Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания.
2. Определить сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы.
3. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания
4. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Тип материала |
Наименование |
Объекты для исследования в действии |
Музыкальная шкатулка |
Звучащие инструменты (барабаны колокольчики, пищалки, трещотки, дудочки и др .) | |
Наборы шумовых коробочек (по Монтессори) |
Модуль развития тактильных ощущений и обоняния.
Цель: дифференсация восприятия с помощью обоняния, температурных различий, развитие осязания, учить узнавать различные качества шершавых поверхностей.
Задачи: Развивать внимание, память, навыки классификации, активизировать словарь.
В этом модуле малыши учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь и по запаху с открытыми и закрытыми глазами.
Тип материала |
Наименование |
Объекты для исследования в действии |
Панно из тканей различной фактуры |
Предметы различающиеся размером, весом, текстурой, запахом | |
Природный материал | |
Д/игра «Трогательная картинка» (приложение 4) |
Модуль художественно – творческого развития.
Цель: развивать художественно вкус, творческие способности детей.
Задачи: развивать восприятие цвета, формы, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Здесь ребята работают с различными изобразительными средствами, они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь.
Тип материала |
Наименование |
Для рисования |
Наборы цветных карандашей |
Наборы фломастеров | |
Наборы шариковых ручек | |
Гуашь | |
Цветные мелки | |
Для лепки |
Глина |
Пластилин | |
Для аппликации |
Набор разных сортов бумаги |
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы |
Модуль элементарного экспериментирования.
Цель: развивать познавательный интерес.
Задачи: развивать память, мышление, навыки сопоставления, познакомить с категорией «причина – следствие».
Педагог с детьми проводит опыты и эксперименты с природным материалом, цветными и увеличительными стеклами, шампунем, гуашью. Малыши учатся экспериментировать, делать выводы, познавать мир.
Тип материала |
Наименование |
Объекты для исследования в действии |
Набор для экспериментирования с песком и водой |
Бумага, шампунь, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности и др . |
Модуль интеллектуального развития и конструктивных способностей.
Цель: развивать интеллектуальные, конструктивные и творческие способности.
Задачи: развивать внимание, мышление, память, воображение, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
Дети вместе с воспитателем и самостоятельно выполняют постройки из конструктора, строительного, природного и бросового материала.
Тип материала |
Наименование |
Строительный материал
|
Крупногабаритный напольный конструктор |
Комплект больших мягких модулей | |
Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичик, призмы, пластины) | |
Конструкторы |
«Лего» «Модуль», «Кроха» |
Природный и бросовый материал |
Для формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста мы использовали следующие методы: «Я и мама», «Педагог и ребенок», которые включают в себя: словесный, наглядный, практический, игровой методы.
Метод «Я и мама» используется во время проведения дидактических игр дома. (Родителям предлагались дидактические игры домой для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях).
Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ (приложение 5).
Словесный метод используется во время:
- проведения игр (творческих, дидактических);
- рассматривания наглядного материала;
- ответов и вопросов педагога и детей;
- рассказов воспитателя;
- экспериментирования.
Наглядный метод используется во время:
- проведения дидактических игр;
- экспериментирования;
- рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические).
Игровой метод используется в организации учебной - игровой деятельности.
Работая с детьми по воспитанию сенсорной культуры, мы использовали в работе дидактические игры Л.А.Венгера [3], З.М.Богуславской [2], О.М.Дьяченко [11], а также дидактическое пособие «Сенсорный куб» (приложение 6).
Работа с кубом проходила в четыре этапа.
I этап работы.
«Первичное ознакомление» - дети младшего дошкольного возраста.
Самостоятельная деятельность детей.
Знакомя детей с «Сенсорным кубом», воспитатель использовала метод «сюрпризности» - «Что это, для чего и что с ним можно сделать?».
Принесла пособие в группу. Дети самостоятельно изучали его, манипулировали различными предметами, просовывали пальчики в отверстия. Длительность первичного ознакомления 3 – 4 дня.
II этап работы.
«Взрослый + ребенок».
Совместное изучение пособия.
На втором этапе воспитатель приступила к занятиям с детьми. Вначале прочла стихотворение вслух и проделала самое простое упражнение «Массаж», как бы для себя, но постаралась проявить при этом максимум заинтересованности, эмоциональности и артистизма. Потом изобразила, что это упражнение у нее не получается, побудила малышей повторить, поиграть вместе. Так началась совместная деятельность педагога с детьми. Данная совместная деятельность проводилась ежедневно во второй половине дня в разделе «Сенсорное развитие». При ознакомлении детей с играми использовала метод погружения (от простого к сложному). Например, сначала разучили упражнение «Массаж», затем «Нора», «Скалолаз», «Муравейник», «Урожай» и т. д. Все упражнения сначала выполняли в медленном темпе, а затем темп увеличивался. Упражнения «Нора», «Скалолаз», «Замок» разучивали вначале одной, потом другой, а в завершении двумя руками. Например, проводя игу «Скалолаз», ребенок «ходит» по вертикальной поверхности куба указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходим» сначала поочередно одной, потом другой рукой, а затем двумя руками одновременно, говоря при этом:
Скалолаз наш очень ловкий
Лезет в гору без страховки.
Выполняя этюды, воспитатель обращала внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу и смыслу произносимых слов. Только так действия и темп воспринимаются малышами как единое целое, упражнения вызовут наибольший интерес. После овладения какими – то играми воспитатель начала включать их в занятие «Математическое развитие» (приложение 7) и другие режимные моменты.
III этап работы.
Когда у детей появились знания, интерес и любимые игры, они выполняли их самостоятельно, без напоминания.
IY этап работы.
« Косвенное руководство игрой» (май и летний период).
На этом этапе мы совместно с воспитателем следили за тем, чтобы дети, играя с кубом привлекали к совместной деятельности товарищей. Те малыши, которые хорошо изучили правила игр и текст стихотворений обучали других детей.
Все игры «Сенсорного куба» просты для выполнения, их регулярное повторение способствует развитию мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, внимания, речи. Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозг. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Играя с пальчиками, мы раздражаем их нервные окончания. Это способствует активизации в мозгу речедвигательных центров и благоприятно влияет на речь и мышление детей. Занимаясь с пособием, кисти рук детей становятся более гибкими и подвижными, что помогает будущим школьникам овладеть навыками письма. «Сенсорный куб» можно рекомендовать родителям, логопедам и воспитателям.
В конце года мы провели аналогичную диагностику сенсорных эталонов и получили следующие результаты (Приложение 8):
С высоким уровнем сформированности сенсорных эталонов в данной группе стал намного выше – теперь с высоким уровнем стало 16 детей, со средним – 1 человек, низкий – 2 человека, с уровнем ниже среднего – также ни одного (всего 18 детей).
Если представить данные диагностики в процентном отношении первого этапа диагностики ко второму, то это будет выглядеть так (табл. 2.2):
Таблица 2.2 – Результаты диагностики констатирующего и контрольного этапов
1 этап | ||||
18 чел. |
Высокий |
Средний |
Н. среднего |
Низкий |
6 |
10 |
- |
2 | |
33,3% |
55,6% |
0 |
11% | |
2 этап | ||||
18 чел. |
15 |
1 |
2 |
- |
83% |
6% |
11% |
0 |
Для большей наглядности повышения уровня сформированности сенсорных эталонов в данной группе изобразим результаты диагностики на диаграмме (рис. 2.3).
Рис. 2.3 – Результаты диагностики уровня сформированности сенсорных эталонов на контрольном этапе эксперимента
По данной диаграмме видно, что уровень сформированности сенсорных эталонов на контрольном этапе после проведения формирующего эксперимента значительно повысился и можно говорить о высоком уровне развития сенсорной культуры в целом по группе.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента, можно констатировать, что гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась: использование в педагогическом процессе дидактических игр по модулям предметно-развивающего пространства и целенаправленного педагогического воздействия способствует сенсорному воспитанию ребенка.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность, но деятельность специфическую, полноценную и достаточно содержательную, увлекательную, интересную и полезную для развития ребенка. При этом дидактическая игра в силу своих существенных характеристик, особенностей структурных элементов, имеет неоспоримую воспитательную ценность, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания и может быть эффективно использована в педагогическом процессе.
2. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
3. Основные задачи в сенсорном воспитании детей в младшем дошкольном возрасте.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.