Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65

Вложенные файлы: 1 файл

КВР.docx

— 153.99 Кб (Скачать файл)

3.Пульс несколько учащён. Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен.

4.Пульс значительно учащён. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены. После отметок на шкале эти номера, которые в то же время, означают баллы выраженности силы эмоционального состояния, суммируются. Данные вносятся в оценочный лист внешних проявлений эмоций (см. Приложение 2)



Первый номер (1балл) - недостаточное  эмоциональное возбуждение, второй (2балла) - обычное состояние, свойственное большинству людей в спокойной  обстановке, третий (3 балла) - повышенный уровень эмоционального возбуждения, четвёртый (4балла) - чрезвычайная интенсивность  эмоций, свойственной состоянию типа «предстартовой лихорадки». Полученные данные могут быть соотнесены с эмоциональным типом личности.

Сумма баллов от 5 до 8 соответствует  «уклоняющемуся» типу, 8-12- «напряжённому», 12-17- «прогрессивному», 17-20- «агрессивно- бесконтрольному».

В ходе исследования нами были разработаны уровни когнитивного критерия: высокий - обычное состояние свойственное большинству людей в спокойной обстановке;

средний - характеризует  повышенный уровень эмоционального возбуждения; низкий - свидетельствует  о чрезвычайной интенсивности эмоций.

 Результаты исследования  внешних проявлений эмоций личности  предоставлены в (Приложения 3)

Исследования показали, что  у 10% детей в поведении наблюдается  безразличие ко всему, у 20% - появляется беспокойство и суетливость, у 40% часто  меняется настроение, наблюдается раздражительность, и лишь у 30% обычное состояние, свойственное большинству людей в спокойной обстановке; мимика и пантомимика - у 10% лицо застывшее, рот полуоткрыт, 60% - в мимике некоторое напряжение, 10% мимика напряжена и у 20% мимика обычная; движения - 60% детей имеют некоторую резкость, порывистость движений, у 20% движения резкие несоразмерные, у 20% движения спокойные, мягкие; речь - 20%детей с замедленной, вялой речью, 40% с речью более учащённой, 10% с частой речью и 30% с обычной речью; вегетативные сдвиги - у 20% пульс и дыхание обычные или реже, у 40% пульс несколько учащён, дыхание чаще, чем обычно и 40% имеют пульс и дыхание обычное. Мы видим, что у 20% детей высокий уровень внешних проявлений эмоций, средний у 40%>, низкий также у 40%.

Рассмотрим Тест «Рисунок семьи» (см. Приложение 4)

На основе проведённого исследования были разработаны уровни деятельностного критерия:

высокий - эмоциональная выразительность, применение ярких оттенков, выражены положительные эмоции

средний - слабо выражены образы, разных размеров и цветовых оттенков низкий - примитивное изображение, сильная штриховка, маленькие размеры, сильно выражены отрицательные эмоции.

Вся эта исследовательская  работа дала нам основание разработать  формирующий эксперимент. Мы убеждены, что через систематическую работу можно развить эмоциональные  особенности детей и младшие  школьники смогут использовать эмоциональный  опыт в процессе игровой деятельности.

 

 

2.2. Стабильность  проявления эмоций личности

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших  школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное  состояние другого, а во-вторых, управлять  своими эмоциями. Понимание своих  эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий  от ребёнка определённых знаний, определённого  уровня развития.

Исследования психологов показали, что дети младшего школьного  возраста в целом способны правильно  воспринимать эмоциональное состояние  человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании  грусти, испуга, удивления.

Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, младшие школьники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях. Опыт работы показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с раннего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют (формирующий эксперимент).

Цель работы: развитие эмоциональной  сферы младших школьников.

Задачи: познакомить детей  с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.; способствовать обогащению эмоциональной  сферы ребёнка; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей  по

различным признакам (мимике, пантомимике, интонации); дать детям  понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Психогимнастические упражнения (см. Приложение 5).

Комплекс упражнений для  определения эмоционального состояния  человека, может помочь разобраться  в многообразии чувств. Упражнения носят релаксационный характер, помогают расслабиться, успокоиться, подумать над  принятием необходимого решения, их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и  своего места в нём.

«Две бабочки»

Цель: тренировка эмоционального состояния человека, переключения и  устойчивости этого состояния.

Материалы: лист бумаги с  изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому: Перед вами две бабочки. Одна из них  весёлая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, весёлая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете своё отношение к этим бабочкам. (Весёлая бабочка раскрашена тёплыми розовым и жёлтым цветами, а грустная - зелёным, фиолетовым, синим.)

«Добрая фея - злая фея»

Цель: тренировка смены эмоционального фона настроения. Материалы: лист белой  бумаги с изображением феи, вертикально  разделённое пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому: Перед вами картинка с изображением феи. Это не простая картинка, она  разделена пополам. Её левая часть - добрая, а правая - злая. Раскрасьте, пожалуйста, эту фею, но не забывайте  о половинках.

«Цветик-семицветик»

Цель: оценка и тренировка эмоционального состояния, а также  выяснения уровня самооценки человека.

Материалы: лист белой бумаги с изображением цветка с семью  лепестками (один лепесток оторван), цветные  карандаши или фломастеры. Инструкция испытуемому: Перед вами лежит картинка с изображением цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета. А теперь представьте, что этот цветок - весь мир вокруг вас. Отметьте своё место на этом цветке крестиком. Примечание: по тому, где клиент отметил себя, можно узнать его место в социуме, а также понять эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.

                          «Дерево»

Цель: определение эмоционального состояния человека.

Материалы: четыре изображения  дерева: летом, осенью, зимой и весной; лист белой бумаги с изображением дерева без листьев; цветные карандаши  или фломастеры.

Инструкция испытуемому: Перед вами лежит картинка, на которой  изображено четыре дерева: летом, осенью, зимой и весной, - и бланк для  выполнения задания, на котором изображено дерево без листьев. Внимательно  посмотрите на картинку с разными  деревьями и представьте себе, что вы - одно из них. Вспомните события  последнего времени, свои мысли, чувства, эмоции. Подумайте, на какое дерево вы похожи. А теперь нарисуйте это  дерево на бланке.

Примечание: после того как  испытуемый нарисовал дерево, необходимо обсудить его выбор. В это время  происходит обсуждение мыслей, чувств, эмоций человека, событий, которые слишком  его затронули.

 

Игры на развитие эмоций и обогащение словарного запаса за счёт слов, обозначающих различные  эмоции (см. Приложение 6).

 

 

2.3. Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую

игру

Игра ребёнка насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и  т.д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для  развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции  его психических состояний.

На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл  игры заключается в многообразных  переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных  тенденций и замыслов, сложившихся  в его жизненном опыте.

Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира» чрезвычайно важно  не только для теории, но и для  практики работы с детьми.

Так, одним из главных  условий развёртывания сюжетно-ролевой  игры считается возможность осуществления  действий во внутреннем, воображаемом плане; их исходной, материальной формой являются действия замещения. Однако сам  процесс замещения определяется, прежде всего, особенностями эмоционального опыта ребёнка, его отношением к  условной ситуации, к отдельным игровым  действиям и игрушкам.

Эмоциональные проявления в  поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия той Ии иной роли, развёртывания собственно игровых  действий, развития сюжета.

Взаимосвязь между игрой  и эмоциональным состоянием детей  выступает в двух планах: становление  и совершенствование игровой  деятельности влияет на возникновение  и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определённого  содержания. Эти закономерности проявляются  по- разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребёнка в игре:

  • развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
  • развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;
  • развитие эмоциональных отношений со сверстником в процессе коллективных игр.

Эмоциональное отношение  ребёнка к игре. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

У эмоционально активных детей  ярко выражен интерес к игре в  целом и к действиям с одним  или несколькими предметами. Они  играют в течение длительного  времени: от тридцати минут до часа. Совершают с игрушками большое  количество действий, многие из которых  завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д. Дети не слышат посторонних  шумов, не отвечают на обращённые к  ним вопросы.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому. У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Количество манипуляций с предметами незначительно. Успех или неуспех в выполнении отдельных действий не влияет на активность в развёртывании игры. Эмоциональные проявления крайне бедные. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Прерывая действия, дети отвлекаются, смотрят по сторонам, прислушиваются к посторонним звукам. Мимика их маловыразительна. Игра почти не сопровождается речью.

Включая ребёнка в развитие сюжетной ситуации с куклами, взрослый подчёркивает специфику таких игровых  действий (обращаться как с человеком)

и сопровождает их эмоциональными репликами: «Посадим её осторожно - она  ведь маленькая, может упасть и ей будет больно! Смотри, как замёрзла, чем бы её согреть?». Ит.д.

Побуждая ребёнка к  активной речи, подсказывая сюжетные ситуации и организуя их совместно  с ним, заражая своим эмоциональным  отношением к действиям, взрослый старается  вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками. Также он старается нацелить ребёнка на самостоятельное, хотя и незначительное развитие игры, переводя её тем самым на более высокий уровень.

Развитие эмоций, возникающих  в ходе действий с персонажами. Эмоциональное  отношение ребёнка к игровому персонажу важно не только для  развития игры, но и для воспитания у него нравственных качеств личности. Воспроизводя в игре отдельные стороны  жизни людей и их взаимоотношения, школьник активно овладевает нравственными  нормами поведения, проникается  благородными чувствами и стремлениями.

С целью формирования у  детей опыта развёртывания в  игре социального содержания используют сюжетно-ролевую игру. Она строится как совместная деятельность взрослого и ребёнка, поначалу принимающих на себя сходные, равноправные роли. Причём взрослый ведёт игру так, что ребёнок вынужден решать игровые задачи, требующие проявления внимания к партнёру, учёта его желаний, т.е. активного общения и взаимодействия.

Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников