Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания.
2. Определить сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы.
3. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания
4. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
ИГРЫ-ЗАГАДКИ. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
ИГРЫ-БЕСЕДЫ. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Они воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на их содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий [23].
Отличительной особенностью дидактической игры является ее специфическая структура, включающая ряд компонентов: цель, содержание, игровые действия, средства, результат [23; 26].
Цель дидактической игры - реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры - «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?» и побуждает к активным действиям.
Сведение цели дидактической игры только к решению дидактической задачи обедняет ее воспитательный, развивающий потенциал и зачастую выводит на уровень дидактического упражнения. А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.П.Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза). Но вместе с тем следует отметить уникальные возможности дидактической игры и по другим направлениям личностного развития. В первую очередь – то влияние, которое она оказывает на становление нормативной регуляции поведения как одного из важнейших механизмов социального развития детей старшего дошкольного возраста. Нормы социальной культуры (гендерной, нравственно-этической, бытовой), передаваемые ребенку взрослым, зачастую осваиваются на неосознанном уровне, реализуются без желания, благодаря авторитету взрослого, его воспитательным установкам. В дидактической же игре ребенок подчиняется правилу по собственному желанию, оно становится мотивационным основанием возможного выигрыша. Транслируя опыт успешного выполнения правил игры во взаимодействии со сверстниками в реальной жизни, ребенок тем самым интериоризирует социокультурные нормы (правила), делая их субъективным достоянием [10].
Не менее важное значение в личностном развитии ребенка имеет содержание дидактической игры, то есть те сферы окружающей действительности, те представления об окружающем мире (предметы и явления, природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни), которые находят отражение в игре. Воспринимаемый ребенком мир отличается разнообразием окружающей жизни, обилием находящихся в поле зрения объектов, широтой, безграничностью информационного поля. Недифференцированность, диффузность детского восприятия, неумение видеть в предмете разные его стороны, несобранность внимания зачастую затрудняет процесс познания окружающего мира. Включенность разных (доступных возрасту) сфер познания в содержании дидактических игр позволяет ограничить поступающую информацию, концентрировать детское восприятие и привлечь внимание к наиболее сущностным характеристикам природных, предметных и социальных объектов. Содержание дидактической игры как определенной сферы окружающей действительности позволяет сосредоточить внимание ребенка на одной стороне предмета, объекта, явления, нивелировать влияние отвлекающих факторов.
Особое значение в дидактической игре имеют игровые действия (способы решения игровой задачи), которые направляют и контролируют выполнение в игре игровых правил, предписывают, что необходимо сделать ребенку в ходе игры. Как отмечается в работах Е.И.Удальцовой, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. Прежде всего детей интересует игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил. Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками [26].
Существенно то, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения познавательной задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действий.
Игровые действия придают дидактической игре особое очарование, яркую, эмоциональную окраску. Чем разнообразнее и содержательнее игровое действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи. Игровые действия – загадывание, отгадывание, сравнение, группировка, объединение деталей, движение по маршруту, подбадривание игроков, действия, контролирующие правильное выполнение задач - эти и многие другие создают тот положительный фон, на котором, как утверждают физиологи, все психические процессы протекают более активно.
Важнейшим структурным элементом дидактической игры в контексте нашего исследования являются ее средства – игровой материал, игровое пространство, взаимоотношения, обусловленные правилами игры между участниками. Игровой материал - это пособия, предметы, игрушки и другие атрибуты, используемые в игре. Принципы построения системы дидактических материалов представлены в исследованиях Б.И. Хачапуридзе и К.Г. Мачабели:
1. Дидактические
материалы должны специально
конструироваться так, чтобы технически
обеспечивать воссоздание
2. Система
материалов должна состоять из
пособий как для игры
3. Дидактические
материалы должны быть
4. Дидактический
материал должен быть
5. Дидактический
материал должен давать
6. Дидактические
материалы и игровые ситуации
должны включать возможность
повторения данного рода
7. В игровой ситуации должен обеспечиваться взаимоконтроль и самоконтроль правильности решения задачи [27].
Основой построения дидактической игры, главным орудием управления педагогом познавательной и игровой деятельностью детей являются правила игры. Правила приобретают в игре ведущее дидактическое значение, через них воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношения детей в игре. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно, и дидактические цели могут остаться невыполненными. Дидактическое назначение правил осуществляется благодаря тому, что они представляют собой довольно точно фиксированный способ действия, развивают в детях способность само- и взаимоорганизации. И. Ивич, разрабатывая международный проект по сбору и сохранению традиционных игр, подчеркивает, что игра с правилами характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков. Правила носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников [13].
В исследованиях, проведенных под руководством Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой отмечено, что игровые правила задают весьма типичные схемы взаимодействия играющих внутри игрового цикла. Во-первых, функции участников могут быть одинаковы. Они последовательно реализуют игровые действия, состязаясь, друг с другом. Во-вторых, игра может включать две основные антагонистические функции и соответственно - две состязающиеся стороны (независимо от того, представлены они отдельными играющими или командами). В-третьих, в игре может быть выделена отдельная функция, отличающаяся от остальных преимущественной активностью (функция ведущего, например), от которой зависят действия остальных играющих [15].
Результат - это подведение итогов игры: выиграл - не выиграл, насколько близко подошел к выигрышу, каким был, как проявил себя в игре, достиг ли того, что хотел, состоялась ли игра; анализ оценка, самооценка. «В игре с правилами есть совершенно определенный, заранее заданный конечный результат, но это не просто результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т.е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры, и без них игра с правилами как особая форма не существует. В игре с правилами завершаемость процесса игры выигрышем связана с цикличностью этой деятельности. Продолжением процесса игры является повторение игрового цикла, вновь замыкающегося выигрышем. На цикличный, повторяемый характер игры с правилами как ее существенную черту указывал в своих работах Ж.Пиаже.
Выигрыш придает этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом хотя здесь и общие черты - получение заранее определенного конечного результата, наличие правил действия с материалом.
Таким образом, дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность, но деятельность специфическую, полноценную и достаточно содержательную, увлекательную, интересную и полезную для развития ребенка. При этом дидактическая игра в силу своих существенных характеристик, особенностей структурных элементов, имеет неоспоримую воспитательную ценность, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания и может быть эффективно использована в педагогическом процессе.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [14, c.6].
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий [14, c.6].
Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые (С.М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития.