реальной помощи другим.
Таким образом, эта
функция позволяет выбрать
Коммуникативная функция социального интеллекта , связанного с необходимостью понять других, и , в свою очередь быть понятым другими . Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. И.И. Чугунова [48] отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения.
Коммуникативно-ценностная функция , тесно связанна с рефлексивно-корректирующей функцией социального интеллекта , которая , с одной стороны , находит свое отражение в самопознания и осознания преимуществ и недостатков обучения и учебной деятельности , с другой стороны , предусматривает изменения в процессе взаимодействия , направленного сократить внутренние конфликты , что позволяет вам контролировать свои эмоции, потребности . Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом». В.Д. Шадриков рассматривает интеллект как компонент духовных способностей вместе с духовностью [49, с. 76]. В этом контексте , эта функция позволяет не только оценить свое окружение , но и сравнить свои духовные компоненты с социальной средой .
Р. Селманов рассматривал интеллект как форму накопленного опыта социального субъекта , который обеспечивает ориентацию в социальной действительности , на основе этого, Селманов описал пять основных этапов развития социального интеллекта [41 , с. 356 ] :
Нулевой этап , в котором ребенок не различает внутренних, психологических и внешних физических принципов поведения , она заканчивается, когда мысли и чувства других людей выступают в качестве самостоятельной реальности , становится объектом интересов ребенка .
Первый этап развития социального интеллекта на стадии дифференцирования внешнего и внутреннего мира .
На втором этапе социального развития , ребенок пытается занять позицию другого человека и предложить себя на месте партнеров и предлагает ему свою позицию .
На третьем этапе развития социального интеллекта обычно достигается в предварительном подростковом возрасте ( 10-12 лет) , начинается с понимания взаимозависимости , взаимозависимость различных и иногда противоречивых целей поведения индивидов , идей , взаимодействие человека структурируется; располагается в систему .
Четвертый этап включает в
себя разработку общественной осведомленности
о различных уровнях
В онтогенезе социального интеллекта развивается позднее, чем эмоциональной составляющей коммуникативных навыков - эмпатия . Его формирование стимулируется началом обучения в школе .
Индивидуальное сознание индивида , его социальное мышление не формируют общественное сознание как таковое , а созданные им схемы, стереотипы, социальные законы , которые постигает человека в его индивидуальном опыте .
1.3 Особенности становления
социального интеллекта у
Социальный интеллект дает представление о поведении и действиях людей , понимать человеческую речь , и е невербальные реакции людей( мимика, поза, жесты). Это когнитивный компонент коммуникативных навыков и профессиональных качеств профессии , как " человека - человек », и некоторых профессий «человек – художественный образ" В онтогенезе социального интеллекта развивается позднее, чем эмоциональной составляющей коммуникативных навыков – сопереживание (эмпатия) . Участвуя в спорах и конфликтах , переговоры друг с другом, дети учатся понимать мысли, чувства и намерения других . [33]
В развитии отечественной психологии социального обучения основана на известных законов психического развития ребенка .
В своем исследовании , О.Б. Чесноков , Е.В. Субботский предложил изучения социального интеллекта не как врожденная способность , а как адаптивной и развивающихся творчества с определенной частотой . По Чеснокова социальный интеллект в детстве следует рассматривать как возможность для становления на способность ребенка разбираться в человеческих отношениях , в ситуациях межличностного общения и возможностью устанавливать образование причина - следственная связь между действиями отдельных лиц или отношений в формировании общественная деятельность разных возрастов . Детское понимание причин действия других зависит от важности отношений к ним ребенком, и имеют опыт работы в межличностном общении . Большинство маленьких детей в их отношениях с другими людьми , не нуждаются в социальном интеллекте до тех пор, пока нет столкновение интересов ребенка с другими людьми , он имеет подобное поведение в будущем , который будет утвержден на партнера по коммуникации . Это простая форма социального интеллекта . Дети начинают понимать , что они могут манипулировать партнером с использованием искусственно созданным им поведением. В 3-4 лет , приобретаются первые формы социального интеллекта . В течение трех лет , дети приобретают способность проектировать реальные события . В четыре года дети понимают, что они могут обманывать , и они также могут быть обманутыми. В четыре года дети начинают понимать поведение других. В 6 лет и старше социальный интеллект становится более развитый, он носит более высокий характер, ребенок учится воздействию на партнеров , умение обмануть. Понимая социальный причинность, дети учатся ближе к 5-7 лет. В старшие дошкольники достаточно хорошо осваивают социальную функцию языка. Они узнают, что язык отражает социальный статус людей , хорошо понимают роль слов , что слова , тон, в котором они говорятся , зависят от отношений к людям к которым они обращаются . Дети довольно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к роли. [34]
В течение этого периода , восприятие становится значительно анализирующим . Становление социального интеллекта происходит в повседневной жизни. Неразвитый социальный интеллект в детстве приводит к агрессии у детей , изоляции , и, как следствие , непонимание сверстников. Решая межличностные проблемы , ребенок рисует в памяти одно или несколько путей и помещает их в «рабочее место» , для разработки и реализации. Удалить стратегии выхода из проблемы происходит автоматически или намеренно. Новые стратегии создаются путем улучшения существующих. Выбор стратегии является автоматическим или намеренным. Если появляются нестандартные факторы окружающей среды , выбор стратегии становится сознательным . Каждая стратегия неизменно соотносится с возможностью ее реализации и потенциальной эффективностью. [33]
Первая стратегия , которая отвечает этому критерию, реализуется в жизнь . Констатация от успеха или неудачи - поворотным моментом в процессе решения социальных проблем. Если проблема не будет решена успешно , процесс заканчивается, и информация вводится в длительную память. Если выбранная стратегия приносит частичный успех , ребенок воспринимает результат , как если бы он был полностью успешным. Ребенок может отказаться от выбранной цели, может выбрать и другую цель, и процесс начинается снова и снова, или ребенок может принять решение и повторить действия, которые могут изменить ход действий для достижения той же цели. Реакция на отказ может быть как сознательным, так и автоматическим . Ребенок повторяет действия, которые привели к провалу, после рассмотрения вариантов , или продолжает без колебаний. По мнению ученых К. Рубина и Л. Роза – Kреснона, выделили факторы, влияющие на выбор стратегии и стремление к недостижимой цели, это восприятие ребенком собственной компетенции, казуальные атрибуции, которые появляются после провала, и аффект, связанный с целью или переживанием неудачи. Некоторые дети убеждены, что им не хватает социальных навыков, другие дети не верят, что могут успешно общаться с людьми. Это видно в выборе самых простых социальных ролей . [34]
Стратегии, которые эти дети выбирают наиболее правильная из стратегий, чем те стратегии которые выбирают дети с более высокой самооценкой . Дети, которые объясняют свои неудачи личностными качествами, сдаются чаще , тех, кто списывает неудачи на внешнюю нестабильность. Общественный порядок, социальный контекст или опыт социальной неудачи , сопровождается негативными аффектом . Социального аффект может быть направлены на мишени (например , гнев ) или на самого себя (например , печаль ). Большой вклад в социально - компетентное поведение так же вносит самооценка , внутренние отношения и эмоции. К.А. Додж предложил социально - когнитивную концепцию , которая включает следующие этапы :