Стили педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: изучить психологическую характеристику педагогического общения.
Задачи исследования:
1)рассмотреть специфику и технологию педагогического общения;
2)изучить коммуникативные задачи, стадии педагогического общения и технологию их реализации;
3)рассмотреть стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в классе от стиля общения учителя;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………..…………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ …………..……… 5

Специфика и технология педагогического общения……………..……...5
Коммуникативная задача, стадии педагогического общения и
технология их реализации………………………………………………... 8

ГЛАВА 2. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ………………….12

2.1. Стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в
классе от стиля общения учителя……………………………….……….12
2.2. Влияние стиля педагогического общения на развитие младшего
школьника………………………………………………….………….…..18
2.3. Выявление стилей педагогического общения учителей –
предметников ……………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая характеристика стилей педагогического общения.docx

— 71.57 Кб (Скачать файл)

После этого была проведена беседа индивидуально с каждым педагогом, целью которой было совместно с ним подвести итог и определить реальный (насколько это возможно было сделать объективно) стиль педагогического общения с учащимися в соответствии с классификацией А.К. Марко-вой и А.Я. Никоновой. Причем каждый учитель согласился с результатами наших наблюдений и принял к сведению рекомендации по оптимизации своего стиля педагогического общения с учащимися.

Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась лишь частично – только 30% учителей выбирают рассуждающее – методичный стиль. Еще 30% учителей выбирают рассуждающее – импровизационный стиль. Но, в итоге, 60% учителей выбирают консервативные отношения с учащимися, стили, которые предполагают меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, которые не всегда способны обеспечить высокие темпы работы. Это, по нашему мнению, может привести к напряженным отношениям с учащимися 11 класса, которые в силу сложившейся социальной обстановки в нашей стране воспитаны в атмосфере большей вседозволенности, меньших установок на авторитеты и стремления к установлению равноправных отношений, чего не могут обеспечить такие стили педагогического общения, как РИС и РМС.

Выводы по главе 2: Таким образом, можно сделать вывод о том, что начало младшего школьного возраста начинается с переломного периода, то есть с кризиса 7 лет. Также он является начальной ступенью обучения. В этот период у ребёнка развивается организм. Происходит психическое развитие всех видов памяти, восприятия, мышления, воображения, волевая регуляция. Происходит становление самооценки, которая развивается в результате отношения взрослого к ребёнку и сверстников к ребёнку. У ребёнка появляется новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Приходя в школу, у ребенка выстраиваются новые отношения. Ребёнок начинает осознавать свои эмоции и эмоции других людей. Происходит изменение в сфере отношений ребёнка со взрослым. Для ребёнка учитель становится авторитетом наряду с родителями. Происходит изменение отношения к учению, что неразрывно связано с отношением к учителю. Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребёнка в окружающей действительности, создаёт возможности усвоения научной картины мира.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении сформируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:

1. Избегать частых моралистических  суждений в адрес ученика, а  лучше ими не пользоваться  вообще.

2. Избегать применения  наказаний и каких-либо угроз  в адрес ребенка.

3. Избегать перекладывания  на детские своих собственных  проблем и трудностей, меньше  жаловаться детям.

4. Избегать проявления  нетерпимости, раздражительности по  отношению к детям и в их  присутствии.

5. Избегать насмешек над  детьми и окружающими людьми.

6. Избегать всего, что  способно как то унизить ребенка.

7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы  о ребенке как о человеке, личности.

8. Признавать и уважать  не на словах, а на деле право  ребенка иметь и сметь открыто  высказывать свои суждения по  любым вопросам.

Только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребенке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Общение самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, а с другой стороны – оно пронизывает и все другие ее сферы – познания, предметно-практическую и духовно-практическую деятельность, игру, спорт.

Общение играет важную роль в развитии человека: в освоении норм социально-политического поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности.

Педагогическое общение складывается из целого ряда компонентов. Оно включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т.е. профессиональные способности, педагогическую этику и педагогическую технику.

Педагогическая техника позволяет учителю выбрать правильный тон в общении с учащимися и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – все это включается в понятие педагогической техники.

Учитель обязан постоянно проверять свое педагогическое общение тем, насколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Айзенко Ж.Д. Педагогика / Ж.Д. Айзенко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.-150с.
  2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Проспект, 2009.- 176 с.
  3. Бородулин Л. Д. Педагогическое мастерство / Под ред. Л.Д. Борадулина.  - М.: «Наука», 2005.-220с.
  4. Гончаров И.Р. Искусство педагогического мастерства / Под общ. Ред. И.Р. Гончарова. – Мн.: «Современная школа», 2008.-180с.
  5. Демьяненко М.Я. Основы общей методики работы классного руководителя / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Мельник. - Киев: Вища школа, 2008. - 280 с.
  6. Державин Р.Т. Педагогическая психология / Р.Т. Державин. – М.: «Наука», 2007.-400с.
  7. Каронин А.А. Педагогика и психология / Под ред. А.А. Каронина. – Мн.: «Мисанта», 2009.-246с.
  8. Конышева А.В. Современная педагогика / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.
  9. Леонтьев А.А. Общая методика работы классного руководителя / А.А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1991. - 338 с.
  10. Назайчик И.Р., Педагогика / И.Р. Назайчик. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2005.-210с.
  11. Оков Р.И., Педагогика / Р.И. Оков. – М.: «Наука». 2005.-192с.
  12. Олешко О.Л., Педагогика и психология / О.Л. Олешко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.-320с.
  13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод работы классного руководителя / Е.И. Пассов. - М.: Проспект, 2010. - 208 с.
  14. Петроченко Р.П. Основы педагогики / Р.П. Петроченко. – Мн.: «Современная школа», 2008.-260с.
  15. Рогулин З.Л. Основы педагогики / З.Л. Рогулина. – Мн.: «Современная школа», 2007.-380с.
  16. Тарасенко Т.Р. Педагогика и психология / Т.Р. Тарасенко. – Мн.: «Книжный Дом», 2008. -360с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция

 

Чтобы определить коэффициент вашей общительности, нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно: "да", "нет", "иногда".

1.Вам предстоит ординарная  или деловая, встреча. Выбивает ли  вас ее ожидание из колеи?

2.Не откладываете ли  вы визит к врачу до последнего  момента?

3.Вызывает ли у вас  смятение и неудовольствие поручение  выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном  мероприятии?

4.Вам предлагают выехать  в командировку в город, где  вы никогда не бывали. Приложите  ли вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки?

5.Любите ли вы делиться  своими переживаниями с кем  бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на  улице обратится к вам с  просьбой (показать дорогу, назвать  время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли вы, что существует  проблема "отцов и детей" и  что людям разных поколений  трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли вы  напомнить знакомому, что он забыл  вам вернуть 10 рублей, которые занял  несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в  столовой вам подали явно недоброкачественное  блюдо. Промолчите ли вы, лишь  рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на  один с незнакомым человеком, вы не ступите с ним в  беседу и будете тяготиться, если  первым заговорит он. Так ли  это?

11. Вас приводит в ужас  любая длинная очередь, где бы  она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли  вы отказаться от своего намерения  или встанете в хвост и будете  томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать  в какой-либо комиссии по рассмотрению  конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные  сугубо индивидуальные критерии  оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих  мнений на этот счет вы не  приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в  кулуарах высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному  вам вопросу, предпочтете и вы  промолчать и не вступать в  спор?

15.Вызывает ли у вас  досаду чья-либо просьба помочь  разобраться в том или ином  служебном вопросе или учебной  теме?

16.Охотнее ли вы излагаете  свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое "да" - 2 очка, "иногда"-1 очко, "нет" - 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как  страдаете от этого больше  всего вы сами. Но и близким  вам людям нелегко. На вас трудно  положиться в деле, которое требует  групповых усилий. Старайтесь стать  общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому  у вас, наверное, мало друзей. Новая  работа и необходимость новых  контактов если и не ввергает  вас в панику, то надолго выводит  из равновесия. Вы знаете эту  особенность своего характера  и бываете недовольны собой. Но  не ограничивайтесь только таким  недовольством - в вашей власти  переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо  сильной увлеченности вы приобретаете  вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной  степени общительны и в незнакомой  обстановке чувствуете себя вполне  уверенно. Новые проблемы вас  не пугают. И все же с новыми  людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете  неохотно. В ваших высказываниях  порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная  коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного  собеседника, достаточно терпеливы  в общении с другими, отстаиваете  свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете  на встречу с новыми людьми. В то же время не любите  шумных компаний; экстравагантные  выходки и многословие вызывают  у вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх  меры). Любопытны, разговорчивы, любите  высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение  окружающих. Охотно знакомитесь  с новыми людьми. Любите бывать  в центре внимания, никому не  отказываете в просьбах, хотя  не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это  усидчивости, терпения и отваги  при столкновении с серьезными  проблемами. При желании, однако, вы  можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность  бьет из вас ключом. Вы всегда  в курсе всех дел. Любите принимать  участие во всех дискуссиях, хотя  серьезные темы могут вызвать  у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому  вопросу, даже если имеете о  нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей  тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете  успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители  и коллеги относятся к вам  с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

Информация о работе Стили педагогического общения