Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65
Эмоции не в ответе за содержание переживаемого: святое и сатоническое, нравственное и безнравственное, прекрасное и безобразное, истинное и ложное, возвышенное и низменное, человеческое и античеловеческое, социальное и асоциальное переживается и вживается в человеческое существо. Такова природа фундаментальности эмоций, таково следствие их универсальности и простоты «механизма» присвоения - интериоризации иэкстериоризации культуры разноликих систем отношений. И это определяет их важную роль в формировании оснований становления, формирования качеств личности, черт характера, склада ума и души.
деятельности; фазовость их напряжений; интегрируемость одних и тех же эмоций с увеличением их силы; универсальность, динамичность, сохраняемость в памяти.
Эмоции различаются также по состоянию стресса, однообразия, истощения (изнеможения), пресыщения (отвращения).
К понятию «эмоциональность» как свойству человека и субъекта.
«Эмоциональность»- термин популярный, и потому им обозначают обширное множество состояния, характеризующих возникновение, протекание и замирание чувств, настроений и даже аффектов. Характеристиками не эмоциональности, а чувств являются впечатлительность, восприимчивость, чуткость, любые содержательные переживания.
Возбудимость, интенсивность и иные свойства эмоций выполняют функцию присвоения, сохранения или отторжения содержания, могут улучшить или ухудшить эффективность любого процесса и деятельности.
Если в памяти имеет место знак, удерживающий соответствующее значение, то интеллект, оперируя со значениями посредством знаков, распространяет собственные и чужие эмоции, осознаёт и вербализует их. Так происходит понимание нашего отношения к эмоциям, интеллектуальный их анализ. Переживание воздействий из вне оставляет след, называемый эмоциональной памятью. Связанные с сильной эмоцией ситуации вспоминаются как особо значимые. То, что мы помним, подтверждают фундаментальную роль эмоций. Яркость, необычность эмоциональных следов памяти в настоящее время часто эксплуатируют частные школы, предлагая методики быстрого обучения. Внешне данные информации о той или иной эмоциональной идентификации. Эмоциональная память слабо изменяется во времени. Эмоциональность удерживает и воспроизводит черты сформировавшегося характера. Сильные переживания и потрясения в состоянии выправить черты характера. Эмоциональность относится к фундаментальным атрибутам человека. Каким образом эмоции сопряжены со значениями?
Ситуативные «ориентации» и «прогнозы» эмоций предметны, отсюда предметность мысли, действия, потребности и решения. Любые предметы являются репрезентантами и субститутами (заместителями) иных предметов, их свойств и отношений, А функция предметности - их знаковость. Под значением слова и любого материального его носителя не всегда понимают сущность способа его употребления - его функцию и способность замещать и одновременно представлять внешние данные объекты, их свойства и отношения, форму предметов. Функции репрезентации и субституции, или значения позволяют выражать сходства и различия, абстрагировать и обобщать, анализировать и синтезировать, проводить мыслительные эксперименты, проектировать и программировать, выдвигать задачи и находить решения. Значение презентует объект, его свойства, форму в содержании текста: то, что составляет «произведение» - систему значений, его сложных связей и отношений.
Абстрагирующую, обобщающую, анализирующую функцию слова, как и любого знака, вслед за А.Р.Лурией, мы назовём категориальным значением.
Общие значения устанавливают
общее и различное, обобщают свойства,
отношения и формы, позволяют
их комбинировать, производить мыслительные
эксперименты, строить стратегии, возможные
альтернативы и дальновидные, представленные
в знаковой форме решения. В категориальных
значениях репрезентации и
Предметная и одновременно субъектная отнесённость значения открыла человеку и человечеству возможность устанавливать любую цепочку отношений материальных взаимодействий. Таким способом совершается прорыв от непосредственно данного мира объектов к дальним, скрытым от глаз феноменам. Но прорыв этот возможен только благодаря эмоциям, опосредующим интеллектуальные структуры, коими являются значения [14,20].
Как же человеческие эмоции «управляют» значениями? Значение - исходная единица духа, включая мышление и общение, нематериальные отношения в обществе. Главное в значениях - их целостность, образность, их свойства, отношения, составляющие формы значений, их структуры и системы. И все эти духовные образования - человеческие индивидуальные миры - оживают и претворяются лишь посредством и на базе эмоциональных предчувствий. Значения существуют у человека и применяются им лишь при посредстве эмоций.
Значения выражают формы деятельности и воспроизводятся в её формах. Из форм деятельности возникают формы значений, их структурно-генетические и предметные изменения. Но только эмоциональные предвосхищения смогут придать темп.
Эмоции человека привносят
личностную страстность в предпочтения
конкретного значения, т.е. личностный
смысл. Функциональное определение
значения задаётся знаниями, но при
ближайшем рассмотрении обнаруживается,
что состояние уверенности
А.И.Леонтьев усматривал снятие чувствительности значениями, одновременно предметным и функциональным их характером, исторической определённостью.
Человеческие эмоции отражают
свойства объекта в целом. Абстрагирование
и осознание степени
Главным является раскрытие
смысла, истолкование всего того, что
связано со смыслом. Понять смысл - значит
прояснить эмоциональную
1.6. Игра: понятие
Слова «играть», «игра» в
русском языке чрезвычайно
Наиболее ранее
Через 50 лет голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк даёт этимологический анализ слова «игра» и пытается вывести характерные признаки процессов, обозначаемых этим словом: движения «туда и сюда», спонтанность, свободу, радость и забаву.
Слово «игра» не является научным
понятием, поэтому целый ряд
Начало разработки теории
игры связывается с именами
Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое, по Шиллеру, доставляется игрой.
Г. Спенсер так же уделяет
игре не слишком много места и
специально не занимается созданием
теории игры. Его интерес к игре,
как и у Шиллера, определён
интересом к природе
Ближе всего к пониманию
возникновения игры подошёл В. Вундт.
Однако и он склонен считать источником
игры наслаждение. «Игра - это дитя труда,
- писал он. - Нет ни одной игры,
которая не имела бы себе прототипа
в одной из форм серьёзного труда,
всегда предшествующего ей и по времени,
и по самому существу. Необходимость
существования вынуждает
Мы приходим к заключению, что человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Определение игры дал и В.Всеволодски - Гернгросс: «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части его реальной практической установки: социальная значимость игры веё тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» [34].
Основной вид деятельности детей - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это способ усвоения общественного опыта.
Н.К.Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, чем что-либо другое» [15].
Ту же мысль высказывает А.М.Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [7].
В игре формируются все
стороны личности ребёнка, происходят
значительные изменения в его
психике, подготавливающие переход
к новой, более высокой стадии
развития. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую
психологи считают ведущей
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Игра - отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Игра - важное средство умственного
воспитания ребёнка. Полученные знания
находят в игре практическое применение
и развитие. Воспроизводя различные
события жизни, эпизоды из сказок
и рассказов, ребёнок размышляет
над тем, что видел, о чём ему
читали; смысл многих явлений, их значение
становиться для него более понятным.
Интересные игры создают бодрое, радостное
настроение, делают жизнь детей полной,
удовлетворяют их потребность в
активной деятельности. Даже в хороших
условиях, при полноценном питании
ребёнок будет плохо
Развитие игры идёт по нескольким линиям:
К.Оталора выявила виды игр:
Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников