Трудные дети: Взаимоотношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Некоторые причины, из-за которых ребенок может стать «трудным»……………………………………………………………….6
1.1. Хронические соматические заболевания и физические дефекты………………………………………………………………….6
1.2. Церебральные расстройства………………………………...7
1.3. Дети с ЗПР……………………………………………………9
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2. Педагогическая запущенность ребенка в семье…………..13
2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности……14
2.4. Нарушения со стороны родителей. Неврозы и патологические особенности личности……………………………….16
Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка……………………..19
3.1. Эмоциональные расстройства……………………………...19
3.1.1. синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации……………………………………………………………19
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность………………………………21
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2. Агрессивность детей………………………………………..23
3.3. Детская ложь………………………………………………...25
3.4. Аффективное поведение……………………………………26
3.5. Бродяжничество……………………………………………..27
3.6. Фрустрация…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

kurs1.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

     Для того, чтобы получить правильное представление  о работающих в этой ситуации механизмах, необходимо рассмотреть ее более  детально. Первый вопрос заключается в том, какого рода семейные раздоры приводят к антиобщественному поведению ребенка. Сначала считалось, что центральной фигурой является ребенок, которым пренебрегают его родители. Пренебрежение может проявляться в форме тенденции осуждающе или обидно разговаривать с ребенком, обвинять его без повода и распространять на все его действия критические замечания. Вдобавок может присутствовать элемент физического пренебрежения или жестокости, однако могут также наблюдаться компенсаторная гиперопека и повышенная заботливость.

     Первый  опыт взаимоотношений с окружающими  приобретается в семье. Всё, что  наблюдает ребёнок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в воспитании, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том, что можно и чего нельзя делать, где добро, а где зло, что хорошо и что плохо, воспринимаются ребёнком от родителей как единственно возможные, то изменить их нельзя, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их влияния на ребёнка.  

     2.2. Педагогическая запущенность ребёнка в семье.

           Почему понятие  «трудный ребёнок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и больше детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приёмы педагогического воздействия.

     Почему  учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености, жестокости детей, которые только-только пришли в первый класс?

     Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость  не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего «трудным» ребёнок становится вследствие педагогической запущенности, то есть неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания.

     Итак, педагогическая запущенность как процесс  для многих детей начинается в дошкольном возрасте. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определённые предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в старшем и зрелом возрасте.

     Как бы ни были серьёзны нарушения в  поведении дошкольника и младшего школьника, они не затрагивают всю  систему его отношения к другим. Как правило, дети сохраняют доброе расположение к взрослому, стремление быть хорошим, всегда ищут человека, у которого они могли бы заслужить одобрение.

     Осознавая всю сложность проблемы формирования и преодоления педагогической запущенности дошкольников, следует помнить, что пластичность их нервной системы создаёт наиболее приятные предпосылки для коррекции поведения и личных качеств ребёнка.

     Недооценка  роли раннего периода детства  как наиболее благоприятного для  профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их проступков, которые не таят в себе серьёзной опасности для окружающих. Опасность, которую они представляют для самого ребёнка, зачастую в расчёт не берётся. К тому же родители всегда имеют в своём распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообразными с педагогической точки зрения, всё же дают сиюминутный результат (например, окрик, отстранение от игры, угроза наказать и наказание). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребёнка, совершившего первый, пусть самый незначительный проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то у него может сформироваться искажённое понимание нравственных ценностей, неправильное отношение к окружающему.

     Таким образом, педагогическая запущенность – двусторонний процесс – неблагоприятного воздействия на ребенка и накопления им нежелательных качеств – и одновременно состояние ребенка, развитие личности которого уже нуждается в коррекции.

     2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности ребёнка.

     Недооценку  детей 1,5-2 лет к самостоятельности (самому снять или надеть одежду, подать кому-либо какую-то вещь) исследователи  связывают с появлением привычки добиваться результатов только с  посторонней помощью, упрямства, пассивности, лени. Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к 6-7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера.

     Замечено, что дети, приученные с раннего  возраста к самостоятельности, в будущем менее податливы вредным влияниям, реже копируют дурные поступки, сами определяют линию своего поведения. Тот, кого родители опекают, потом ждёт опеки в среде сверстников и часто оказывается в полной зависимости от лидеров неформальных групп, слепо выполняет их волю.

     Ребёнок, привыкший постоянно ощущать  внимание к своей особе, чрезмерную заботу о себе, часто действует, исходя не из того, что происходит во внешнем  мире, а из того, что нравится и  что хочется ему. А когда взрослые вынуждены ограничить его желания, он не понимает почему, начинает сопротивляться: упрямится, стремится добиться своего во что бы то ни стало. Детские капризы, упрямство в достижении желаемой цели, неумение спокойно реагировать на отказ – это опасный изъян. Он способствует зарождению эгоизма. Сначала формируются установки: «Хочу, и всё», «Мне, и никому больше». Потом требования возрастают. Возникает потребительство.

     Такое качество, как эгоистичность, непосредственно  связано с трудновоспитуемостью. Эгоистичный ребёнок привык к тому, что все его требования, капризы беспрекословно выполняются. Упрямство, дерзость в этом случае выступают средством осуществления своих желаний. Недисциплинированность проявляется как результат нежелания выполнять требования, нормы, обязательные для всех.

       Если ребёнок привыкает, что  родители «обслуживают» его, выполняют  все его желания, это ведёт  к формированию иждивенчества,  что крайне неблагоприятно влияет  на дальнейшее развитие личности. Это качество проявляется в  отказе от напряжения в труде  – умственном и физическом. В результате у ребёнка не формируется трудолюбие.

