Теоретические основы изучения использования дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания.
2. Определить сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы.
3. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания
4. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Кур. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания.docx

— 148.51 Кб (Скачать файл)

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме, разработанной Н.П. Саккулиной [21]. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем - выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазомерное «сложение» подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т. е. овладеть зрительной оценкой пропорций.

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточною средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве [6, c.11].

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей в младшем дошкольном возрасте.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться - в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста

2.1. Организация исследования  сенсорного воспитания младших  дошкольников

 

 

Экспериментальная работа по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего школьного возраста проводилась в ГУО ясли-сад   _____________во 2-й младшей группе (возраст детей 3-4 года), всего 18 чел. 

Экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1 этап  – констатирующий;

2 этап  – формирующий;

3 этап  – контрольный.

На констатирующем этапе нами была проведена диагностика  уровня сформированности основных сенсорных эталонов в разделе «Элементарные математические представления», которая оценивалась по следующим показателям. (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Оценка уровня сформированности сенсорных эталонов.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка (баллы)

0 1 2 3

1.

Пользоваться приемами наложения и приложения, определяя равенства и неравенства групп предметов по количеству

 

2.

Использовать в речи слова столько, сколько, поровну, больше, меньше, понимать вопрос «сколько?», «чего больше?»

 

3.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, используя приемы наложения, приложения.

 

4.

Использовать в речи слова больший, меньший, одинаковый (по величине), длиннее, короче, одинаковый (по длине), шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше.

 

5.

Знать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).

 

6.

Различать и правильно называть правую и левую руку.

 

7.

Ориентироваться в пространстве от себя (вперед, назад, вправо, влево, вниз, верх)

 

8.

Различать и называть время суток (утро, день, вечер, ночь).

 

 

В своей работе мы руководствовались программой «Пралеска» [17], в соответствии с которой детей четвертого года жизни надо научить узнавать и называть предметы и их свойства по непосредственному восприятию, различать по контрастной форме (круглые, квадратные, треугольные), цвету (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), величине (большой - маленький, тонкий - толстый, высокий - низкий), положению в пространстве на плоскости (край, угол, середина листа бумаги, стола, дощечки) и по отношению к ребенку (здесь-там, близко-далеко), а также делать первичные обобщения, группировать предметы по названным свойствам. Кроме того, дети должны узнавать, различать, называть основные геометрические тела (шар, куб) и фигуры (круг, квадрат, треугольник), практически сопоставлять с ними предметы соответствующей формы.

Методика, по которой проводилась диагностика, дана в Приложении 1.

Протокол оценки уровня сформированности сенсорных эталонов дан в Приложении 2.

На основании проведенной диагностики на констатирующем этапе  были получены следующие результаты (рис. 2.1)

Рисунок 2.1 – Уровни сформированности сенсорных эталонов на констатирующем этапе эксперимента

 

По данным проведенной диагностики на констатирующем этапе видно, что с высоким уровнем сформированности сенсорных эталонов – 6 человек (33,3%), со средним – 10 человек (55,6%), с низким – 2 человека (11,1%), с уровнем ниже среднего – нет ни одного дошкольника (всего было обследовано 18 детей группы).

Таким образом, можно констатировать, что в начале года в группе уровень сформированности сенсорных эталонов у детей 3-4 лет находился на среднем уровне.

 

2.2. Использование дидактической  игры в сенсорном воспитании  младших дошкольников

 

Проанализировав результаты диагностики, мы решили провести формирующий эксперимент по развитию сенсорных эталонов у детей данной группы с помощью дидактических игр.

Главной целью данной работы являлось формирование у детей главных сенсорных эталонов.

В соответствии с целью были сформированы основные задачи опыта:

- в области знаний

* ознакомление детей с формой и величиной предметов;

* усвоение системы цветных эталонов;

* развитие целенаправленного слухового восприятия;

* развитие тактильной чувствительности, обоняния, осязания;

* повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании сенсорных эталонов у дошкольников;

- в области умений

* развитие мелкой моторики;

* развитие связной речи детей;

* развитие интеллектуальных способностей;

* содействие развитию творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности;

* способствовать возникновению у детей положительного созидания.

В своей работе мы наметили использования различных форм работы с детьми, но ведущей формой в нашем формирующем эксперименте были дидактические игры.

На рис. 2.1 наглядно представим формы работы с детьми, обозначенные нами в данном направлении.

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 


 

 

Рисунок 2.1 – Формы работы с детьми

 

Одним из условий для осуществления поставленных задач, является организация предметно – развивающего пространства, которое состоит из модулей.

Модуль – функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством взаимозаменяемости.

Таблицы с указанием типа и наименования материала взяты нами в аннотированном каталоге «Материалы и оборудование для детского сада» И.Ю.Степановой [24].

Модули размещены с учетом:

· свободного доступа

· возрастных и психологических особенностей

· свободы пространства

· стабильности

· гигиенических требований

· жизненного опыта

На рис. 2.2 представим организацию предметно-развивающего пространства.


 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Предметно-развивающее пространство

 

Рассмотрим содержание каждого модуля в отдельности.

Модуль развития мелкой моторики и речи.

Цель: учить детей простейшим способам действий с предметами, совершенствовать  координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем, развивать связную речь.

Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, интеллект.

В этом модуле дошкольники собирают пирамидки, нанизывают кольца на стержни, вставляют вкладыши в рамки, шнуруют, застегивают пуговицы, выполняют упражнения дидактического пособия «Сенсорный куб».

 

 

Тип материала

Наименование

 

 

Объекты для

исследования в

действии

Пирамидки, окрашенные в основные цвета

Стержни для нанизывания с цветными кольцами

Объемные вкладыши

Матрешки

Доски – вкладыши

Рамки – вкладыши

Кубы с прорезями разной формы

Мозаика

Набор для завинчивания

Рамка с застежками (шнуровка, пуговицы, крючки , кнопки )

Панно со съемными элементами

Природный и бросовый материал

Дидактическое пособие «Сенсорный куб»


 

Модуль восприятия формы и величины.

Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры и тела.

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, образное мышление.

Манипулируя с объектами данного модуля, называя на ощупь предметы из «Чудесного мешочка», выкладывая по величине геометрических тел, у детей развиваются сенсорные способности.

Тип материала

Наименование

 

 

 

Объекты для

исследования в

действии

Объемные вкладыши

Доски – вкладыши

Рамки – вкладыши

Набор объемных геометрических тел

Набор геометрических тел для сериации по величине

Кубы с прорезями разной формы

Набор плоскостных геометрических форм

Чудесный мешочек с набором геометрических форм

Набор для сериации по величине


 

Модуль цветового восприятия.

Цель: Учить детей классифицировать предметы по цвету.

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память.

Развитию цветового восприятия способствует подбор палочек, бусинок, прищепок, ленточек по цвету, выкладывание из мозаики и бигудей картинок, проведение дидактических игр, например, «Спрячь мышку», «Сделаем кукле бусы», «Воздушные шары».

Тип материала

Наименование

 

Объекты для

исследования в

действии

Набор цветных палочек

Набор кубиков с цветными гранями

Мозаика

Бусы, ленточки, прищепки …

Д/игра «Чудо – бигуди » (приложение 3)


 

Модуль слухового развития.

Цель: Восприятие и дифференциация шумовых различий и звуков различной высоты.

Задачи: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, внимания, воображения подготовка к восприятию музыки.

Слушая звучание различных инструментов, дети учатся отличать бубен от колокольчика, трещотку от дудочки ит.д., у них развивается фонематический слух. Развитию слуховой памяти способствует проведение дидактических игр: «Угадай на чем играю?», «Звуковые загадки».

Информация о работе Теоретические основы изучения использования дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников