Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания.
2. Определить сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы.
3. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания
4. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться - в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
4. В результате проведенного эксперимента, мы провели экспериментальную работу во 2 мл. группы ГУО ясли-сад_______, главной целью которой было сенсорное воспитание у детей средствами дидактических игр.
В соответствии с целью ее были сформированы основные задачи опыта:
- в области знаний:
* ознакомление детей с формой и величиной предметов;
* усвоение системы цветных эталонов;
* развитие целенаправленного слухового восприятия;
* развитие тактильной чувствительности, обоняния, осязания;
* повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании сенсорной культуры дошкольников;
- в области умений:
* развитие мелкой моторики;
* развитие связной речи детей;
* развитие интеллектуальных способностей;
* содействие развитию творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности;
* способствовать возникновению у детей положительного созидания.
Одним из условий для осуществления поставленных задач, является организация предметно – развивающего пространства, которое состоит из модулей. Основной формой сенсорного воспитания выступали разнообразные дидактические игры.
В результате проведенной диагностики в начале и конце учебного года, а также проведенного формирующего эксперимента, предполагающего сенсорное воспитание у детей 2 младшей группы с помощью использования дидактических игр и предметно-развивающего пространства, состоящего из модулей, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась: использование в педагогическом процессе дидактических игр по модулям предметно-развивающего пространства и целенаправленного педагогического воздействия способствует сенсорному воспитанию ребенка.
Диагностическая программа для определения уровня сформированности сенсорных эталонов при изучении элементарных математических представлении у детей
2-й младшей группы.
Методика 1. «Цветочки – бабочки» выявляет умение детей пользоваться приёмами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается карточка с нарисованными на ней цветочками и даётся 5 бабочек. Педагог говорит ребёнку: "В саду расцвели цветочки. Сначала один цветок, потом ещё один и ещё один. Сколько цветов расцвело в саду?'' (Предполагаемый ответ ребёнка "много", "три"). "Прилетели бабочки. стали садиться на цветочки. Посади, Серёжа, бабочек на цветочки. Сколько село бабочек?", столько и цветов).
Количество бабочек на 1-2 должно быть больше
Методика 2. «Улитки на грибочках» выявляет умение детей пользоваться приёмами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает карточку ребёнку и спрашивает : "Сколько нарисовано грибочков?. (Много, три). "А улиток у тебя больше или меньше, может быть, столько же? Как проверить?" Обратить внимание умеет ли ребёнок пользоваться приёмом приложения. Если ребёнок затрудняется ответить, предложить ему положить на карточку столько же улиток, сколько грибов. Задать те же вопросы: "Сколько грибочков? Сколько улиток? Чего больше?".
Количество улиток на 1 - 2 должно быть больше, чем грибов.
Методика 3 «Ленты для кукол» выявляет умение детей сравнивать предметы но величине, длине, используя приёмы наложения, приложения.
Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку или группе детей: "Наши куклы собрались на праздник и хотят нарядиться. В коробке есть длинные и короткие ленты. Выбери ленты для кукол: большой - длинную, маленькой - короткую". Дети выполняют задание. Педагог задаёт вопрос' "Из длинной ленты получится большой бант или маленький? А из короткой?".
Материал: 2 куклы, большая, маленькая, набор разноцветных ленточек.
Методика 4 «Утро, вечер, день, ночь» выявляет умение ориентироваться во времени - различать и называть части суток.
Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку; "Выбери пожалуйста, картинки, на которых изображено утро, день, вечер, ночь. Почему ты решил, что это день?".
Методика 5 «Составь картинку» выявляет умение детей сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине, используя приёмы наложения и приложения.
Инструкция к проведению. Педагог говорит - детям: "Сейчас мы составим красивую картинку? Найдите широкую красную полоску - это будет дорожка, и полежите её от высокой елочки к низкой (дети выполняют задание). От низкого домика к высокому ведет узкая желтая дорожка. На широкой желтой дорожке стоит высокая матрешка, а на красной узкой - низкая". В ходе выполнения задания педагог уточняет: "Это какая дорожка, широкая или узкая? А как ты узнал? Как их сравнить?" Затем он предлагает сравнить по толщине две палочки и ту, которая толще, "положить большому попугаю, а которая тоньше - маленькому".
Методика 6 «Наклей кружочки» выявляет умение детей сравнивать предметы по величине» различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребёнку: " Сегодня мы с вами будем делать разноцветные коврики для кукол. Приклейте на лист бумаги большой круг, а па него маленький". Когда эта работа будет выполнена, задать вопросы: «Что ты наклеиваешь? Какого цвета твой круг? Он большой или маленький? Какого цвета большой круг?» Те же действия ребёнок проводит с другими фигурами.
Maтериал: вырезанные из цветной бумаги треугольники, квадраты, круги разных цветов и размеров, листы белой бумаги, кисти, клей.
Приложение 3
Дидактическая игра «Чудо – бигуди »
Цель: развивать у детей сенсорные, интеллектуальные способности, мелкую моторику, воображение.
Для изготовления игры понадобится: ковролин, бигуди на липкой основе.
Колкая поверхность бигудей раздражает нервные окончания пальцев, что способствует активизации в мозгу речедвигательных центров и благотворно влияет на речь.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ.
* Предложить детям выложить из бигудей по схеме красный (синий, желтый, красный …) цветок, квадрат, домик, треугольник.
* Выложить из бигудей по схеме флажок, стул, стол …(цвет по желанию ребенка).
* Выложить из бигудей по схеме орнамент.
ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
· Придумай сам и выложи из бигудей какую хочешь картинку.
· Придумай сам и выложи из бигудей орнамент.
СХЕМЫ ДЛЯ ЗАДАНИЙ
квадрат треугольник
горка солнышко
цветок флажок
стол стул
забор ель
самолет человечек
ОРНАМЕНТЫ
Приложение 4
Дидактическая игра « Трогательная картинка »
«Трогательная » - трогать руками
Цель: учить детей обследовать предметы, сравнивать их; развивать тактильную чувствительность, интеллектуальные способности, активизировать словарь; формировать четкое дифференцированное восприятие качеств предметов (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, пушистый и т.д.).
Для изготовления картинки необходимы следующие материалы: вата, наждачная и цветная бумага, ткань различной фактуры, природный и бросовый материал, клей ПВА…
С помощью данных материалов нужно создать сюжетную картинку, например: на небе солнышко (из бархатной бумаги), облака ( из ваты), летит птица (из перьев), в озере плавает рыбка (наждачной бумаги), по дороге ползет черепаха (из скорлупы орехов), идет овечка (из меха) …
Варианты заданий.
Задания перечисляются по мере усложнения дидактической задачи.
1. Рассмотри картинку и назови предметы, которые на ней изображены.
2. Потрогай картинку руками и
назови похожие на ощупь
3. Найди на ощупь разные
4. Потрогай руками предметы и назови, какие они?
Варианты заданий с закрытыми глазами.
1. Потрогай предметы и назови, какие они?
2. Найди на ощупь похожие
3. Найди на ощупь разные
4. Найди на ощупь мягкие (гладкие, шершавые…) предметы.
5. Найди на ощупь рыбку, облако, черепаху, овечку и т. д.
Приложение 5
Описание метода «Педагог и ребенок ».
(на примере разучивания
упражнения «Скалолаз»
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображен скалолаз.
Педагог спрашивает: «Сашенька, кто это?»
(Ответ ребенка).
Педагог. Это скалолаз. Скалолаз – это тот человек, который лазает по горам. Наш куб будет – гора. Кулачок – скалолаз. А пальчики его ножки (отгибает указательный и средний пальцы). Саша, покажи мне своего скалолаза, покажи его ножки. Молодец! Смотри, Саша, как мой скалолаз лезет в гору. Я ставлю один пальчик в одно отверстие, другой в другое.
Вот так. Посмотри как «шагает» он по горе. А теперь ты, Саша, покажи как твой скалолаз умеет лазать по горе (если у ребенка не получается, педагог помогает ему). После того, как малыш усвоил движения одной рукой, воспитатель предлагает ему проделать упражнение другой рукой.
Педагог. Сашенька, послушай, какое стихотворение про скалолаза я тебе прочту:
Скалолаз наш очень ловкий
Лезет в гору без страховки.
А теперь, Саша, давай вместе с тобой расскажем про скалолаза (побуждать ребенка к повторению текста). После того, как малыш разучит стихотворение, педагог предлагает: «Сашенька, давай поиграем в скалолазов». Сейчас я тебе покажу, как мои скалолазы лезут в гору (показывает упражнение сначала одной, затем другой рукой при этом, «шагая» пальцами на каждый ударный слог). Теперь ты попробуй, повторяй за мной. Малышу предлагается «походить» правой, а затем левой рукой. Какие скалолазы у тебя хорошие! Молодец!
Приложение 6
Дидактическое пособие «Сенсорный куб»
Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер – сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки, шнуры , пластмассовые шары , колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох ,фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка, магниты, катушка.