Трудные дети: Взаимоотношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Некоторые причины, из-за которых ребенок может стать «трудным»……………………………………………………………….6
1.1. Хронические соматические заболевания и физические дефекты………………………………………………………………….6
1.2. Церебральные расстройства………………………………...7
1.3. Дети с ЗПР……………………………………………………9
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2. Педагогическая запущенность ребенка в семье…………..13
2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности……14
2.4. Нарушения со стороны родителей. Неврозы и патологические особенности личности……………………………….16
Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка……………………..19
3.1. Эмоциональные расстройства……………………………...19
3.1.1. синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации……………………………………………………………19
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность………………………………21
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2. Агрессивность детей………………………………………..23
3.3. Детская ложь………………………………………………...25
3.4. Аффективное поведение……………………………………26
3.5. Бродяжничество……………………………………………..27
3.6. Фрустрация…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

kurs1.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

     Агрессивность как в форме настойчивости  и упрямства (недеструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная) влияет на эмоциональное развитие и благополучие человека, на формирование личности, на психическое здоровье. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств.

       Непосредственные исследования  поведения детей и их родителей  (матерей в первую очередь)  показали, что агрессивность проявляется  в различных формах у любого  ребенка с раннего возраста. Все  формы агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей.

     Для простоты можно ограничить изложение  двумя формами агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворения желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.

     Другая  форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее  боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, желание отомстить и т. п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизм ее продуцирования существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс).

     Деструктивная враждебность, как и другие формы агрессивности, вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. Предполагается, что в этом и состоит суть враждебного поведения и проявлений ненависти и ярости.

     Подобная  форма агрессивности, носящая характер амбивалентности, может приводить  к возникновению эмоциональных  конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому.

     Итак, агрессивность неоднородна. С одной  стороны, она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в нашей способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера.

     3.3. Детская ложь.

     От  чего ребенок спасается ложью? Когда  родители замечают, что ребенок их обманывает? В тот момент, когда  он в чем-то не подчинился им или  оказался вне рамок одобряемого  ими поведения. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда эти рамки становятся для него слишком жесткими и тесными.

     Иными словами ребенок врет, когда хочет  избежать наказания или порицания, когда стремится выскользнуть из-под  пресса власти взрослых; он отмалчивается и скрытничает, оберегая свое право на тайну, на собственную независимость и приватность.

     При конфликте взрослые полагают себя правыми  только потому, что они взрослые. Очень часто родители требуют  подчинения, поведения «по правилам», не желая задуматься над тем, что у ребенка, даже самого маленького, может быть свое мнение; они позволяют себе этим мнением пренебречь.

     Как часто, запрещая ребенку что-то, родители утешают себя тем, что заботятся  о его безопасности, стремятся  предотвратить развитие дурных наклонностей и вредных привычек, оберегают его здоровье. На самом деле очень часто запреты эти и ограничения в значительной степени помогают самим родителям сохранить собственный покой.

     Агрессивно  реагируя на поступки ребенка, родители вызывают у него страх, который очень скоро делается привычным; ожидая крика, грубости, наказания, он, естественно, старается их избежать. И один из способов – ложь.

     Одним словом, если спокойно обдумать ситуацию, станет понятно: лукавством, умолчанием и прямым враньем ребенок спасается от давления взрослых, от их грубости, выскальзывает из сетей чрезмерной опеки, защищается от их повышенной тревожности и нервозности.

     Ложь, по сути дела, помогает ему уцелеть  как личности, не сломаться под  гнетом ограничений и запретов, исходящих  от взрослых и питающихся зачастую их слабостью и страхом.

     3.4. Аффективное поведение.

     Под отрицательными аффективными переживаниями  понимаются такие переживания, в  основе которых лежит неудовлетворенность  каких-либо жизненно важных для ребенка  потребностей или конфликт. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, то есть те достижения, которых он во что бы то ни стало хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, то есть самооценке. Эта самооценка становится для него привычной, в результате чего у него возникает потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность – значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью, чего он не хочет и не может допустить.

     Фактическая невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает ребенка с неуспехом. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает самый факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Ни в коем случае не желая допустить в сознание что-либо способное поколебать его самооценку, ребенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим.

     Перечисленные выше формы аффективного поведения, по существу, и являются такой неадекватной реакцией ребенка на неуспех. Так, например, если ребенок в противоположность своим притязаниям не смог выполнить задание, не получил того признания, на которое рассчитывал, то у него может возникнуть одна из форм аффективного поведения – повышенная обидчивость, которая в этих случаях возникает в результате того, что он неадекватно оценивает ситуацию. Он считает, что с ним поступили несправедливо (либо его не поняли, либо неправильно оценили, либо несправедливо обошли), в то время, как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершено не было и причина неуспеха лежала в нем самом. Точно так же при анализе обнаруживается, что и за драчливостью, и за упрямством, и за негативизмом, как и за всеми другими подобными формами поведения, всегда кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную для него ситуацию.

     Неадекватные  реакции ребенка в свою очередь  вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет аффективные  переживания ребенка. Реагируя таким  образом, ребенок как бы находит  оправдание своим неуспехам, видя причину этого неуспеха не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах, в случайных событиях и т. п.

     Неадекватная  реакция при таком понимании  выступает как защитная реакция  ребенка, позволяющая ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себе, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний. Другими словами, неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности.

     С другой стороны, неадекватную реакцию можно рассматривать как симптом наличия у ребенка отрицательных аффективных переживаний.

     3.5 Бродяжничество.

     Уход  ребенка из дома – явление нечастое. Однако то тут, то там такое время  от времени случается. Поэтому стоит рассказать о механизмах детского бродяжничества, тем более, что эта проблема тесно переплетается со многими другими.

     Прежде  всего, важно подчеркнуть, что подобный феномен в своем наиболее ярком  проявлении отмечен и описан психиатрами  под названием «дромомания» (от греческих слов «дромос» - дорога, путь и «мания» – одержимость, страстное влечение). Это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями обычно как последствие ушибов головы, сотрясений и заболеваний головного мозга. Дромомания – не самостоятельное психическое заболевание. Обычно она выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и др. если очевидно, что страсть к бродяжничеству является одним из проявлений органического мозгового поражения или серьезного психического заболевания, то устранить ее (наряду с прочими симптомами) возможно лишь при специальном лечении, назначенном психиатром.

     Но  и нормальные дети, которые не страдают выраженными психическими расстройствами, иногда демонстрируют явную ненормальность поведения – уход из дома. Каковы же основные причины такого поведения?

     Иногда  основным побудительным мотивом  является так называемый сенсорный  голод – потребность во множестве  новых и ярких впечатлений. Ребенок, которому наскучило однообразие  будней, вдруг может отправиться  в далекие страны (чаще всего – знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры ровесников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

     Такого  рода бродяжничеству подвержены инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывают их настолько, что дети теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности.

     Впрочем, романтический характер побегов  инфантильных детей нетипичен. гораздо чаще они бродяжничают просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от требований взрослых. Возвращенные домой они, не редко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неудержимым соблазном вольной жизни без всяких ограничений.

     Такое поведение, в отличие от истинной дромомании, как правило, является результатом  ошибок в воспитании, прежде всего  – недостаточного внимания родителей  к потребностям и интересам ребенка. По мере становления личности, накопления жизненного опыта романтическое и в общем-то безалаберное восприятие жизни сменяется более трезвым, ответственным. В юношеском возрасте тяга к бродяжничеству, порожденная описанными причинами, практически сходит на нет.

       Однако специалисты, изучавшие  психологические мотивы малолетних бродяг, указывают: если среди них и встречаются жертвы необузданной фантазии и инфантильной безответственности, то не так часто. В подавляющем большинстве случаев уход из дома является своеобразной реакцией ребенка на какие-то неблагоприятные (или воспринимаемые им как таковые) обстоятельства его жизни.

     Надо  отметить, что до семилетнего возраста случаи ухода детей из дома случаются  крайне редко. Их психологическая зависимость  от родителей еще чрезвычайно  сильна.

     Уход  из дома порождается особым сочетанием воспитательной ситуации и личностных качеств ребенка. Особенность воспитательной ситуации состоит в несоответствии родительских представлений о ребенке реальному складу его личности. А детям, склонным к бродяжничеству, как правило, свойственно сочетание высокой общительности и недостаточного чувства социальной дистанции. Оказавшись среди чужих людей, эти дети не испытывают тревоги. Они легко обращаются к взрослым за помощью, быстро привыкая лгать и попрошайничать.

     Предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если этого не происходит, уход из дома не проходит бесследно.

     На  первый взгляд, самой серьезной проблемой  кажется накопление навыков плохого  поведения. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Их некому оградить от проявлений низменных инстинктов чужих людей. Привычка отстаивать свои интересы с помощью хитрости или злобно-агрессивных реакций невольно отталкивает от них и взрослых и сверстников. Однако особенность детской психологии состоит в том, что пока у ребенка преобладает подражательная форма приспособления к окружающему, осознания ответственности за свое поведение не наступает. Это позволяет совершать предосудительные поступки в одной среде и воздерживаться от них в другой. Так, прекращая безнадзорную форму существования, ребенок почти без затруднений адаптируется к школьной системе.

Информация о работе Трудные дети: Взаимоотношения в семье