     Родители  должны осознавать, что развитие самостоятельности  у ребенка требует большого напряжения внутренних сил. В это время ребенок  особенно нуждается в руководстве  процессом развития, так как неудачный опыт развития самостоятельности часто становится источником повышенной враждебности. Исходящая изнутри потребность действовать самостоятельно и по собственному усмотрению является врожденной и порой может натолкнуть ребенка на совершение поступков, которые он сам бы не хотел совершать. Именно это побуждающее давление внутренних сил должно быть хорошо организованно. Имеется в виду такой стиль руководства, который направит развитие ребенка в нужное русло – к конструктивному самоутверждению, не позволяя при этом развиться нежелательной враждебности. Для этого, прежде всего, необходимо понимать и уважать потребность ребенка в соответствующей возрасту самостоятельности, в исследовании окружающего мира, не забывая при этом об ограничениях и помощи ребенку в конструктивном овладении побуждающим давлением изнутри.

     Специальная организация домашнего пространства, создание безопасной атмосферы дома позволяет избежать ненужной фрустрации потребностей ребенка в исследовании окружающих предметов, установления строгих ограничений, бессмысленных конфликтов. Всегда следует помнить, что ребенок нуждается в руководстве, внимании к нему и в то же время самостоятельности, нуждается в возможности действовать независимо.

     Исследования  показывают, что уже с первых дней жизни, в периоды бодрствования, ребенок начинает интересоваться непосредственным окружением. Сначала это зрительное исследование, младенец рассматривает сам себя. Позже к зрительному изучению добавляется физическое, то есть активное овладение собственным телом, исследование и контроль среды, в которой он оказался после рождения.

     Любая мать ребенка от 1 до 2 лет вынуждена  часто вмешиваться в его действия, поскольку его исследовательская  активность оказывается небезопасной как для него самого, так и для окружающих предметов. Здесь родительское вмешательство необходимо для защиты и благополучия ребенка, а также и его социализации.

     К полугоду жизни ребенка родители начинают сталкиваться с реакцией раздражения  и гнева при попытках вмешаться  в исследовательскую активность ребенка. Чем чаще происходят вмешательства, тем выше уровень раздражения и гнева. А частое вмешательство, противоположное потребности к исследованию и самостоятельности в первые годы жизни, вызывает чувство чрезмерного неудовольствия, результатом которого оказывается враждебность к тому, кто слишком часто вмешивается.

     Следует сделать заметку о степени  вмешательства: чрезмерная фрустрация потребности к самостоятельности  может существенно ограничить потребность  учиться, узнавать новое, может повлиять на развитие интеллекта. Таким образом, родителям очень важно создать для ребенка такую среду, которая позволила бы ему действовать самостоятельно.

     Нужно подчеркнуть, что главные побуждающие  силы стремления к самостоятельности  являются одновременно и биологическими, и психологическими. Ребенок в той же степени является жертвой внутренних сил, давления, в какой и объекты, которые он исследует и может повредить.

     Создать полностью безопасный для ребенка  дом, где отсутствовали бы возможности  болезненных столкновений, практически невозможно и не нужно. Кризисы будут возникать из-за необходимости ограничивать активность ребенка, пренебрегать его желаниями, говорить ему «нельзя». Всем родителям приходится прибегать вопреки воле ребенка к ограничению его активности.

     Важное  условие развития ребенка состоит  в поощрении его активности, будь то спорт или художественное творчество, учеба или приобретение полезных навыков. Самостоятельность благотворно  влияет на развитие индивидуальных склонностей, эффективно сказывается на формировании личности.  
 

     2.4. Нарушения со стороны  родителей. Неврозы  и патологические  особенности личности.

     В ряде исследований было продемонстрировано, что дети с эмоциональными трудностями  или проблемами поведения встречаются  чаще у родителей с хроническими депрессивными или невротическими заболеваниями, а также у родителей с патологическими чертами личности. Как правило, родители, страдающие неврозами, имеют детей с эмоциональными расстройствами, а родители с личностными нарушениями имеют детей, для которых характерно социальное или агрессивное поведение. Механизмов образования этой связи, вероятно, несколько. Следует подчеркнуть, что во многих семьях, где родители страдают неврозами, дети растут совершенно нормальными; соответственно, любое объяснение не должно противоречить наблюдению, что лишь в некоторых семьях на детей оказывают влияние нарушения со стороны родителей.

     Во-первых, иногда главная роль принадлежит  генетическим факторам. Известно, что  при неврозах, как и при нарушениях личности, существует важный наследственный компонент и родители могут передавать следующему поколению биологически повышенную ранимость. Однако большинство детей с эмоциональными нарушениями, вырастая, не заболевают неврозами, и поэтому недостаточно ясно, в какой степени нарушения в детстве и во взрослом состоянии являются сходными. Когда же речь идет о социальном поведении, то здесь роль генетического компонента довольно незначительна, и представляется маловероятным, что наследственность определяет в этих случаях связь подобных расстройств в поведении у детей с нарушениями личности у взрослых, хотя нет сомнений в том, что в редких случаях такое явление может иметь место.

     Во-вторых, существует прямое влияние психических  нарушений у родителей на жизнь  в семье. Родители, страдающие депрессиями, часто бывают весьма раздражительными, что нередко достаточно сильно отражается на детях. Тревога и страхи родителей могут быть причиной ограничения детей в их играх, поскольку родители волнуются из-за того, что с детьми может что-нибудь произойти. Тяжелая форма невроза или другого психического заболевания может лишить родителей способности заботиться о доме, включая уход за детьми.

     В-третьих, существуют влияния процессов подражания и идентификации. Отец или мать с  теми или иными страхами могут передавать эти страхи своим детям. Когда отец или мать в ситуации стресса прибегают к ипохондрическим жалобам, дети учатся вести себя так же.

Информация о работе Трудные дети: Взаимоотношения в семье