Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят».Ведущий молча показывает «неспящему»участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передаёт увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснуться».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен. Возможные вопросы для обсуждения: По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять её? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
Приложения №7
«Почта». Игре предшествует чтение рассказов и стихотворений о почте, специальная беседа. В беседе выясняется, кто из детей сам получал письма, было ли их приятно получать, о чём в них пишут. Учитель рассказывает, как и о чём надо писать письма, чтобы они были интересными, содержательными. Можно прочитать образцы писем из детских книг. На одном из уроков каждый пробует самостоятельно написать кому-нибудь письмо (маме, бабушке, товарищу).Лучшие письма с разрешения автора читаются вслух. На уроках труда дети учатся делать открытки (аппликации). После такой предварительной работы игра организуется следующим образом.
Играющие оборудуют почтовое отделение (нужны столы, почтовые ящики, бумага, конверты, открытки).
Дети распределяют между собой роли. На почте есть «почтальоны», «продавцы» марок, конвертов, открыток.
Каждый может написать своему товарищу и сам получить письмо. Письма опускают в почтовый ящик; почтальоны разносят их по адресатам, которые живут в разных «городах» и «странах».
«Магазин». Для этой игры дети готовят «товары», меры измерения и «деньги». Меры измерения должны быть настоящие, деньгами могут служить разного рода жетоны или картонные кружки с обозначением достоинства монет, нарисованные бумажные деньги. В качестве товаров могут быть овощи, фрукты, карандаши, книги, ручки, тетради, блокноты, игрушки и т.д.
Дети составляют прейскуранты цен, соответствующие реальным. Затем выбирают «продавцов», «кассиров». Остальные участники игры - «покупатели». «Продавцы» отпускают товары по чекам. «Кассиры» получают деньги и выдают чеки.
Дети вместе играют купленными игрушками, читают книги, приобретённые в «магазине2, интересуются покупками друг друга. Игра заканчивается, когда распроданы все товары.
«Зоопарк». Эта игра имеет познавательное значение.
Дети объединяются в небольшие группы, каждая из которых должна устроить свой «зоопарк». Дети договариваются, какие животные будут размещаться в зоопарке, из каких материалов их делать, из чего сделать вольеры, кто будет «экскурсоводом». В ходе работы дети советуются, находят общее решение. Они рисуют и лепят различных животных; причём дети должны уметь рассказать другим о том, где живут, чем питаются эти животные, каковы их повадки, чем они полезны людям.
Когда для игры всё подготовлено, группы детей по очереди ходят друг к другу на экскурсии. «Экскурсоводы» рассказывают о животных, пришедшие на экскурсию задают вопросы. Если «экскурсовод» сам не может ответить на вопрос, он должен постараться найти ответ в книгах, узнать у взрослых и т.д.
Приложение №8
Тест «САН»
уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||||
в |
с |
н |
в |
с |
н | |
критерии |
||||||
Изучение |
коне |
татирую |
щий |
экспери |
мент |
|
оценки |
20% |
30% |
50% |
50% |
40% |
10% |
Самочувст- |
||||||
вия, актив- |
итоговый |
экспери |
мент |
|||
ности, нас- |
||||||
троения |
50% |
40% |
10% |
70% |
30% |
0% |
Приложения №9
Тест «Рисунок семьи»
уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||||
в |
с |
н |
в |
с |
н | |
критерии |
||||||
Установле |
коне |
татирую |
щий |
экспери |
мент - |
|
ние особен |
15 % |
45% |
40% |
33 % |
53 % |
14% |
ностей |
||||||
взаимоотно |
итоговый |
экспери |
мент |
|||
шений |
||||||
взрослых и |
35% |
40% |
25% |
47% |
43% |
10% |
детей |
риложения №10
Внешнее эмоциональное состояние личности
уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||||
в |
с |
н |
в |
с |
н | |
критерии |
||||||
Внешнее |
коне |
татирую |
щий |
экспери |
мент |
|
проявление |
20% |
40% |
40% |
60% |
30 % |
10% |
эмоций |
||||||
личности |
итоговый |
экспери |
мент |
|||
60% |
30% |
10% |
70% |
30% |
0% |
Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников