Трудные дети: Взаимоотношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Некоторые причины, из-за которых ребенок может стать «трудным»……………………………………………………………….6
1.1. Хронические соматические заболевания и физические дефекты………………………………………………………………….6
1.2. Церебральные расстройства………………………………...7
1.3. Дети с ЗПР……………………………………………………9
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2. Педагогическая запущенность ребенка в семье…………..13
2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности……14
2.4. Нарушения со стороны родителей. Неврозы и патологические особенности личности……………………………….16
Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка……………………..19
3.1. Эмоциональные расстройства……………………………...19
3.1.1. синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации……………………………………………………………19
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность………………………………21
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2. Агрессивность детей………………………………………..23
3.3. Детская ложь………………………………………………...25
3.4. Аффективное поведение……………………………………26
3.5. Бродяжничество……………………………………………..27
3.6. Фрустрация…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

kurs1.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

     Отношение родителей к болезни ребенка  является не менее важным. Для некоторых  родителей трудно оставаться внимательными  к ребенку, инвалидность которого вызывает чувство вины или отвращения (это особенно относится к детям с врожденными уродствами). Иногда родители могут попытаться внести поправку на эти чувства и в результате принимают на себя неадекватно высокую функцию защиты ребенка или же становятся избыточно внимательными и заискивающими. Дети с физическими и соматическими дефектами нуждаются в определенной защите и поддержке, однако, подобно другим детям, они должны учиться быть самостоятельными и уметь самим заботиться о себе.

    1. . Церебральные расстройства.

     В то время как среди детей с  хроническими соматическими заболеваниями, не влияющими на работу мозга, отмечается незначительное повышение частоты случаев нарушения процесса обучения и эмоционального развития, у детей с травмой мозга или нарушениями его функций отклонения в психическом развитии встречаются гораздо чаще.

       Чтобы оказать таким детям  адекватную помощь, необходимо знать,  почему и как у них развиваются  эмоциональные нарушения и нарушения  поведения. Смысл первого вопроса  заключается в том, насколько  такие нарушения непосредственно  связаны с травмой мозга. Безусловно, существуют определенные состояния, которые являются прямым результатом мозговой травмы. Например, травма мозга может привести к некоторому снижению интеллекта, к появлению определенных речевых затруднений, а в отдельных случаях осложнять координацию движений. Кроме того, следствием мозговой травмы могут быть нарушения внимания.

     Однако  травма мозга не приводит к каким-то типичным или особым формам эмоциональных  нарушений или нарушений поведения. У детей с нарушениями мозговой функции обнаруживаются те же проблемы, что и в любой другой группе детей, включая состояния тревоги и страха, избыточной активности и агрессии, трудностей общения с другими детьми, антиобщественного поведения. Речь идет не о том, что нарушения психического развития у ребенка с детским церебральным параличом или эпилепсией являются какими-то особыми, дело просто заключается в том, что у них они встречаются гораздо чаще.

     Встает  вопрос: почему это так? Для ответа на него следует выяснить отличительные  особенности детей, у которых после перенесения мозговой травмы развиваются эмоциональные нарушения и нарушения поведения. Чем именно отличаются они от других детей с мозговой травмой, нормальных с точки зрения психического развития?

     Здесь важны несколько факторов. Эмоциональные нарушения и нарушения поведения отмечаются чаще, если травма затронула оба полушария мозга, следовательно, можно предположить, что важным является объем травмы. У детей с эпилепсией нарушения являются более частыми в той подгруппе, которая страдает психомоторными припадками. Такие припадки связаны с поражением височной доли мозга, поэтому место (очаг) повреждения также может сыграть свою роль.

     Вероятно, психические нарушения встречаются  чаще в тех случаях, когда следствиями  мозговой травмы являются припадки или аномальная электрическая активность мозга, таким образом, важен также тип возникающего церебрального нарушения.

     Все перечисленные факторы являются результатом травмы мозга, однако, помимо них, важную роль могут играть и факторы, не имеющие отношения к состоянию нервной системы. Они могут влиять как на здорового ребенка, так и на ребенка с мозговой травмой.

     Неврозы родителей, разлад супружеской жизни  и «разбитые семьи» обычно часто  связаны с появлением детских  психических расстройств. То же самое наблюдается и в семьях детей с церебральным параличом, эпилепсией и другими нарушениями деятельности мозга. Но перенесенная мозговая травма делает ребенка в этом случае более уязвимым при воздействии тех же самых стрессов и неблагоприятных влияний, каким подвергаются и здоровые дети.

     Если  попытаться на основе вышеперечисленного выделить механизмы, связывающие мозговую травму с появлением эмоциональных  нарушений или нарушений поведения, то становится ясно, что эти нарушения  могут возникать на основе действия нескольких различных механизмов.

     Один  из механизмов связан с особенностями  темперамента. Такие особенности  темперамента как нерегулярность физиологических  функций, отсутствие пластичности, повреждение  способности к адаптации, импульсивность и плохое внимание повышают вероятность появления эмоциональных расстройств и нарушений поведения, оказывая влияние на окружающих, ограничивая жизненный опыт самого ребенка и уменьшая его возможность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

     Еще один механизм подразумевает реакцию общества на имеющиеся у ребенка нарушения. Известны бытующие предрассудки, относящиеся к целому ряду соматических нарушений. Эти предрассудки существуют потому, что люди не понимают сути подобных нарушений и пугаются их. Предрассудки могут приводить к формированию такого отношения к ребенку, которое будет нарушать его психическое развитие.

     Собственное отношение ребенка к своим  дефектам также является важным моментом, поскольку в результате неправильного  отношения может развиться низкая самооценка. Некоторые из нарушений деятельности мозга являются особенно пугающими и тягостными для ребенка. Например, внезапная потеря сознания при эпилептическом припадке, может быть очень тягостной, ведь ребенок никогда не знает, когда в ходе приступа он потеряет сознание.

     Таким образом, обследование страдающего  психическими расстройствами ребенка, ранее перенесшего мозговую травму, должно носить комплексный характер. мозговая травма создает для ребенка  повышенный риск возникновения психического расстройства, однако сам факт перенесенной травмы не объясняет, почему возникают те или иные осложнения. Необходимо определить, какие факторы, связанные с самим ребенком и его окружением, привели к появлению данного нарушения и какие из этих факторов действуют в настоящий момент.           

     1.3. Дети с задержкой  психического развития (ЗПР).

     При правильном воспитании ребёнок проявляет  достаточный ум, сообразительность, самостоятельность, инициативу. Если же были упущения в воспитании и развитии ребёнка, он начинает отставать от своих ровесников. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к задержке психического развития, которая в дальнейшем не только не позволяет ребёнку успешно учиться в школе, но и в особо сложных ситуациях ставит под удар его здоровье.

     Дети  страдают патологической возбудимостью, несобранностью, жалуются на головную боль, рвоту, плохо спят, не могут  справляться с простыми умственными  задачами и наряду с этим серьёзно нарушают нормы поведения в детском  саду или школе. Дети с ЗПР всем видам деятельности предпочитают игры, характерные для младших (например, катают взад-вперёд машинку, разбрасывают кубики), избегают общения с товарищами по группе и более старшими детьми, не доводят до конца начатое дело, бывают капризными, особенно в присутствии матери. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не любят книги, занятия, не проявляют интереса к окружающему. В старшем дошкольном возрасте, как правило, появляется нравственное неблагополучие личности: ребёнок избегает непосильных заданий, не может преодолеть свою леность, не пользуется из-за этого авторитетом у других детей и постепенно озлобляется против них.

     Можно предположить, что, общаясь с ребёнком, родители не обсуждали с ним ситуации, которые  требовали внимания, сообразительности, не приучили его осмысливать события, учитывать обстоятельства, делать выводы.
     Трудности, связанные  с воспитанием такого ребёнка, ещё  более скажутся, когда он пойдёт в школу. И поскольку коррекция  поведения ребёнка с возрастом  не становится проще, а, наоборот, усложняется, то необходимо всё сделать для преодоления ЗПР таких детей.

           Итак, хронические  соматические заболевания, церебральные расстройства, пограничные состояния  нервной системы в разной мере влияют на появление «трудностей» у детей. Влияние это не является прямым, оно косвенно. Кроме того, не все дети с данными нарушениями могут проявлять трудности характера. Это зависит от различных факторов: от темперамента ребенка, от отношений между супругами и между родителями и детьми, от социального окружения и его отношения к болезни ребенка. Кроме того, в случае церебральных расстройств на возникновение эмоциональных нарушений и нарушений  поведения влияют также такие факторы, как объем травмы, очаг повреждения и тип возникающего церебрального нарушения.

Глава 2. Роль семьи в  психическом развитии ребёнка.
 

2.1. Влияние отношений  в семье на характер  ребёнка.

     Для развития ребенка большое значение имеет возникновение эмоциональных  связей с другими людьми. Эти отношения привязанности, возникающие на протяжении первых 2-3 лет жизни, отличаются особой избирательностью, некоторые из них становятся для ребенка более важными, чем другие. Такие ранние привязанности ребенка, вероятно, составляют основу его будущих отношений с людьми, и тот ребенок, которому в раннем детстве не удалось установить безопасную связь с взрослыми, скоре всего и в  старшем возрасте встретится со значительными трудностями при общении с другими. Вообще говоря, эмоциональные отношения связывают ребенка с теми людьми, которые наиболее часто общаются с ним, поэтому обычно такими людьми являются члены семьи, прежде всего родители.

     Избалованность, аффективное поведение, недружелюбное отношение к другим детям и взрослым, отставание ребёнка в развитии – всё это сигнализирует о том, что его семья нуждается в особых методах коррекции, воспитательного влияния.

            Это в первую  очередь относится к неблагополучным  семьям, то есть к таким, в  которых имеется источник отрицательного  влияния на детей, где родители  или не уделяют достаточного внимания воспитанию ребёнка, или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. Зачастую дети в таких семьях просто не знают, что, кроме окриков, грубости, побоев, существуют и другие формы общения между людьми, и страдают от недостатка внимания взрослых.

     Большого  внимания к себе требуют такие  семьи, которые воспитывают единственного  ребёнка. Здесь часто растут избалованные дети, у которых формируются завышенные представления о своих возможностях и такие же потребности.

     Проблема «трудности» ребёнка может также возникнуть и в педагогически ослабленных семьях. Например, в таких семьях, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребёнка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома.

       Особую группу педагогически  ослабленных семей составляют  неполные семьи, то есть такие,  в которых нет одного из  родителей. Существуют специфические  моменты, связанные с наличием  только одного из родителей  в семье. Во-первых, это особое  положение остающегося родителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом. Когда дела идут плохо родитель-одиночка вынужден искать совета и помощи вне семьи. Общество в свою очередь оказывает давление на родителя-одиночку. Во-вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В-третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. В-четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации.

     Обширная  литература связывает антиобщественное поведение детей с «разбитыми семьями», что, безусловно, справедливо. Почему существует такая связь, и какой психологический механизм опосредует этот эффект? Приносит ли вред сам разрыв как таковой или же те обстоятельства, которые ведут к разрыву или являются его следствием?

     Ответ заключается в наблюдении, сделанном  в рамках трех различных исследований. Это наблюдение состоит в том, что риск асоциального поведения резко повышается, если родители расходятся или разводятся, однако этот риск увеличивается незначительно, если один из родителей умирает. Это позволяет предположить, что именно разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению ребенка. Разлады родителей связаны с асоциальным поведением у детей, даже если семья остается целой. По существу, создается впечатление, что антиобщественное поведение может встречаться чаще среди детей из плохих, но не распавшихся семей по сравнению с распавшимися.

Информация о работе Трудные дети: Взаимоотношения в семье