Трудные дети: Взаимоотношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Некоторые причины, из-за которых ребенок может стать «трудным»……………………………………………………………….6
1.1. Хронические соматические заболевания и физические дефекты………………………………………………………………….6
1.2. Церебральные расстройства………………………………...7
1.3. Дети с ЗПР……………………………………………………9
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2. Педагогическая запущенность ребенка в семье…………..13
2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности……14
2.4. Нарушения со стороны родителей. Неврозы и патологические особенности личности……………………………….16
Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка……………………..19
3.1. Эмоциональные расстройства……………………………...19
3.1.1. синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации……………………………………………………………19
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность………………………………21
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2. Агрессивность детей………………………………………..23
3.3. Детская ложь………………………………………………...25
3.4. Аффективное поведение……………………………………26
3.5. Бродяжничество……………………………………………..27
3.6. Фрустрация…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

kurs1.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

     В-четвертых, психические заболевания родителей  повышают вероятность дисгармонии  в браке, семейных разногласий и разрыва брачных отношений. Часто бывает, что психические расстройства у детей возникают вслед за психическими нарушениями со стороны родителей просто потому, что болезнь родителей вызывает дисгармонию в семье.

Отклонения  в поведении детей – следствие пробелов в их нравственном развитии. Механизм образования таких отклонений сложен. Он порождён, вне всякого сомнения, такими ошибками, как чрезмерная опека ребёнка, ограничение его самостоятельности, недостаточное внимание к физическому и интеллектуальному развитию, сужение сферы общения и труда. Но помимо этого серьёзные последствия имеет стиль отношений родителей между собой, их отношение к окружающему и к ребёнку.

           Давно известно, что  появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

           Развиваются ли у  родителей представления о «правильном» поведении их детей в рамках семьи  и каковы они, зависит от того, что  означает для них и для их взаимоотношений  ребенок, а также от опыта их собственных  детских переживаний, полученных в родительской семье. Чаще всего от детей требуют соответствия родительским представлениям даже в том случае, если эти представления не соответствуют и даже противоречат ожидаемому поведению ребенка вне семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка.

      Согласно многочисленным исследованиям, психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Эти явления в значительной степени составляют неотъемлемую часть процесса развития и сами по себе не должны вызывать особого беспокойства. Однако у некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития психические расстройства, которые требуют лечения, но необязательно именно у психиатра.

      

     3.1. Эмоциональные расстройства.

     Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как  уже видно из названия, характеризуются  такими ненормальными эмоциональными состояниями, как тревога, страх, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр.

     3.1.1. Синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации.

     Группу  расстройств, называемых синдромом  социальной дезадаптации, составляют такие нарушения поведения, которые вызывают сильное неодобрение окружающих. Сюда входят варианты того, что обычно называют плохим поведением, но также и целый ряд других типов поведения, для которых характерны ложь, драки, грубость. Конечно, только то, что ребенок совершил противоправный поступок, нарушает закон, еще не означает, что у него имеется синдром социальной дезадаптации. Для этого необходимо, чтобы поведение ребенка считалось ненормальным в своем социокультурном контексте и носило бы характер социальной опасности. 

     3.1.2. Гиперкинетический синдром.

       Иногда встречается нарушение  психической деятельности, известное  как гиперкинетический синдром. Нарушение двигательных функций, низкая способность к сосредоточению внимания, проявляющаяся как в непродолжительной концентрации, так и в повышенной отвлекаемости, являются основными характеристиками этого синдрома.

     В младшем возрасте для детей с  подобным синдромом характерна повышенная активность, проявляющаяся в виде несдержанного, дезорганизованного и  плохо контролируемого поведения. Явление импульсивности, вызванное колебаниями настроения, агрессивность и нарушение отношений со сверстниками для этих детей вполне обычны. У них часто отмечается задержка развития психических функций, в частности речи, расстройства чтения и недостаточно высокий уровень развития интеллекта. Среди мальчиков этот синдром встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Прогноз развития у детей с данным типом нарушения не очень хороший, и, хотя повышенная активность с возрастом уменьшается, многие подростки по-прежнему продолжают испытывать серьезные затруднения в сфере социальных контактов.

     3.1.3. Ранний детский аутизм.

     Нарушение развития, называемое ранним детским  аутизмом, встречается редко. Это  очень тяжелое расстройство, которое  начинается с младенчества и характеризуется следующими тремя основными чертами. Во-первых, у таких детей наблюдается нарушение развития социальных отношений. Это проявляется в том, что младенец выглядит ко всему безучастным и долго неспособен ощутить привязанность к родителям. Когда он становится постарше, у него ни с кем не складываются дружеские отношения, а общение протекает в странной напыщенной манере. Во-вторых, у этих детей отмечается выраженное отставание в развитии как понимания, так и использования речи. Приблизительно в половине случаев она вообще не развивается, но если речь все-таки возникает, то бывает обычно стереотипной, наполненной неправильно употребляемыми личными местоимениями. В-третьих, в поведении этих детей наблюдаются ритуалы и разнообразные действия принудительного характера. Это может проявляться в ношении с собой странных предметов, в странных движениях, вычурных предпочтениях в еде или исключительном интересе к цифрам и таблицам.

     Этот  синдром, так же как и гиперкинетический  синдром, гораздо чаще встречается у мальчиков. Приблизительно в 75% случаев этому расстройству сопутствует умственная отсталость, а в случаях, когда общий уровень интеллекта детей-аутистов является нормальным, у них часто отмечаются трудности, связанные с пониманием. Большинству детей с подобным нарушением необходимо специальное обучение, и лишь немногие с наименьшей степенью дефекта могут учиться в обычной школе. Случаи полного выздоровления встречаются очень редко. Около половины из числа тех, чье интеллектуальное развитие соответствует норме, могут приспособиться к социальной среде и удержаться на работе в результате значительного улучшения состояния. Они почти никогда не женятся.  
 

           3.1.4. Детская тревожность.

     Понятием  «тревожность» психологи означают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям опасений и беспокойства. При этом подчеркивается, что данное состояние необязательно является ненормальным. Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств проявляет безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.

     Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

     В целом тревожность является проявлением  неблагополучия личности. В ряде случаев оно буквально взращивается в тревожно-мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир.

     Однако  такая неприятная индивидуальная особенность  появляется порой и у детей, чьи  родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят от жизни  и в частности – чего они  хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставятся разнообразные задачи, которые он должен решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справиться со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это вызывает недовольство родителей. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое-то упущение, за которым последует неодобрение и порицание. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

     Чтобы избежать формирования этой нежелательной  черты родителям следует умерить  свой педагогический энтузиазм. Жизнь  ребенка не должна превращаться в  бесконечный бег с препятствиями, борьбу за одобрение и симпатию родителей. Он должен чувствовать, что для самых близких людей он ценен сам по себе, а не как победитель в бесконечной битве за успехи и послушный исполнитель дисциплинарных предписаний. А иначе и желаемых результатов от него добиться не удастся: человек, терзаемый постоянными опасениями, не способен ни на сознательную дисциплину, ни на серьезные жизненные достижения.   

     3.1.5. Детские страхи.

     Что это такое – детские страхи? Проявление природной робости, капризы  или первые признаки психического расстройства? Нужно ли сними «бороться»? Что может способствовать их появлению?

     Ребенок боится темноты, боится оставаться один, войти в воду боится собак, незнакомых людей. Ведет себя при этом по-разному. Может заплакать, застыть в ужасе, зайтись в крике, даже посинеть, потерять дыхание на несколько секунд. Но чаще всего, испытывая страх, ребенок возбужден – он мечется, кричит, цепляется за близкого ему человека или вырывается из рук, пытается убежать или спрятаться. Если страхи мучают его сколько-нибудь продолжительное время, то меняется и его поведение, и настроение: он делается молчаливым, подавленным и скучным. Или неусидчивым, раздражительным, конфликтным, безостановочно болтливым. Такие непохожие проявления суть две стороны одного расстройства – невроза страха.

     Ребенок, страдающий страхами, нередко чрезмерно впечатлителен и легко возбудим от природы; однако, случается, невротические страхи возникают у детей из-за неосторожности взрослых, их душевной глухоты и бездумности.

     Страхи  появляются у ребенка в ситуации эмоционального напряжения, психической травмы; эта реакция нередко бывает преувеличенной, почти шоковой в коллизиях, на взрослый взгляд, просто пустяковых. Окружающий мир воспринимается ребенком не всегда соразмерно, масштаб событий нередко бывает нарушен.

     Невроз  страха – страдание, появление которого родители могут вызвать невольно, по собственной беспечности или незнанию. Однако случаются ситуации, когда причиной возникновения страхов становится избранная родителями воспитательная тактика, нередко жесткая и даже жестокая.

      

     3.2. Агрессивность детей.

     Ребенок впадает в истерику, ломает игрушки, проявляет враждебность, которая  становится истоком многих драм и  трагедий. Родители, столкнувшись с  яростным сопротивлением ребенка, часто  пребывают в растерянности, в  смятении, в испуге.

     Но  ребенок вовсе не зверь. Он наделен инстинктивными импульсами, обуреваем страстями, отстаивает свой такой хрупкий и не устоявшийся мир. В стремлении утвердить собственную личность ребенок обнаруживает гнев, ярость, разрушительность. Однако, понимают ли взрослые мотивы детских поступков, спонтанных реакций?

     Поскольку не существует общепринятого определения, агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, безусловно, форма  агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения. С другой сторон, упорство – тоже форма агрессии, но без него трудно чего-нибудь добиться, достичь цели.

       Детская агрессия – одно из  тяжких испытаний для родителей.  С другой стороны, дети сами  часто не могут справиться  со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остается для них чрезвычайно важной.

     Исследования  агрессивности у маленьких детей  обнаружили, что при взаимодействии «родитель-ребенок» возникают ситуации, когда агрессивность особенно активизируется, проявляясь в форме гнева, враждебности, ненависти, ярости, то есть в форме враждебной деструктивности. Исследования и клиническая работа позволили определить, что вносят в такую ситуацию родители и как они с этой ситуацией справляются. Их поведение существенно влияет на развитие агрессивности как в ее недеструктивной форме – упрямстве, настойчивости, так и в деструктивной форме. 

Информация о работе Трудные дети: Взаимоотношения в семье