Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2015 в 18:54, курсовая работа
В предлагаемой курсовой работе излагается история метода; на основании литературных данных, освещаются физиологические и психологические основы аутогенной тренировки; представлена современная техника аутогенной тренировки и проведен физиологический и клинический анализ различных ее модификаций; излагаются методики индивидуальных и групповых занятий, оригинальная модификация, разработанная Г. С. Беляевым. Приводятся элементы тренировки высших ступеней, предназначенных для моделирования заданного настроения; даны варианты психогигиенического, психопрофилактического и профессионального применения метода.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ГЛАВА 3. СТРЕСС. СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ, С ПОМОЩЬЮ АТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН
Глава 2. Механизмы действия аутогенной тренировки
ГЛАВА 3. Стресс. Способы его преодоления и предотвращения, с помощью АТ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аутогенная тренировка — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможность само регуляции исходно непроизвольных функций организма. За последние годы этот метод завоевывает все большую популярность.
Простота лечебных приемов, нормализация под их влиянием высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и вегетативных функций организма, привлечение личности больного к процессу лечения превращают аутогенную тренировку в систему активирующей психотерапии и делают ее доступной широкому кругу врачей. Достигаемая с помощью аутогенной тренировки саморегуляция эмоционально-вегетативных реакций, в частности уменьшение эмоционального напряжения, позволяет использовать этот метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и космической физиологии, инженерной психологии, общей и военной педагогики, при обучении актерскому искусству, подготовке спортсменов, операторов, в разработке проблемы биотокового управления, а также в ряде профессий, связанных с острыми или хроническими стрессовыми ситуациями.
Наряду с седативным влиянием аутогенной тренировки, может быть использована ее модификация, имеющая целью намеренно усилить эмоционально-вегетативную мобилизацию и точно рассчитать ее во времени. Такая модификация, в основе которой находится принцип «залповой» и кратковременной реализации нервной энергии в ее максимальном выражении, применяется в спорте и некоторых специальных видах человеческой деятельности.
Среди методов психотерапии, аутогенная тренировка занимает особое место, так как, применяя ее, тренирующийся, сам активно включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным свойствам гипнотерапии — пассивному отношению больного к процессу лечения, чувству зависимости от врача, обусловленности положительных результатов.
Приемы аутогенной тренировки усваиваются в процессе систематических упражнений, что придает этой методике тренировочный характер. Поскольку такая тренировка немыслима без одновременного упражнения воли, ее следует признать и активирующей личность. Влияние врача — руководителя занятий, разъясняющего физиологический смысл упражнений, осуществляется убеждением. Аутогенная тренировка несет в себе элементы аутодидактики и аутосуггестии. Следует особо подчеркнуть, что основным элементом методики, имеющим самостоятельное терапевтическое значение, является тренировка мышечной релаксации. По мере овладения приемами само регуляции наступает не только общее улучшение состояния. Больные освобождаются от страха перед болезнью, убеждаются в том, что они могут влиять на болезненные ощущения, полностью от них избавляясь или существенно их ослабив. Это реабилитирующее действие метода подчеркивается многими авторами.
В Советском союзе стране на IV Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров (1963) аутогенная тренировка была рекомендована для включения в комплексную психотерапию. По нашим данным, к 1960 г. в Ленинграде аутогенная тренировка применялась лишь в двух лечебных учреждениях (психоневрологический диспансер Ленинского и Кировского районов — Г. С. Беляев и А. А. Мажбиц, психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева — С. С. Либих) и охват не превышал 150—200 больных в год. К 1968 г. аутогенная тренировка использовалась в 9 лечебно-профилактических учреждениях города с ежегодным охватом не менее 2 тысяч больных. Симпозиум по аутогенной тренировке, проведенный в декабре 1967 г. в Ленинграде, показал, что этим методом широко пользуются в ряде клиник Советского Союза (И. 3. Вельвовский, Я. Р. Гасуль, А. Л. Гройсман, Н. В. Иванов, М. С. Лебединский и сотр., А. Г. Панов и сотр., И. М. Перекрестов, В. Е. Рожнов, А. М. Свядощ и А. С. Ромен, А. Н. Шогам и К. И. Мировский и др.). На заседании Ленинградского общества невропатологов и психиатров, посвященном проблемам аутогенной тренировки (15 сентября 1970 г.), обсуждались не только терапевтические возможности метода (Г. С. Беляев), но и нейрофизиологические механизмы (А. Г. Панов, В. С. Лобзин, Т. Г. Богия, Г. С. Беляев, В. П. Фомченков), вопросы применения метода в реадаптации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (В. Е. Киприано-вич), в комплексе профилактики профессиональных заболеваний на производстве (И. А. Копылова), использования в спорте (Л. Д. Гиссен), в психофизическом обучении военнослужащих (Г. И. Соборнов).
В течение ряда лет работает «Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии» (ICAT), в состав которого от СССР входит проф. А. М. Свядощ (Ленинград). Начиная с 1961 г. ICAT пять раз созывал международные конгрессы. При медицинском факультете университета Киуши (Фукуока, Япония) в составе исследовательского института им. Оскара Фогта с 1969 г. работает «Интернациональная исследовательская организация по применению и обучению аутогенной терапии». Как метод, обучающий само регуляции и тренирующий ряд психических функций, она рекомендуется многими авторами. Среди регулярно занимающихся аутогенной тренировкой в США и Канаде, как об этом сообщает Luthe (1965), много технической интеллигенции и администраторов, видящих в ней средство сохранения и повышения работоспособности. Kleinsorge, Klumbies (1959), сообщая о популярности метода и показаниях к его применению, приводят перечень 39 нозологических форм. Ruck (1956) указывает, что хорошие непосредственные результаты лечения отмечаются в 70%.(Приемы аутогенной тренировки находят применение в терапии алкоголизма (Orme, Snider, 1964), в акушерско-гинекологической практике (Chertok, 1959; Prill, 1965), в лечении последствий закрытых травм мозга (Binder, 1960)
В основе базовых механизмов, которые сегодня используются при аутогенной тренировке, лежат наблюдения исследователей, занимавшихся проблемой гипноза. В 20-х годах нашего века французский аптекарь Э.Куэ разработал методику, которую он назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лежа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку самовнушения, например: «Мой страх проходит», «Мое состояние все больше и больше улучшается». Куэ подчеркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия.
Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.
Основоположником аутогенной тренировки является немецкий врач и ученый Иоган Шульц. Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гипнотического воздействия. Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них формируются и закрепляются совершенно определенные субъективные ощущения, связанные с формулами, произносимыми гипнотизером. Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями:
чувством тяжести в руках и ногах;
чувством тепла и приятной расслабленности в мышцах тела;
чувством тепла в области живота;
чувством прохлады в области лба.
Шульц исходил из того, что если научить человека вызывать у себя ощущения, соответствующие тем, которые он испытывает во время погружения в гипнотическое состояние, то это позволит ему без помощи врача вводить себя в состояние, близкое к гипнотическому, и посредством самогипноза самостоятельно избавляться от многих болезненных психических и физических нарушений, мешающих нормально жить и работать.
Позже идеи Шульца получили самое широкое распространение не только в медицине, но в других областях деятельности человека, связанных с экстремальными ситуациями, и в повседневной жизни.
В соответствии с широким спектром применения аутогенной тренировки существует много ее вариантов, освещенных в научной печати. Опубликовано несколько кратких методических писем и учебных пособий прикладного значения. Однако в отечественной литературе до сих пор нет достаточно полных руководств, которые могли бы дать цельное представление о методе и помочь психологу выбрать оптимальный вариант аутогенной тренировки. В представлениях о механизмах влияния метода на разнообразные функции организма господствует психологическое направление. Физиологические основы аутогенной тренировки в литературе представлены недостаточно или не рассматриваются с позиций современной нейрофизиологии.
В предлагаемой курсовой работе излагается история метода; на основании литературных данных, освещаются физиологические и психологические основы аутогенной тренировки; представлена современная техника аутогенной тренировки и проведен физиологический и клинический анализ различных ее модификаций; излагаются методики индивидуальных и групповых занятий, оригинальная модификация, разработанная Г. С. Беляевым. Приводятся элементы тренировки высших ступеней, предназначенных для моделирования заданного настроения; даны варианты психогигиенического, психопрофилактического и профессионального применения метода.
В советской стране первое упоминание о «технике Шульца» принадлежит П. М. Зиновьеву (1934), однако сообщение о методе с изложением собственных исследований появилось в нашей печати почти четверть века спустя (Мюллер-Хегеманн, 1957). Пионерами в лечебном применении аутогенной тренировки в нашей стране стали А. М. Свядощ и Г. С. Беляев. Первые упоминания об аутогенной тренировке в отечественных литературных обзорах и монографиях относятся к 1958 и 1959 гг. и принадлежат Н. В. Иванову (1958), М. С. Лебединскому (1959), А. М. Свядощу (1959). Первые оригинальные исследования аутогенной тренировки опубликованы А. М. Свядощем и его сотр. (1961, 1962, 1963). В 1968 г. краткий библиографический указатель, составленный Г. Н. Бычко-Токовой (1968), насчитывал 64 работы советских авторов. Советские психотерапевты придерживаются мнения, что оптимальный терапевтический эффект обеспечивается только сочетанием аутогенной тренировки с иными лечебными приемами (Н. В. Иванов, 1962; В. Н. Мясищев, 1966; М. С. Лебединский, 1968; С. С. Либих, 1969, и др.). Ошибочно было бы считать аутогенную тренировку тем особым, исключительным направлением психотерапии, которое может вытеснить все остальные методы, и не связано с разработкой общих проблем лечебного использования внушения и самовнушения и многими другими средствами положительного воздействия на личность больного.
Сущность самовнушения очень четко и определенно характеризуется И. П. Павловым: «Раз точный исторический факт, что христианские мученики не только терпели, но с радостью шли на мучения и умирали с хвалой тому, во имя кого они собой жертвовали, то перед нами яркое доказательство силы самовнушения, т. е. концентрированного раздражения определенного района коры, сопровождающегося сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих, так сказать, коренные интересы всего организма, его целости, его существования. Если силы внушения и самовнушения таковы, что даже уничтожение организма может происходить без малейшей физиологической борьбы со стороны организма, то при доказанной широкой возможности влияния коры на процессы организма с физиологической точки зрения легко могут быть поняты произведенные путем внушения и самовнушения частичные нарушения целости организма при посредстве также теперь доказанной трофической иннервации»1.
Вторым источником, существенно повлиявшим на создание методики аутогенной тренировки, была система йогов. По словам А. М. Свядоща (1959), многие приемы метода заимствованы от индийских йогов, однако лишены той мистической основы, на которую опирается учение о йоге.
Йога (санскр.* сосредоточение мыслей, созерцание, буквально — «соединение») — одна из главных ортодоксальных идеалистических систем индийской философии. Йога утверждает, что человек может путем само углубления, самосозерцания и аскетизма овладеть «сверхъестественными силами, соединиться со всею душою Брамы». К средствам, которыми достигается это «очищение и просветление» ума относятся: воздержание («яма»); культура питания, труда и отдыха («нияма»); положение тела («асана»); контроль за дыханием («пранаяма»); «удаление» чувств («пратьяхара»); концентрация внимания («дхарана»); созерцание («дхъяна») и сосредоточение («самадхи»).
В древней народной медицине других стран Востока разработаны комплексы упражнений, сходные с приемами йогов и дающие возможность регулировать эмоционально-вегетативную сферу. Традиционный японский комплекс Zen, по мнению Wendt (1960), Onda (1967), является ответвлением йоги и имеет несомненную психотерапевтическую ценность. Влияние упражнений древнекитайского комплекса «Чи-уонг» на направление и темп метаболизма проследили Shiao Jun, Cai Ken и др. (1963). На основе древнекитайского комплекса дыхательной гимнастики Г. И. Красносельский сконструировал метод «пневмотерапии», применяемый в некоторых санаториях Южного Берега Крыма (М. В. Терещенко и А. К. Покровский, 1958).
Таким образом, становится очевидным, что практическое достижение йогинами желаемых сдвигов нервной деятельности обусловлено длительной многолетней психофизической тренировкой, и этот факт заслуживает особенного внимания в плане преемственности и общности некоторых методов йоги и аутогенной тренировки.
Третий источник аутогенной тренировки связан с учением о гипнозе и психофизиологическими исследованиями нервно-мышечной деятельности. Разрозненные сведения о влиянии гипноза на вегетативную сферу и деятельность органов можно найти в античной литературе и других древних источниках. Последующие работы по изучению влияния гипнотического внушения на отдельные функции и системы весьма многочисленны и разнообразны.
Литература о влиянии гипноза на функции организма необозрима. Тем не менее, действенность гипноза как лечебного средства находится в противоречии с ограниченными возможностями практического его применения. В. М. Бехтерев, энтузиаст гипнотерапии, принимал ее не без оговорок (1908) .{Внушение в гипнозе, не являясь каузальным методом, если и приводит к устранению симптома, не гарантирует от рецидивов, не влечет за собой перестройку личности и не активирует больного (Morris, Gardner, 1952; Barber, 1957). He все больные в достаточной степени гипнабильны, о чем свидетельствует значительное расхождение данных о количестве лиц, рефракторных к гипнозу (Binet, 1900;/В. М. Бехтерев, 1904; В. Е. Рожнов, 1954; К. И. Платонов, 1958).
Информация о работе Физиологические и психологические основы аутогенной тренировки