Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65
Приложения №3
Результаты внешних проявлений эмоций
Внешние признаки эмоционального возбуждения | ||||||
ФИО |
поведение |
мимика |
движения |
речь |
вегетативные | |
внимание |
пантомимика |
сдвиги | ||||
Рома Щ. |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 | |
Наиль А. |
2 |
3 |
3 |
4 |
.. 3 | |
Наташа М. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 | |
Ксюша Е. |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 | |
Оля П. |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 | |
Рома Т. |
4 |
1 |
4 |
2 |
2 |
1-10% 1-10% 1-10% 1-20% 1-20%
2-30% 2-20% 2-20% 2-30% 2-40%
3-20% 3-30% 3-60% 3-40% 3-40%
4-40% 4-10% 4-20% 4-10% 4-0%
Приложения №4
Тест «Рисунок семьи»
Цель: выявление особенностей взаимоотношений взрослых и детей, внутрисемейные отношения.
Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья». И ответить на вопросы:
1 .скажи, кто тут нарисован?
2.Где они находятся?
З.Что они делают? Кто это придумал?
4.Им весело или скучно? Почему?
5.Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
L
6.Кто из них самый несчастный? Почему?
Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме:
№ |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
1 |
Общий размер рисунка |
|
2 |
Кол-во членов семьи |
|
3 |
Соответствующие размеры членов семьи мать отец сестра брат дедушка бабушка |
|
4 |
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними |
|
5 |
Наличие животных |
|
6 |
Вид изображения: схематическое реалистическое эстетическое на фоне пейзажа метафорическое |
|
7 |
Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения |
Интерпретация теста «Рисунок семьи». На основе особенностей изображения можно определить:
1)степень развития изобразительной культуры - примитивность изображения 60 % (-) чёткость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность 40% (+)
2)особенности состояния ребёнка во время рисования-
сильная штриховка, маленькие размеры: неблагоприятное физическое состояние ребёнка, напряжённость, скованность 45% (-большие размеры, применение ярких цветовых оттенков: хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряжения и утомления 55% (+) 3 Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка- хаотично изображены члены семьи, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции 30% (-)выражены положительные эмоции у членов семьи, степень их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе) 70% (+)
Приложения №5
Психогимнастические упражнения
Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа вариантов на заданную тему. Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя играющего ребёнка. Не стремиться к одному, « правильному» изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте возможность детям проявить себя, свою индивидуальность. Пусть каждый создаст свою версию, обсудите с ними, у кого наиболее ярко передано настроение, почему, какими средствами.
Новая кукла
(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружиться, играет с куклой.
Баба Яга
(этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Фокус
(этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Золушка
(этюд на выражение печали)
Золушка возвращалась с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку...
Один дома
(этюд на выражение страха)
Мама - енотиха ушла добывать еду. Крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто- нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь.
Лисичка подслушивает
(этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Кот Васька
(этюд на выражение стыда)
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Солёный чай
(этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Новая девочка
(этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове был завязан красивый бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
Дальше этюды могут усложняться. Во-первых - можно разыгрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление - страх, боль - радость, презрение - стыд и т.д. Во-вторых - проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится - другой пугается. Ниже приводятся примеры таких этюдов.
Про Таню
(горе - радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч!» (радость).
В лесу
(внимание - страх - радость)
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!
Гадкий утёнок
(презрение и печаль)
На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утёнок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили Гадкого Утёнка, они надменно говорили: « Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утёнок очень переживал такое не справедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).
Дуремар и Тортилла
(презрение и гнев)
Пришёл Дуремар к пруду и
встретил там черепаху Тортиллу. Захотел
он её поймать, а черепаха просит: «Отпусти
меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий
чемодан, глупая тётка Тортилла, чем ты
можешь от меня откупиться? Разве своей
костяной крышкой, куда прячешь лапы и
голову. Я
бы продал её на гребешки»(презрение).
Другие члены команды должны молчать, а называть эмоцию обязан тот, до кого дошла очередь.
Этот вариант конкурса
довольно труден, поскольку требует
обязательного включения всех участников,
даже тех, кто не очень быстро соображает.
Если же число игроков в командах
не равное или ведущий не желает
ставить ребят в слишком
1.Волк погнался за зайцем, но не догнал его и остался голодным. Волк переживает горе, а заяц радуется.
2.Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда не были, но забыли позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес любопытство, а третья белочка испытывает обиду.
3.Щенок убежал гулять без разрешения и радуется свободе, а его родители - взрослые собаки - за него тревожатся.
4.Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень обижается на свою маму- кукушку, а та абсолютно равнодушна.
5.Два ёжика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли поближе и стали рассматривать находку, не понимая, что это такое. Эмоции - страх и интерес.
6.Медведь случайно наступил на ежа и уколол лапу. Медведь гневается на ёжика, а тот чувствует себя виноватым.
7.Утки и гуси с презрением относятся к гадкому утёнку, а он не может понять, за что и очень удивляется.
8.Котёнок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала отвращение. А попугай грустит, что его вообще не накормили.
Приложения№6
Снимается кино.
Среди детей выбираются Сценарист и Режиссёр. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам даётся задание: Сценарист называет какого- нибудь сказочного героя, Режиссёр называет любое настроение (эмоцию). Актёр должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
Назови похожее.
Цель данной игры - активизировать словарный запас за счёт слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию, а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
Шкала эмоций К. Изарда
Основная эмоция |
Градация эмоции |
Синонимы | |||||||||||||||||||||
Радость |
Удовольствие-радость - ликование |
Отрада, удовлетворение, наслаждение, блаженство, веселье, счастье, восторг, упоение | |||||||||||||||||||||
Удивление |
Удивление-изумление- поражённый |
Не верить своим глазам, диву даваться | |||||||||||||||||||||
Интерес |
Внимание-интерес- увлечённость |
Заинтересованность, концентрированность, собранность; занимательный, любопытный; фиксировать, вникать, сосредоточиться | |||||||||||||||||||||
|
Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников