Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65

Вложенные файлы: 1 файл

КВР.docx

— 153.99 Кб (Скачать файл)

Смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную связь с тревогой и депрессией.

9.Эмоция стыда.

Переживая стыд, человек  опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и  заливается стыдливым румянцем. Стыдливый  румянец зачастую обостряет переживание  стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Манифестация стыда происходит тогда, когда человек находится в окружении других людей. Причём присутствие людей обычно и провоцирует переживание стыда, однако возможны ситуации, когда человек переживает стыд в полном уединении. Беспокойство пристыженного человека о том, какое впечатление он произведёт на окружающих, его озабоченность социальной оценкой почти всегда сопровождают переживание стыда. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, проигравшим неудачником. Иногда парадоксальным образом даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства, окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большому взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми. Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Человек, не способный противостоять переживанию стыда, почти обречён на печаль и даже на депрессию. Стыд вызывает обострённое внимание индивида к самому себе, а значит, последующее осмысление ситуации вызывавшей стыд.

10.Эмоция вины.

Вина, в соответствии с  теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе становления  совести.

Стыд и вина часто идут рука об руку. Стыд предполагает возможность  реального или воображаемого  наказания. Исходящего от окружающих людей, в то время как переживание  вины - результат самонаказания, что, однако, не исключает участия внешних  воздействий. Человек испытывает вину вследствие нарушения этических, моральных  и религиозных стандартов. Испытывая  вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением  собственной неправоты по отношению  к другому человеку или к самому себе. В эмоциональном профиле  для ситуаций вины обнаруживаются относительно высокие показатели эмоций печали и  страха. Эмоция страха очень часто  переживается одновременно с эмоцией  вины. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная  импульсивность и снижение уверенности  в себе. Прямой дорогой к желаемому  результату - к становлению зрелой совести и формированию адекватных порогов переживания вины -может стать разумное сочетание разнообразных воспитательных воздействий, в числе которых необходимо отметить угрозу лишения одобрения и любви, пробуждения и сочувствия, научение осознанию собственной роли в огорчении другого человека [11].

 

1.3 Психология  эмоций: новый подход

Несмотря на важность эмоциональной  сферы для личности, исследований в этой области сравнительно немного. Со времён В. Джемса в психологии, особенно зарубежной, предложено немало теорий, призванных объяснить природу эмоций и их происхождение. В каждой из них есть рациональное звено.

Попытка К. Изард разработать в рамках «Теории дифференциальных эмоций» Новый, более широкий подход к проблеме не дала значительных результатов: выделение десяти фундаментальных эмоций и трёх их относительно автономных детерминант (нейронной активности мозга и соматической нервной системы; деятельность мускулатуры, мимики, пантомимики; субъектного переживания) не обеспечило исследователю возможности получить теоретический ключ к анализу специфики психологических механизмов взаимодействия человека с окружающим миром, обусловливающих возникновение эмоций.

В нашей стране определённый вклад в разработку теорий эмоций внёс П.В Симонов [30]. Его информационная парадигма близка к когнитивистским подходам, зародившимся в шестидесятые годы в США (И.В. Арнолд, С. Шехтер, С. Вейленс, Р. Лазарус и др.). Но такие подходы не получили достаточно широкого признания ни у нас, ни на Западе. В последнее время эмоции становятся всё чаще предметом специальных исследований и обсуждения их в контексте с другими проблемами. Мы подробно рассмотрим здесь механизмы психогенеза трёх групп эмоций, в которых находят отражения основные положения этой концепции, а именно радости, интерес и страдания.

Радости и интерес.

Едва ли надо говорить о  том, какое огромное значение для  человека имеют радости, украшающие его жизнь. Радость-главное жизнеутверждающее  начало в личности. Выражение «психология  радости» режет слух - непривычно. Только в зарубежной психологии это направление  получило определённое развитие. В  работе К. Изард об эмоциях упоминаются несколько десятков авторов, внёсших вклад в изучение радости. В них перечисляются ситуации и факторы, вызывающие у человека чувство радости, предпринимаются попытки их интерпретации на основе известных теоретических конструкторов [8].

 Радость является сложным  чувством. Механизмы психогенеза  радости надо чётко отличать  от механизмов её проявлений. В раскрытии этих механизмов  существенную роль могут сыграть  идеи психологии преодоления.  В отдельных рассуждениях К. Изард радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью... С точки зрения этих характеристик радости легко понять, что, пока в мире существуют проблемы, события, которые обусловливают стресс и состояние неуверенности, люди с трудом могут себе позволить сохранять постоянное состояние радости - происходящие события требуют других эмоций [8].

Эмоции уходят генетическими  корнями в процесс взаимодействия человека с «барьерами»: чаще всего  радость-это спутница победного  преодоления, а страдание - отрицание  трудностей и неудач. Однако, эта общая схема нуждается в деталях, без которых она «не работает». К таким деталям относятся, прежде всего особенности активного агента - потребности барьеров и динамика их взаимодействия.

Потребности, имеющие форму  устремлений, обладают определённой структурой. В ней выделяются влечения, желания, стремления, страсти, обладающие разной силой. Есть слабенькие влечения и желания, есть очень сильные, проявляющиеся  как радующие неукратимые стремления и страсти. Радующий потенциал устремлений зависит от их силы, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов. Важный фактор - субъективная ценность предмета устремлений. Ценность может быть высокой и низкой. Это зависит от количественно-качественных характеристик ценности, от формы её психической репрезентации.

Сила переживаемой радости  во многом определяется и характером динамики ценностных барьеров. По этому  признаку можно выделить восходящую и нисходящую, пологую и крутую динамику. Радости тем больше, чем  круче восходящая динамика. Пологая  динамика воодушевляет мало или не замечается вовсе. Но особенно важна  маятниковая динамика. Крутая контрастная  динамика обостряет и драматизирует  переживания до предела - сильная радость сменяется сильными огорчениями. Повторные переживания не ослабляют, а накаляют эмоции.

Время от времени создание ситуации крутых контрастных барьеров выступает как один из методов  эмоциональной встряски апатичной, скучающей личности. Существенное преимущество маятниковой динамики барьеров: они  помогают удерживать радость «на  плаву» в течение длительного  времени, а при оптимальной частоте  колебания - чуть ли не навсегда.

Маятниковые барьеры - важные факторы поддержания бодрости, а  в мягких вариантах - радостного настроения. Если взять содержательную сторону  источников радостей, то здесь безусловными лидерами являются человеческие отношения  и деятельность [26]. Устойчивый интерес  проявляется в страстной увлечённости. Интерес есть познавательный момент, но это бывает не всегда. Интерес - это форма проявления устремлений. Устремления человека всегда бинарны, сочетаются с ожиданием. Можно выделить ожидания на трёх уровнях: 1) биологическом, 2) бессознательном, 3) осознанные ожидания.

В ожиданиях есть две стороны - ценностная и познавательная. Первая, ориентирована на свойство объекта  удовлетворить какую - то потребность, вторая - на его сигнальные опознавательные признаки (форму, цвет, величину и т.д.). Ожидание - это прогностическое, вероятностное отношение к миру, к различным объектам, к их динамике. Ни одно устремление не функционирует в отрыве от ожиданий. Ожидания бывают бодрые и тревожные. В первом случае ожидается положительно-эмоциональный, желаемый результат, в последнем - нежеланный.

Интерес генетически связан с бинарной структурой устремлений. Часто он возникает в ситуации позитивной неопределённости. Человек ждёт привлекательной ценности, но ещё не уверен в успехе, не знает её значимых параметров. Если нет никакой надежды на удачу, интерес пропадает. Кроме интереса в ценностной интриге есть момент сильного напряжения. Отдели от устремления его спутников - позитивное ожидание и неопределённость и от интереса ничего не останется. Назовём этот вид интереса ценностно - познавательным .

Познавательный интерес - разновидность интриги, проявляющейся  в любопытстве и удивлении, вызванной  неопределённостью информации, её противоречивостью. Сквозной характеристикой интереса является высокий уровень его  эмоционально-энергетического обеспечения, в котором проявляется мобилизационный  эффект барьера.

Третий вид интереса - интерес-радость. Мы можем точно  знать, какая ценность нас ожидает, но радоваться её приближению. Так, мы с радостным волнением ожидаем  встречи с любимым человеком. Здесь есть лишь ценностный барьер, но нет интриги.

Есть ещё интерес-удовольствие. Мы с удовольствием слушаем приятную музыку, смотрим на красивого человека или на красивый пейзаж, общаемся с  весёлыми людьми, заражающими своим настроением. Словом, вызывает интерес всё приятное, пока оно не надоест.

Интерес наслаждения - интерес-радость  и интерес-удовольствие. Ценностная и информационная интрига - это интерес  в узком значении, более привычном. Назовём его интересом-интригой.

Среди всех видов интереса наиболее распространён ценностно- познавательный, который встречается почти во всех сферах деятельности. Ценностно-информационных барьеров особенно много в творческой деятельности, когда результатом является новый продукт или новый, более рациональный способ деятельности.

Ценностно-познавательный интерес  возникает повсюду. Даже такая прозаическая ценность, как зарплата, может заинтересовать работника, если он верит: коль потрудиться  хорошо, то и заплатят хорошо. Познавательный интерес силён в творчестве, особенно в науке, а также у детей  младшего возраста, в частности - у  малышей - «почемучек», часто сталкивающихся с познавательными барьерами.

Два главных вида интереса - интерес-интрига и интерес-наслаждение  объединяют следующие признаки: все  они носят характер влечения, их происхождение связано с барьерами; вызываемая ими деятельность имеет  высокий уровень эмоционально-энергетического  обеспечения и не требует от субъекта волевых усилий; такая деятельность обладает большим эмоционально - тонизирующим потенциалом, чаще всего возникает на основе позитивной эмоционально-насыщенной мотивации, разгоняющей скуку и создающей высокую вероятность достижения желанной цели. Радости мимолётны, а настроение сопровождает нас постоянно. Успех в труде, учёбе, игре, общении и других сферах - главный источник радости. Прямым каналом воспроизводства интереса и связанного с ним эмоционального состояния является механизм самоподкрепления эмоций. Когда мы бодры и жизнерадостны, то смотрим на мир через розовые очки: замечаем вокруг только хорошее, а плохое остаётся в тени. Если даже и замечается, мы к нему благодушны и толерантны. Но как круто меняется восприятие, когда мы не в духе, омрачены. Наше внимание «липнет» только к превратностям жизни. Мы взираем на всё через чёрные очки, и это ещё более усугубляет первоначальное фоновое состояние - недовольства и огорчения нарастают. Вся жизнь кажется невзрачной. Приятные, радостные события не могут пробиться в сознание через плотную пелену мрака. А доброе настроение выборочно фиксирует внимание только на позитивном. В результате настроение становиться ещё более приподнятым и радостным. Здесь проявляется стабилизирующая тенденция: переживаемое состояние стремиться к устойчивости. Описанный феномен можно назвать законом само подкрепления эмоций.

Т.О. психогенез радости тесно связан с преодолением барьеров. Можно утверждать, что к этому механизму причастны и биологические барьеры. Устранение боли, голода, холода, жажды, усталости и других физических страданий тоже сопровождается радостью. Как известно, в здоровом теле - здоровый дух. Доставляют радость и эстетические и другие духовные ценности.

Механизмы радости разнообразны. Их более полное раскрытие - дело дальнейших исследований.

 

1.4. Эмоциональная  устойчивость, пути её повышения.

  Теоретический анализ проблемы эмоциональной устойчивости обнаружил следующую тенденцию в методологии её изучения. Хотя многими исследователями признаётся решающее значение для ЭУ таких параметров, как интенсивность и знак переживаний, эмоциональная реактивность, в работах последних лет [25] ЭУ описывается как наименее эмоциональное, наименее формируемое и развиваемое качество личности. При рассмотрении вопроса о её развитии преувеличивается роль биологических факторов. Поэтому становление ЭУ идёт стихийно, не выступая в практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов. Такое положение обусловлено следующими причинами :1)широко распространённы суждением о дезорганизующем влиянии эмоций, якобы не способных регулировать напряжённую деятельность, 2) существующим множеством разнообразных определений понятия ЭУ, разноуровневых факторов и критериев,3) отсутствием чёткого методологического подхода к описанию ЭУ как целостного процесса эмоциональной саморегуляции человеком напряжённой деятельности.

Определяют ли эмоциональные  механизмы напряжённой деятельности, а также обучение и воспитание человека его ЭУ, и если определяют, то каков характер связи между  ними?

Значение адекватного  ответа на поставленный вопрос обусловливается  множеством причин. Среди них: высокий  динамизм развития производственной жизни  нашей страны, непрерывное повышение  напряжённости процесса реализации человеком учебной, трудовой, спортивной и других видов деятельности, ломка  устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности  и эффективности принятия человеком  решений; к быстроте точности его  действий и операций, социальный заказ  на исследование закономерностей эмоциональной  сферы человека, на разработку психологической  стратегии воспитания личности, способной  продуктивно осуществлять профессиональную деятельность в напряжённых ситуациях.

Основной методологический принцип нашего исследования состоял  в изучении не как частного и второстепенного  фактора продуктивности напряжённой  деятельности, который «действует»  наряду с другими, а как результата функционирования целостной системы  саморегуляции, интегрально характеризующей особенности отражения в результаты этого отражения в деятельности [17,6, 13]отсюда необходимость выявления принципов, закономерностей механизмов, путей развития сложной системы эмоциональной саморегуляции напряжённой деятельности, благодаря которой сохраняется высокий уровень ЭУ. Поставлена цель - рассмотреть саморегуляцию напряжённой деятельности как целостную систему, установить связь уровня эмоциональной саморегуляции с прдуктивностью напряжённой деятельности, выявить зависимость ЭУ от особенностей эмоциональной саморегуляции.

Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников